Кот, который не любил людей

Всё в жизни у Мурзика было хорошо. Хозяева любили без памяти, вкусно и сытно кормили, гладили и чесали по первому требованию, дети особо не тискали и за хвост никогда не тянули. Не жизнь, а праздник.

Но Мурзику не давало покоя окно. Вернее, не само бездушное стекло, а то, что скрывалось за ним. А там всегда было на что посмотреть!

Целыми днями кот просиживал на широком белоснежном подоконнике кухни, рядом с горшком герани. Хозяйка умилялась и говорила, что они гармонично смотрятся вместе – белоснежный пушистый кот с голубыми глазами и зелёный куст, усыпанный огромными белыми соцветиями.

Цветок Мурзика не интересовал, тем более пах тот отвратительно. Несколько раз кот ронял горшок на пол, но тот упрямо не разбивался. Обожавшая питомца хозяйка безропотно собирала высыпавшуюся землю и ставила горшок на место. Поняв, что от соперника избавиться не удастся, Мурзик перестал обращать на него внимание.

До чего же любопытные события происходят внизу! Мурзику всё хочется увидеть, всё вызывает интерес. По дороге сплошным потоком движутся машины, рядом по узкой тропинке время от времени спешат редкие прохожие, на игровой площадке с утра и до позднего вечера резвится детвора, оглашая двор звонкими криками, а на лавочке сидят старушки и о чём-то оживлённо переговариваются.

В обед окно соседей обычно открывалось, и на крышу козырька над входом в подъезд летели кусочки хлеба, сыпалось жёлтое пшено. Вмиг налетали птицы. Мурзик завороженно наблюдал за важными, надувшими груди голубями, и за бойкими, без устали снующими проворными воробьями. Последние смешно прыгали среди собратьев, весело щебеча. Мурзик в азарте бил по стеклу лапой. Хвост его подрагивал от желания оказаться по ту сторону окна.

Иногда он видел тощего рыжего кота. Обычно тот отдыхал в тени большого куста сирени. Мурзик смотрел сквозь сетку, как тот валяется в пыли и страшно ему завидовал. Однажды, когда в квартире был один лишь кот, сетка не выдержала очередного удара лапой и выпала наружу.

Несколько минут Мурзик обескураженно смотрел в опустевший проём. Затем трусливо посмотрел вниз. До земли слишком далеко.

Неожиданно раздался щелчок и на крышу шлёпнулся размокший кусок хлеба. Следом за ним ещё один. Первыми прилетели голуби. Кот, как и обычно, лёг на подоконник, и стал наблюдать. Потом появились воробьи вместе с ними началась возня и крики. Мурзик не выдержал и, громко заурчав, прыгнул.

Крыша моментально опустела. Разноцветные перья полетели в разные стороны и медленно закружились в воздухе. Мурзик ошарашенно осмотрелся, не до конца осознав, что произошло, обнюхал кусок хлеба и тут же, фыркая, отвернулся. Пахло совсем не вкусно.

Обойдя и проверив все углы крыши, Мурзик посмотрел вниз.

На траве, щурясь от яркого полуденного солнца, лежал рыжий кот. Он безразлично смотрел на Мурзика и молчал.

– Добрый день! – на всякий случай вежливо начал разговор предусмотрительный Мурзик. – Вы не возражаете, если я спущусь к вам?
– Мне без разницы, – заявил кот и зевнул.

Мурзик прыгнул на проходящую по стене железную трубу, попытался зацепиться, но не смог удержаться и сорвался вниз, смешно шлёпнувшись на асфальт.

Вокруг всё было вроде и знакомым, но в то же время и чужим. Раньше Мурзик мог видеть свой двор с высоты, а сейчас он чувствовал себя маленьким и беспомощным. Рядом, склонив у него над головой макушки, возвышались деревья, и нависал серой стеной дом.

