Разрушающая сила любви

Наши мытарства по съёмным квартирам наконец-то закончились, нам выделили комнату в семейном общежитии.  И как же вовремя! Ведь мне через месяц рожать. Муж  ударился в  «капитальный» ремонт, теперь уже наших ,  14-метровых апартаментов. Капитальность заключалась в том, что пришлось смыть всю вековую побелку стен, ободрать всю краску  с оконных переплётов, дверей,  полов, всё побелить и покрасить по новой, чтобы уничтожить въевшийся запах старости. Раньше в нашей комнате  жил одинокий старик и комната не хотела разлучаться с  запахом даже после его смерти.
Через месяц мы вселились ,  я отправилась в родильный дом и принесла  оттуда родной, любимый, орущий  свёрточек – моего первенца. Жизнь  приобрела совсем другой  смысл.  Малыш подчинил себе все наши мысли, желания, планы. В нашей комнате  поселилось счастье!
Когда  жизнь немного устоялась, мы привыкли к новой для себя роли, роли  родителей, то решили крестить нашего сынишку в церкви. Время было атеистическое, но мы понимали всю важность  вековых традиций наших предков, понимали, что значит выражение «не нами заведено, не нам и отменять». Поэтому сомнений не было никаких – крестить!   На роль крёстного отца муж предложил своего друга по службе. А мне нужно было  выбрать крёстную мать.
Я, сирота, у которой не было близких родственников, кому можно было бы доверить опеку над  моим  сыночком.  К тому же я  не  подпускала к себе для близкой дружбы никого. Такой характер был – ровные отношения со всеми, но в душу  «посторонним вход воспрещён».  Исходя из всего этого , мы решили, что крёстной мамой нашего сынишки будет соседка Оля.  Она жила с мужем Сашей и  двухлетним сыночком   Лёшей в соседней комнате. Была весёлой, доброй, не склочной молодушкой. На наше предложение крестить  первенца отозвалась с радостью.  Что и было сделано в ближайший выходной.

Теперь Олю мы называли исключительно «кума», в праздники собирались семьями, застольничали. Помогали друг другу чем могли , по мере сил и возможности. И всё было хорошо. Одно,  только,  «НО»   осложняло мою жизнь –  кума проводила в нашей комнате больше времени, чем в своей.  Что такое комната в семейном общежитии площадью, аж, 14  квадратных метров? Это одновременно  зал+спальня+ детская+столовая.  И когда в ней,  помимо тебя, мужа и ребёнка,  находится ещё и посторонний человек, то как говорится, нельзя свободно ни чхнуть, ни пукнуть. Оля могла в выходной день прийти с начатой бутылкой водки и предложить нам «по Марусин поясок». Если мы отказывались, то она обижалась.
- Сашка на работе, вы не хотите, что мне одной пить? Выходной то бывает не так уж и часто…
И уходила, обиженная. А мы чувствовали себя виноватыми. У меня стало часто без причины портиться настроение. Я боялась открывающейся двери  ( на ключ мы тогда дверь закрывали только на ночь), не зная на сколько времени «ввалится» к нам на этот раз наша кумася.  Наше с мужем воспитание не позволяло её, хоть раз, выставить за дверь, попросить приходить пореже. Как же, она же крёстная мать  нашего ребёнка…

