Распознавание


 
    Распознавание – одно из важнейших качеств человека, необходимое ему всегда и во всем. Оно необходимо во время встречи с новыми людьми, в процессе ознакомления с информацией: текстовой, аудио, видео, непосредственно с человеком…  В отношении к своему внутреннему миру это качество необходимо для того, чтобы объективно понять процессы, происходящие внутри. Оно нужно в педагогике, управлении, политике, творчестве, воспитании, бизнесе… Нет ни единой области деятельности в жизни человека, где бы оно не было востребовано.

    О распознавании чего идет речь?

    О распознавании истины! О том правда или неправда заключена в том, что человек видит, слышит, чувствует, делает, в чем участвует… И когда речь идет о духовных вещах, то распознать человеку необходимо соответствие узнанного духовным законам, высшей истине. И для этого мало просто прочитать и запомнить эти законы. Распознавание достигается или вырабатывается исключительно своим собственным опытом, причем в основном через страдание, поражение, ошибки, раскаяние…

    Как же так? Неужели не помогает приобретенные знания, размышление, позитивные дела? Конечно помогают. Но даже если человек и понял сущность распознавания, оно еще должно перейти в чувство (чувствознание), и его нужно закрепить на практике, ибо в противном случае оно не сохранится ни в памяти, ни в духовном опыте души. Это можно сказать обо всех позитивных качествах человека, и в особенности, о качестве распознавания истины.

    Возьмем к примеру человеческие взаимоотношения. Есть такое древнее высказывание: «для того, чтобы узнать границы какого-либо явления, нужно выйти за его границы, иначе как мы узнаем, где они находятся». То есть, нужно пересечь границу! Границу чего? Границу истины или законности. И тогда человеку становится ясно, дальше или ниже какой черты ему нельзя заходить или опускаться, и что находится за этой границей. Но ведь это означает совершить ошибку! Да… И совсем не один раз, и потом понять, что ошибся и тогда раскаяться! И только тогда приходит понимание, распознавание! И такими ошибками наполнены многие жизни человека. (Но это не значит, что их нужно делать специально, т. е. осознанно.) Он учится именно на своих ошибках, но только если ее осознает, признает. Для этого необходимо отрешиться от Эго. С ним ни понять ошибку, ни раскаяться невозможно. Оно закроет полностью объективный взгляд на ситуацию. Однако есть люди, у которых это качество развито, и они мало совершают ошибок.  Значит они уже работали над распознаванием в прошлых жизнях, и их жизнь не была проста.

    Распознавание развивается посредством применения практики (садхана и работа над собой), которую дает Учитель. Конечно наилучший результат возможен только в общении, взаимодействии, сотрудничестве с людьми. Без Учителя также возможна работа над собой и распознаванием, но далеко не всегда человек может определить над чем именно и как ему нужно работать. Часто самое необходимое является самым неудобоваримым для человека, потому что именно необходимое затрагивает эго, и оно защищается тем, что не приемлет самое важное. 
 
    А как насчет распознавания духовных положений? Почему один человек что-то узнает от Учителя или в книге и сразу принимает это, а другой сомневается? Почему один читает или слышит какие-то утверждения, и даже если они неправильны, верит в них, а другой говорит: «Нет это не соответствует истине»? Откуда у второго такое чувство? Именно чувство, а не знание! Он может с этим никогда раньше не соприкасался, но имеет, как и все люди, свое мнение об этом. И это мнение оказывается верным! Почему? Откуда в нем эта уверенность? Что за лакмусовая бумажка на истину заложена в нем?

    Это может быть опыт погружения в духовность в прошлых жизнях, опыт многих жизней, опыт успешный. Он оставляет в сознании, душе человека как бы некий эталон, образец – своего рода парадигму строения духовного космоса и человека. Именно с ней бессознательно, на уровне чувства сравнивает человек все, что он слышит о духовности. И если внутренний духовный эталон и услышанное совпадают, тогда человек соглашается и принимает это знание, считая его верным, истинным.
 
    Так же поступает и тот, у кого нет правильного духовного опыта, и его внутренний образец не соответствует истине. Но сравнивать ему больше не с чем. Отсюда столько людей, идущих ошибочными псевдо-духовными путями.  Причем и первый, и второй будут говорить, что, что они сделали выбор сердцем! И будут считать его правильным. А кто сказал, что сердце всегда чисто? Очищение сердца – огромная работа во многих жизнях.

    В каком самом высоком приложении качество распознавания может быть необходимым? В распознавании Духовного Учителя и духовности. 

