Цветок клевера

       Говорят, что самое благодарное свойство памяти - забывать пережитое, иначе человечество просто не выжило бы после всех войн, пожаров, наводнений, землетрясений. А уж личные беды и утраты?! Тем удивительнее, что события дней нынешних каким-то непостижимым образом возвращают нашу память в далекое прошлое.
      Я помню себя с очень раннего детства, мы жили тогда в селе на Ставрополье, и мне, малышке двух лет, всё было интересно и необычно: пение петуха, собака в будке, фырканье лошади, большая красная корова, которая почему-то давала белое молоко, питаясь зелёной травой...
      Зима стояла холодная, снежная, солнце на синем небе сияло так ярко, и в особо солнечные дни был виден заснеженный Эльбрус. Он казался сказочным замком, в которым жила принцесса. В конце февраля начинался окот овец, по ночам и утром стояли морозцы, и новорожденных ягнят приносили в нежилую, но довольно теплую комнатушку в задней половине дома, называли её клетушка. Взрослые - дед с бабушкой и отец с мамой - были заняты именно ягнятами, а я, предоставленная сама себе, наверное, изнывала от скуки, любопытства и теперь уже не помню, от чего ещё. Детей в семье больше не было, игрушки надоели...
      Несмотря на строгий наказ "сидеть дома", я под шумок выскакивала из тепла на крылечко, конечно, не укутавшись даже в бабушкин платок. Ох, это детское любопытство, нетерпение узнать, увидеть! Обрывки разговоров, блеяние овец и ягнят и самое главное - какого ягнёнка принесут в очередной раз - беленького или чёрного? - это и было всему виной: за день я так продрогла, что к вечеру свалилась с высокой температурой, в бреду.
       Как потом рассказывала мама, болела я долго, и за время болезни ослабла так, что не могла ходить даже по комнате. За это время случилось вот что - зима закончилась, дни стали длиннее, всё чаще и громче звенела капель. Наверное, мне было обидно, потому что за окном слышался смех и крики детворы, солнышко пригревало всё ласковее, веселее чирикали воробьи.
      В один из таких по-настоящему весенних деньков, когда прогрелся воздух, меня одели потеплее, вынесли во двор и усадили на домотканых половиках, расстеленных на большой куче сухой травы - это я потом узнала, на сене. Как она необычно хорошо пахла, будто тёплым лугом в июле! В ней были тоненькие стебельки, листочки и лепестки разных форм, цветки... И вдруг я увидела какой-то шарик, как мне тогда показалось, тёмно-сиреневого цвета. Я дотянулась и взяла шарик в ладошки: он был не очень большой, шершавый, тёплый от солнца.
      От него исходил вкусный медовый запах. Я перекладывала шарик с ладошки на ладошку и так увлеклась, что даже перестала кашлять. Мои ладошки тоже стали пахнуть удивительно приятно,и казались тёплыми именно от этого странного шарика. Я ещё отыскала несколько шариков и прихватила с собой в дом и всё время подносила их к лицу, нюхала, гладила ими щёки, и мне так легко дышалось! Вечером у меня впервые за последние дни была нормальная температура. Поправляя подушку, мама заметила под ней шарики и объяснила, что это цветки клевера. И даже обещала показать клевер, когда летом он зацветёт. А пока я рассматривала картинки в дедушкином журнале.
С тех пор прошли годы, но до сих пор вид и запах клевера связаны у меня с ощущением выздоровления, детского восторга и радости.И не зря, сколько целебных свойств он содержит в своих "шишечках-шариках"!
       Моей внучке летом исполнилось два года. На прогулке мы обычно пели песенки, рассматривали облака, гадали, на что они похожи, слушали голоса птиц. Однажды на полянке я увидела пышный сочный кустик клевера, и сорвав цветок, упругий розово-сиреневый шарик, покатала его в пальцах, понюхала и хотела рассказать внучке, что это, приобщить к природе, так сказать. И вдруг эта кроха, моя внучка, звонким голоском спросила у меня строго: "Зачем сорвала? Это клевер, его любят пчелы, они из него делают мёд. А мёд полезный!" Я виновато промолчала, вдохнула свежий аромат, и тут как всплеск, мне всё-всё вспомнилось, как будто на миг вернулась в тот волшебный день своего детства, и стало так тепло и легко на сердце! Спасибо тебе, память.


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна! Читая Ваши стихи и рассказы, ощущаю родство наших душ. Мы похоже воспринимаем мир может потому, что одного поколения или с немного близкими профессиями, я - провизор с 42-х летним стажем. Но в этом литературном хобби только года три и совершенный дилетант. Спасибо за Ваше внимание. Удач!

Лариса Лебедикова   20.01.2020 10:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.