Положение казалось безвыходным. Но жизнь, дама непредсказуемая, и подкинула нам нормальный  выход из сложившейся ситуации.  На втором этаже нашего общежития освободилась комната гораздо большей площади,  и  мы добились в профкоме завода разрешения её занять. Переселились быстро,  сделав лишь косметический ремонт.  А в нашу комнату вселилась такая же молодая семья с ребёнком - Новомлинские.  Миша, Галя , моя тёзка, и Иришка.   Галина была супер хозяйкой и  аккуратисткой, но не контактной в общении и улыбку на её лице мы видели редко.  Теперь всё внимание нашей кумы переключилось на них,  а у нас наступила спокойная,  размеренная жизнь в кругу своей семьи, без посторонних наблюдателей.
Оля же родила второго сынишку  , назвала в честь папы Сашей, а крёстным  отцом ему взяла Новомлинского Михаила, соседа. Со временем  мы отдалились ещё больше, и жизнь пошла своим чередом.  У нас тоже родился  второй сыночек.   Соседки по общежитию  надо мной  беззлобно подтрунивали.
- Что испугалась, что Ольга у тебя мужа уведёт, и,  с перепугу,   уволокла его на второй этаж?
……..
  Дни сменялись годами. Дети росли. Мы общались с кумой, встречаясь на праздничных застольях,  на Рождество  сынок носил крёстной вечерьку, она дарила ему подарочки. Наше общение вошло в фазу « нормальные  добрососедские отношения».  И только один случай едва не рассорил  нас навсегда.
Зима, мороз, раннее утро. На работу к 7-00. Волоку на руках спящего сыночка в садик. Навстречу, со стороны детского сада идёт малыш лет пяти. Поравнялись, слышу.
- Тётя Галя, не ходите  туда, садик ещё закрытый…
Передо мной стоял соседский мальчишка, младший Олин сын Саша.
- Саша, а мама где? Или папа? Кто тебя отводил?
- Никто. Я сам. Проснулся, думаю, наверное в садик пора . Оделся и пошёл. А в садике все двери закрыты и окна тёмные. Я подождал немножко, замёрз и пошёл домой.
- А родители ГДЕ???
- Спят….
 Повторюсь, семейное общежитие, одна комната, зима. Ребёнок проснулся, оделся и ушёл. Родители не проснулись. Мороз…
-  Пойдём в садик, Саша, он уже открылся ( принимали детей с 6-30), я тебя проведу.
Пробегая мимо общежития на работу, заскочила и устроила побудку Ольге с мужем, родителям Саши. Речь моя состояла из одних нецензурных выражений. А на работе ещё долго трясло.
Поняв, что жить в общежитии, имея двоих детей, тяжело, муж пошёл работать на стройку и через пять лет мы получили долгожданную трёхкомнатную  квартиру.
…….
Из общежития мы  выселились, но проведенные в нём 10 лет жизни  привязали нас к нему и к его обитателям  крепко.  Наше общение продолжалось ещё несколько лет. Мы были в курсе всего происходящего  с его обитателями.   
 Именно в то лето, когда мы выселились, пришедшие в гости  подруги  рассказали мне , что моя кума  Оля загуляла со своим соседом и кумом Мишей. Её муж Саша , не выдержав измены, уехал на Север на заработки, тем самым дав жене свободу .   Оля поехала на рыбалку с любовником на несколько дней, оставив детей на свекровь и больше не вернулась  домой.  Стала жить с кумом в каком-то селе, где им выделили бесплатно дом, как « ценным специалистам». Михаил был механиком.
Я не могла понять  какой силы должна была быть любовь, чтобы оставить , бросить детей и не знать – как они, что с ними. Материнское сердце должно было разорваться от неизвестности… Но не разорвалось. У Михаила  на тот момент было  тоже двое детей. Но они остались с матерью.  И не были сиротами, как мальчишки моей кумы.
Я была потрясена  произошедшим настолько, что не могла ни о чём другом думать и говорить. По ночам я плакала, жалея Олю в её сумасшествии. Иначе я не могла себе всё это объяснить, только, как сумасшествие, помешательство от любви. Муж  не вникал в чужие проблемные  отношения.
- Взрослые люди, как-то уж разберутся.
 