    Можно написать целую книгу с примерами встречи с Духовным Учителем и Его принятием или непринятием.  Самая главное при этом даже не степень духовного пробуждения человека. Он может еще быть не пробудившимся, но находиться буквально в непосредственной близости с этим событием его жизни и не подозревать об этом! Достаточно малейшего духовного импульса, и человек пробуждается. Однако бывает и так, что человек проявляет большой интерес к духовности, и он пробудился, но его представления в чем-то неправильны или его самомнение о себе достаточно велико, и он не в силах определить кто перед ним.

    Вот приходит на встречу человек, который давно читает о духовности, состоит в каком-то духовном движении, какой-то религии. Он может быть, как сейчас говорят, самодостаточным, по крайней мере он сам может так считать – ему ничего больше не нужно. Он многое знает (прочитал и запомнил), он определился в своем жизненном и духовном пути, он никого и ничего не ищет: ни Учителя, ни каких-либо советов по практическому приложению духовного учения на своем пути – он сам идет по духовному пути. Он считает, что сам все что нужно применяет.
 
    Но зачем он приходит к Учителю? Бывает просто из интереса, но чаще ради решения какой-то ситуации в жизни, затруднения… Почему сам не может решить? Ведь он же читал духовные учения? Значит не хватает жизненного опыта, распознавания…

    Если у него есть богатый жизненный опыт общения с людьми, он вероятнее всего поймет, кто перед ним. Но примет ли он Учителя, будет зависеть от его эго и от силы пробужденного бхакти при встрече. Бывает так, что человек на какое-то время принимает Учителя, но потом по разным причинам сходит с пути.

    В любом случае жизненный опыт (в том числе и опыт прошлых жизней) намного важнее начитанности духовной литературы.

    Интересно, что легче всего Учителя принимают люди, не обремененные какими-либо духовными знаниями, почерпнутыми из книг или от своего окружения. Они не принадлежали какой-либо религии или духовному течению. Их сознание почти чисто от каких-то духовных или религиозных установок, представлений. Но это не значит, что у них нет в сознании духовного эталона! У некоторых он может быть намного более истинным, чем у тех, кто читает духовные учения. Он может быть очень чистым, правильным независимо от возраста человека. Именно он определяет распознавание истины. Поэтому к Учителю приходят и молодые люди, и в возрасте, с чистым сознанием, которые глубоко чувствуют духовную природу Учителя, его безграничную и бескорыстную любовь, и принимают Его как своего Учителя. 
 
    Вспоминаю, как пришел на встречу с Учителем человек, который объездил, по его словам, всю Россию, был во многих зарубежных странах, и вся его деятельность была связана с многочисленными контактами с людьми. Он практически не интересовался духовностью. После встречи он сказал, что встретился с уникальным человеком, подобного которому он не встречал в жизни нигде. Он отметил не только необыкновенно острый ум и мудрость Учителя, но и что-то несказанное, что он не может описать словами, но что притягивает к Учителю и создает покой в душе. Его поразила искренность и смелость мышления Учителя, его понимание современной ситуации не только в духовном плане, но и в политическом, причем в мировом масштабе.  Примет ли он Учителя как своего Духовного Учителя – время покажет, но ощущения его при встрече говорят сами за себя – он ясно ощутил Учителя, как необыкновенное явление в жизни.

   Этом пример показателен тем, что человек, ничего не читавший об Учителях, о духовности, но обладающий огромным жизненным опытом и достаточно широким сознанием, сумел разглядеть и ощутить за обычным человеческим обликом совершенно незаурядную личность большого масштаба, обладающую необычными качествами. По сути он распознал Духовного Учителя и признал Его по достоинству! Чего не скажешь о довольно многих людях, которые перечитали буквально горы духовной литературы, но не сумевших понять необходимость Учителя на Земле и, естественно, встретиться с ним. Чтение создает у человека определенное представление об Учителях: о том, каким он будет, как и чему будет учить, даже каким языком… И с этим индивидуальным шаблоном человек, не встречаясь еще с Учителем, пытается сравнивать все, что он прочитал и услышал об Учителе. Так формируется представление о несказуемом. Несказуемом?! Да, потому что человек и представить не может каким образом произойдет встреча, каким будет Учитель и как он будет учить. Может ли человек решиться на встречу после этого?..

    В другое время приходил на встречу человек, который состоял в духовном движении много лет (около 20-ти), считал себя проницательным, знающим, опытным человеком, обладающим распознаванием. Он не принял Учителя. (Имеется в виду не признал Его как Учителя вообще.) У него было много сомнений, связанных с несоответствием его представлений (сформированных на информации из книг духовных учений его пути) с тем, что он слышал (вернее сказать понял) от Учителя. 