А ещё запахи. Они тоже изменились. Мурзик и не подозревал, что земля может пахнуть так привлекательно. Не удержавшись, кот несколько раз перевернулся с бока на бок, а потом потёрся о землю, чтобы шерсть впитала в себя запах пыли.

А потом, забыв обо всём на свете, Мурзик как угорелый носился по тропинкам, шарахаясь от попадавшихся на пути людей в кусты, залезал на деревья и точил когти о кору, охотился на птицам, пил воду из лужи и лакомился отбросами из мусорного бака. Он вовсю наслаждался долгожданной и неожиданной свободой.

Если чувствовал голод, то залезал в ближайшую помойку или же направлялся к магазину. Сев у крыльца, терпеливо ждал, пока какая-нибудь сердобольная женщина не достанет из сумки кусок сосиски.

Несколько раз Мурзика пытались поймать, но он не давался в руки, а сразу же стремглав убегал, подальше от этого места. Иногда, поздними вечерами, когда он укладывался в кустах или подвале на ночлег, сквозь дрёму ему казалось, что он слышит голос хозяйки. Но на зов не выходил. Зачем ему нужна эта надоедливая женщина, которая постоянно тискает его, каждый день чешет или, что ещё хуже, купает. В воде! В мокрой и противной воде. Да ещё с воняющим шампунем. То ли дело сейчас – сейчас Мурзик пах восхитительно!

Почему-то кот решил, что такая беззаботная жизнь будет продолжаться всегда. Но через месяц начались затяжные дожди. А потом пришли морозы. Некогда бывшая роскошной шубка облезла и свалялась и теперь уже не спасала от холода – Мурзик спасался в подвалах, отсиживаясь в надежде переждать плохую погоду. Но с каждым днём становилось всё хуже и хуже. Землю покрыл толстым одеялом снег, спрятав ещё недавно гостеприимные мусорки.

С приходом зимы люди стали злее и не торопились угощать облезлого тощего кота, жалобно трясущегося у магазинов. Однажды к Мурзику подошла девочка-подросток. Она протянула руку, чтобы его погладить, но её остановил грозный окрик матери.

– Не смей его трогать! Ты что, не видишь, что он больной. Уйди от него немедленно! Страшный-то какой!

Мурзик попытался было сказать, что он просто давно не ел. Утром кот едва пришёл в себя от соблазнительных запахов, шедших из пекарни, а на ужин у него был замёрзший, давным-давно превратившийся в ледышку кусочек хлеба, да долька местной надменной луны на закуску. Мурзик только и смог, что тихо, едва слышно промяукать. И в глаза девочке посмотреть. А потом, неожиданно для самого себя, громко замурлыкал.

Он не знал, зачем он это сделал и на что понадеялся. Просто вдруг захотелось быть хоть кому-то нужным.

– Пошли, я тебе сказала, – не унималась мама девочки. – Оставь его.

Девочка встала и внимательно посмотрела на Мурзика. Немного подумав, достала из кармана куртки телефон. Сделав несколько снимков, она побежала догонять маму.

– Мам, он наверняка породистый. Очень похож на Милкиного кота. У того тоже нос приплюснутый и морда кирпичом. Я снимки в группе выложу.
– Делать тебе больше нечего, – пробурчала женщина.

И они ушли. А Мурзик, поняв, что сегодня поесть так и не удастся, полез под крыльцо. Голодный, да хоть в тепле.

В последующие дни ему немного везло и удавалось выпросить немного еды у слеповатых старушек. Но в основном люди шарахались от него.

Однажды поздним вечером, когда Мурзик сидел и грелся в большой картонной коробке, он снова услышал голос хозяйки. Звук доносился издалека и был едва уловим. Мурзик мгновенно сорвался с нагретого места и побежал. Побежал вперёд, на мороз. К той, которая не забыла о нём. И которой он наверняка был нужен. Даже такой некрасивый, как сейчас – больной, тощий и облезлый.


Рецензии