К 1 сентября Олина свекровь вызвала сына с Севера. Детей нужно было готовить к школе – одевать, обувать, покупать школьные принадлежности.  Дети, как  дети, легче переносят такие драматические ситуации.  Стали жить с папой, учиться, на выходные ездить к бабушке, которая их очень любила и старалась баловать по- женски – вкусности,  ласка, любовь, забота. И только однажды соседи слышали, как  Олины дети, разговаривая о маме разошлись во мнениях. Старший сказал.
- Никогда её не прощу.
А меньший грустно так добавил .
- А я бы всё простил. Лишь бы только она вернулась….
………
Узнать, что происходило в это время с кумой,  мне посчастливилось лично.  Однажды я встретила её в соседнем городе на рынке.  Она торопилась на рейсовый автобус и, пригласив  меня в гости, чтобы пообщаться поближе, написала адрес на клочке бумаги, рассказала, как и чем лучше к ней добраться.  И я, преодолев все свои сомнения и протесты мужа, всё же поехала в гости к крёстной матери моего сына. Что мной двигало? Желание понять её.  Если не простить, то хотя бы понять.
Эта поездка отняла у меня много моральных сил. Каждый шаг , каждое движение, каждое слово давалось мне с невероятным трудом. Я словно шла по минному полю – с одной стороны жалость, толерантность, сочувствие и нежелание обидеть сорвавшимся грубым словом или бестактным вопросом. С другой стороны - злость и обида за её детей сирот,  принесённых  в жертву новой или очередной  любви. Выбрать золотую середину в общении с ней мне  было очень сложно. Но я старалась.

Очень трудно описывать  эту поездку.  Вижу  и помню всё до мельчайших подробностей , детали, взгляды, все мелочи - до отбитой ручки на чашке.  И вместе с тем,  внутренний ступор, не позволяющий реагировать адекватно на нашу, как оказалось, последнюю встречу. Но я всё же попытаюсь изложить, хотя бы кратко. Это необходимо для понимания того, что произойдёт позже.

Оля встречала меня на остановке автобуса , одетая в своё выходное платье, которое я ей когда – то давно помогала перешивать, сверху был одет Мишин, явно рабочий, пиджак, на ногах  были обуты туфли  растоптанные, грязные. Весь вид её был какой-то потерянный. Но она постаралась изобразить на лице радость и повела меня к себе  в дом. Домом это  облезлое  строение можно было назвать с большой натяжкой. Барак, времянка. Внутри всё было ещё хуже – минимум мебели, грязные стёкла окон без занавесок, посуда, которую стоило выбросить, а не пить-кушать из  неё.  Выложив угощение  и расположившись за столом, я задала вопрос.
- Как поживаешь, Оля, где Миша?
- Нормально живу, как видишь. Мишка на работе. У нас всё нормально.
Она отвечала вполне искренне. Но при этом не снимала в помещении пиджак. Причину я поняла спустя некоторое время. Оля была беременна. И почему то пыталась это скрыть от меня.
Мы пообщались до следующего рейса автобуса в город. Мишу я не дождалась, и Оля провела меня на остановку.  Вся наша встреча была для меня, как какой-то сюр. Мы  пили привезенное мной домашнее вино, закусывали моими угощениями, говорили ни о чём, явно тяготились обществом друг друга, но «протокол»  приёма кумы ( меня) в гостях был выполнен полностью. На остановке  мы обнялись и она сказала.
- Галь, у меня,  правда,  всё хорошо!
Я улыбнулась в ответ, села в подъехавший автобус и уехала. Я была бессильна изменить ситуацию. И от бессилия  плакала всю дорогу домой.
……….
Прошло несколько лет.  При встрече одна из обитательниц общежития вскользь обмолвилась,  что Миша  Новомлинский вернулся к жене и детям и снова живёт в общежитии.
- А Оля? Она где???
- Никто не решается спросить у него о  судьбе твоей кумы.
Снова шок. Я не могла представить её  жизнь с маленьким ребёнком в бараке с печным отоплением, с потрескавшимися  стенами, трещинами в палец в полу и дырявой крышей. На тот момент я ещё не знала, что детей  у неё уже двое, два мальчика. Как она сама могла там выжить?  Чтобы не мучится вопросами , я отправилась к ней в гости, без приглашения. Муж мой, как всегда , был против поездки.
- Не лезь в чужую жизнь.
Однако жизнь кумы теперь  не казалась мне  чужой.  Она, осуждаемая всеми, брошенная любовником с ребёнком на чужбине, без помощи, поддержки должна была понять, что её судьба не всем безразлична.