    Тем не менее этот человек приезжал и пытался сам познакомиться, понять Учителя. Большинство же последователей духовных течений или движений, у которых нет Духовного Учителя, даже не решаются приехать на встречу.  Подчеркнем: НЕ РЕШАЮТСЯ. Одни считают, что Учитель не придет на землю; другие, что – придет в тонком теле; третьи, что не придет, потому что их УЧЕНИЕ и есть приход Учителя; четвертые говорят, что их чувства и энергии внутри – есть приход Учителя; пятые считают, что не может быть никакого прихода, потому что…; шестые не решаются – боятся, седьмые считают со слов других – это не их путь, восьмые, начитавшись и наслушавшись из сомнительных источников, думают: «Учитель ли он?» … Но все это – только самооправдание нежелания иметь Учителя, быть учеником, а значит избавляться от эго, духовно совершенствоваться.

    На самом деле общая причина может быть еще и в страхе перед новым, в страхе потерять статус-кво в избранном духовном течении, в инертности поведения и сознания, в страхе перед тем, что придется признаться самому себе, что духовные представления были неверны из-за неправильного понимания Учения по пути которого они идут…

    Есть люди, которые имеют представление о парампаре – цепи преемственности учеников от какого-либо учителя. Они, приходя на встречу, спрашивают, к какой парампаре принадлежит Учитель. Они руководствуются именно парампарой, точнее ее авторитетностью, известностью. Но если он не знают имени Парам-Гуру Учителя, даже когда им его называют, то для них это ничего не значит. Они не опираются на свои сердечные ощущения, на свой жизненный опыт, на свое распознавание человека. Но без этого не понять перед Кем находится человек. Так, например, можно расспрашивать о том, кто такие йоги, не понимая, что сам человек сидит перед йогом.

    Во время встречи с Учителем у человека пробуждается связь с ним. Если она есть, человек узнает и принимает Учителя. Откуда эта связь? Из многих жизней и из Тонкого Мира, где она не прерывается. В Тонком Мире нет религий, а значит нет никаких оград, заборов между ними, нет никаких парампар, нет никаких других разделений между душами. А что же есть? Есть связь души с душей, и души с Душей. Именно она определяет на земле принадлежность человека к тому или иному духовному пути, а не место или страна его рождения. Именно эта связь формирует обстоятельства, которые приведут к встрече с Учителем, время и место встречи. Конечно это определяет карма, но связь с Учителем является важнейшим и определяющим компонентом кармы.

    Интересно, что на Западе, в Европе люди более свободно и непредвзято воспринимают Учителя, по сравнению с центральной Россией и Азией. С чем это связано? Возможно с тем, что общество там более коммуникабельно, более жесткое, конкурентное и человеку приходится волей-неволей тренировать свое распознавание. Европейцы более прагматичны и, имея большой опыт самого разного социального и межнационального общения, он гораздо быстрее понимают неординарность и может даже исключительность личности Учителя и в интеллектуальном, и в духовном смысле.

    Кто-то может скажет, что существуют определенные признаки истинности Духовного Учителя. Вот они.
    1. Чистота души, праведность.
    2. Доброта и любовь, наполняющие и пространство, и людей вокруг него – духовная атмосфера.
    3. Соответствие слова и дела.
    4. Знание дает из любви к людям, а не за деньги.
    5. Знание дает не из книг, а из собственного духовного опыта.
    6. Притягательность или магнетизм.
    7. Равновесие во всех обстоятельствах.

    Однако если человек будет руководствоваться этими признаками исключительно интеллектуально – будет пытаться все это выяснить умом, ему, вероятнее всего, будет очень трудно определиться в своем выборе. Говорят, что Учителя выбирают сердцем. И это правильно, но недостаточно. Нужен и интеллект. Нужна гармония между умом и сердцем. И если вначале выбор действительно происходит сердцем, по крайней мере так часто происходит, то в дальнейшем для окончательного решения необходимо полное согласие сердца и ума.
   
    Если человек встретил Учителя, сумел его распознать, принять, это не значит, что это качество (распознавание) у него уже на высоте, и он может его не развивать. Он распознал и принял Учителя с Его же помощью – благодаря милосердию Учителя. Но что он будет делать в миру, когда нужно распознать истинный лик человека, который тот тщательно скрывает или лик какого-либо явления, когда необходимо определиться в выборе действия, его времени, качестве, длительности…

    Распознавание или на санскрите вивек-шилта – важнейшее качество человека на духовном его пути. Но максимально развить его можно только с Учителем. Почему? Как минимум, потому что для этого совершенно необходим сатсанг Учителя, не говоря уже о постоянной связи с Ним. Как его развивать – это отдельный вопрос.

    Мы коснулись этой темы только в одном аспекте – распознавания Учителя, а значит применительно к встрече с Ним.


                04.11.2019 г.








 

 


Рецензии