Жизнь Ивана Гаврииловича Прыжова

Его имя на протяжении долгого времени было забыто. В 1934 г., по прошествии сорока лет после смерти автора книг «Нищие на Руси»» и «Кликуши», М. Альтман написал первое посвященное ему исследование – «Жизнь и творчество И.Г.Прыжова». Через сто лет после его смерти, в 1985 г., в составе фонда Благовещенского в РГАЛИ была найдена рукопись труда «Декабристы в Сибири на Петровском заводе». Выяснилось, что Благовещенский – псевдоним Прыжова в период его пребывания на каторге.

22 сентября 1827 г. в семье вольноотпущенного крестьянина подмосковного села Середниково Гавриила Прыжова, служившего писарем в Мариинской больнице для нищих в Москве и жившего вместе с женой там же при больнице, произошло событие, ничем не выделившееся из ряда аналогичных: у него родился сын Иван. Несмотря на то, что Г. Прыжов был участником Отечественной войны 1812 года и имел орден Св. Владимира, дающий право на получение потомственного дворянства, он так и остался простым вольноотпущенным крестьянином. Память о том, кем были его предки и что им пришлось пережить от притеснений помещиков, определила его сочувственное отношение к собратьям-крестьянам.
Первое, что испытал Иван Прыжов, родившись на свет, это голод и холод. Сидя в камере каземата после ареста за революционную деятельность в составе кружка Нечаева, он писал об этом в автобиографии «Исповедь», которую зачитал в зале суда в качестве оправдательного слова. Одну из сцен первых дней своей жизни он описал так: «Молоко замерзло, и я плакал с голоду, тем и началась моя жизнь».
Само место, где находилась Мариинская больница, считалось темным, проклятым, и люди обходили его за версту. В этом безотрадном месте Иван рос рядом с Федором Достоевским, будущим русским писателем, – их отцы работали вместе. Вспоминая детство, Прыжов говорил: «Жизнь моя была собачья. Болезненный заика пришел в первую Московскую гимназию».
В годы учебы в гимназии он часто приезжал в Середниково на родину отца. Там от своих тети и дяди он слышал истории о нелегкой крестьянской жизни. На основе услышанных в детстве рассказов в «Исповеди» он написал: «В этом селе барский дом на горе, а самое село под горой, и вот, когда Лермонтов воспевал мадригалы некоей Хвостовой (Сушковой):
Вокруг лилейного чела
Ты косу дважды обвила,
тогда в селе, под горой, дело шло совсем не о «лилейном челе», а о кнуте; кнут гулял еще по плечам моей тетки и дяди – крестьян, здравствующих и доселе».
Поэтическая, романтическая жизнь в барском доме была противоречащим контрастом крестьянской судьбе. Все видели только одну сторону усадьбы, это весёлые чтения стихов юного Лермонтова, и его хулиганские выходки. Но никто не хотел заглянуть за кулисы «театра», никто не видел, как лупили крестьян без вины, как их продавали за долги. Для всех Середниково это было прекрасная усадьба с её добродушной хозяйкой». И.Г.Прыжов просто не мог пройти мимо этого и он в своей книге «Из деревни» собрал как можно больше отрицательных качеств «Середниково» и его хозяев. Например: Прыжов приводит такой случай: один раз крестьянская собачка забежала во двор, к помещикам. Увидя ее, барский слуга очень разозлился, избил животное и выкинул в ближайший овраг. Крестьянин долго искал свою собачку, нашел в полуживом состоянии, еле выходил ее.
Традиция такого отношения к крестьянам и их хозяйству сложилась в Середниково еще в XVIII столетии. Прыжов приводит воспоминания старожилов о помещике Нестерове: «Жадность была страшная – прутика не сломи. «Ты мой и все мое», – говорил барин. Жалости не было. Весь народ, бабы, девки, ребята работали на барщине; придут домой, а дети еще ничего не ели, и отправятся собирать милостыню по соседним селам». Разоренных в конец крестьян барин продал.
О Прыжове по Петербургу ходила слава чудака и защитника бедных. Но на самом деле И.Г.Прыжов бедных не защищал, он просто изучал и исследовал их быт, и разоблачал лжепророков, и лжебедных. Как, например, в труде «26 московских пророков, юродивых дур и дураков» И.Г.Прыжов расписал, откуда берутся и кем являются пророки которые объявляются иногда в деревнях. Как пример Иван Гаврилович взял Ивана Яковлевича, смоленского священника, который, напортачив в церковных делах, ушел в лес и стал лжеюродивым. Смён Митрич, который был родом из купеческой семьи, и стал юродствовать оттого, что прожился весь. Работы Прыжова И.Г. посвященные нищим, продавалась за копейки. Прыжов был единственным человеком, который обратил своё внимание на нищих ни, как на просящих милостыню, а, как на объект своего исследования, но его почти не понимали в этом стремлении. Самое большее, что можно было получить за книгу «Кликуши» – один рубль шестьдесят копеек.
Первая книга И.Г. Прыжова вышла в свет в 1850 г. За десятилетие им было выпущено пятьдесят книг, статей, заметок, рецензий. Несмотря на бедственное материальное положение, он был человеком везде успевающим, стал вольнослушателем в Московском университете. После его окончания четырнадцать лет проработал в московской палате гражданского суда. Он хотел оттуда уволиться и переехать в Петербург, но никак не получалось. Вскоре палату сократили, и Прыжов опустился еще ниже, пытался покончить жизнь самоубийством – прыгнул в пруд, но неудачно. Его спасли. Через некоторое время он перешел работать в конторы частных железных дорог, но уволился по собственному желанию, так как через его руки проходили тысячи рублей, а с арифметикой у него было плохо.
В 1869 г. И.Г. Прыжов познакомился с С.Г. Нечаевым и вступил в его организацию «Народная расправа». В его задачи входила пропаганда организации среди фабричных рабочих, а также установление контактов с зарубежными экстремистами. Эта деятельность и сам Прыжов были настолько яркими, что Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» сделал его прототипом добряка и фантазера Толкаченко, которому поручали вербовку новых членов среди изгоев общества, преступников.
Писатель был арестован и проходил по делу «нечаевцев». После «публичной казни» в 1872 г. был сослан в Сибирь. Будучи в Сибири на каторге, И.Г. Прыжов пишет труд, посвященный декабристам, но не успевает его закончить, также как и свою главную работу «Граждане на Руси». Через некоторое время каторга ему была заменена вечным поселением на Петровском заводе, в том же самом месте, где и декабристы. 27 июля 1885 г. он умирает.
В отечественную культуру И.Г. Прыжов вошел не только как ученый особого рода и как яркий публицист и народный заступник, он вошёл в культуру как личность весьма не однозначная, его образ был сродни бунтовщика. Он ставил своей целью «собрать в одно целое не только археологические факты, но все слёзы, всю кровь, весь пот, пролитые, когда -либо народом.


Рецензии