Приехав в село, я решительно направилась к Олиному дому. Но, подойдя к нему ближе,  увидела, что окна его закрыты перекосившимися ставнями, крыльцо занесено снегом.  По всему было видно, что в доме никто не живёт. Постояв в раздумьях несколько минут, я направилась к дому напротив.  Его крыша виднелась за добротным забором, из трубы вился дымок. Наверняка, дома кто-то был и скажет мне  хоть что-нибудь о её судьбе . Я сильно постучала в калитку. На громкий лай собаки с крыльца отозвался женский голос.
- Кто там гремыть?  Кого надо?
Я объяснила,  кто я и что ищу свою куму, которая жила напротив. Калитка открылась, за ней стояла женщина лет 55-ти, голова и плечи которой были укрыты большим пуховым платком, а на  босых ногах  были обуты резиновые калоши.
Увидев мой взгляд на её ноги, она улыбнулась.
-  Так, не надо было так сильно в калитку грымать!  Что успела, то й обула… Пойдём в дом, холодно тут беседы вести.
Мы вошли в просторный уютный деревенский дом. Топилась печка, пахло  чем-то вкусным, о ноги хозяйки тёрся большой серый кот. Всё дышало  покоем и умиротворением.  Я почувствовала, что устала и голодная. Заметила это и хозяйка. Сняв платок ,она превратилась в красивую, голубоглазую, статную женщину средних лет. На красивом лице , кроме голубизны глаз, светилась  ещё добротой  лёгкая  улыбка.
- Так , говоришь, Ольгу ищешь?  Нет её, уехала в Россию к родителям.
- С малышом?
- Да… А второго похоронили… Меня Катя зовут, а тебя?
Увидев, что её слова поразили меня, она помолчала немного,  вздохнула.
-  Вижу, что ты, Галинка, ничего не знаешь… Давай пообедаем, а уж потом я тебе всё расскажу.
  Рассказ Екатерины.
 Мы рады были, когда дом напротив отдали приезжим. А то он без присмотра рушился и туда уже местные алкаши повадились лазить. Общаться с ними,  мы особо не общались. Они держались осторонь, жили закрыто. Миша днями на работе, а Ольга по дому хозяйничала. Не очень управно, но как могла. Они словно скрывались от кого. Но я не лезла с расспросами. Один раз только зашла к ним , детские вещи моего младшего  отнесла, когда первый ребёнок её родился.  Потом, через полтора года, второй малец  на свет появился.  Не мне судить, но материального  достатку там не было, и дети росли в нужде. А тут и вовсе Мишка куда-то уехал и не вернулся. Ольга сама с детьми осталась. В нетопленом бараке. Хорошо хоть  электрику не обрезали, она эл. камином и обогревалась
Дело было прошлой зимой.  Ольга повадилась к Маринке захаживать, что дальше по улице живёт. Выпивали они обе… Вот, и в тот раз уложила меньшенького спать. Включила камин, чтобы ему не холодно было, придвинула ближе к  кровати. А сама со старшим майнула к Маринке «по Марусин поясок»  влить . ( Услышав знакомое  Ольгино выражение, я вздрогнула).
Сколько она там пробыла, никто не знает.  А дома малец ворочался во сне, очевидно, одеяло свесилось на камин с открытой спиралью и начало тлеть… Когда Ольга пришла, была полная комната дыма и малыш уже не дышал. Ну, там – врачи, скорая, милиция…
 Ночевала она у  Марины. Утром подхватилась ни свет, ни заря и куда-то ушла, оставив спящего старшего сыночка у подруги.
Мой старший сын работает на железнодорожной станции и на работу ездит летом на велосипеде по дороге, а зимой – напрямик, через посадку пешком. 40 минут идёт на работу. Вот и в тот день он пошёл привычной дорогой и в посадке нашёл Ольгу.  Она пыталась повеситься,  несколько раз, но видно ветки ломались или верёвка обрывалась. Нашёл он её живую,  без сознания с несколькими синими полосками на шее.  На себе приволок в сельскую  амбулаторию, скорая увезла в районную больницу. Оттуда она к нам в село больше не вернулась. Маринка отвезла ей сынишку, дала денег и она уехала на родину, в  Россию.
 Закончив рассказ,  Катя достала со шкафчика графин с наливкой, налила в небольшие  рюмки, одну придвинула мне.
- Не реви. На всё  воля Божья. Давай помянем ангела… Не суждено ему было пожить на белом свете.
Мы помянули малыша. Я рассказала Кате историю Олиной жизни до переезда к ним. Она имела право знать.  Теперь пришло время поражаться ей. Она, как и я, не могла поверить, в то, что можно бросить детей, нарожать следующих,  пить, не дав шанса им на жизнь. Себя довести до попытки самоубийства. И всё это ради любви? Или ради похоти? Когда,  на какой стадии отключился её материнский инстинкт?  Может тогда, когда она спала и не слышала, как ребёнок в сильный мороз ночью сам ушёл в садик ?
Обо всём этом мы говорили с красивой сельской женщиной Катей до тех пор, пока не вернулись  с работы её муж и двое сыновей и ни проводили меня на последний рейс автобуса в город.
То, как я долго болела всем произошедшим с моей кумой, не знает никто.   Муж не понимал моих переживаний и я не могла поделиться с ним.  Переболела. Сама преодолела эту боль.
……
 Мы все разные. Со своими достоинствами и недостатками. Кто-то счастлив, кто-то не очень . Каждый строит свою жизнь по своим  представлениям о добре и зле, любви, сострадании, долге.   Но никому не позволено нарушать основные законы мироздания. Мать в ответе за дитя.  Всегда. Беспрекословно и  гарантировано. В  беде или радости, в сытости или бедности , твоё дитя всегда рядом, под твоей защитой. Или же слёзы твоих детей  окропят твой жизненный путь, и он никогда не станет дорогой к счастью


Рецензии
Да, Галочка, все, что я хотела сказать - прочла в предыдущей рецензии. От себя добавлю - нельзя женщине пить. Если мужчина способен бросить - женщине это очень тяжело. А уж пьянство ведет ко всему остальному, притупляя даже самое сильное - материнские чувства.

Я помню жуткое впечатление детства - шла из школы и увидела валяющуюся на земле женщину, беспробудно пьяную. Платье задрано, на лице бессмысленная улыбка, бормотание, видок умопомрачительный. Мальчишки, проходя мимо, хихикали, потом какой-то старик одернул на ней платье.

Уже тогда ( лет в 7-8) я крепко задумалась - зачем люди пьют, ведь это так отвратительно, и они превращаются в таких беспомощных.

Очень мрачная история, но рассказала ты ее, Галочка, как всегда - мощно.

Ваша Лена   28.05.2023 13:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Леночка, за оценку - "мощно". С одной стороны писать пережитое тобой, ранившее твоё сердце, легко, ничего не надо придумывать. С другой стороны, когда пишешь, снова всё переживаешь по-новой и снова болеешь, и снова мучаешься.
Наводила порядок в фотоальбомах, попалась фотография кумоньки с мужем и старшим сыночком. Такая красивая семья... Но внутри уже зрело то, что разрушило её.
А вот, вопрос - зачем люди пьют, задаю и я себе всю жизнь. Ответа нет. Порок, изъян разрушающий жизнь многих. "Горький пьяница" - очень точное определение. И самое страшное, что страдают дети...


Галина Куриленко   28.05.2023 22:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.