04. коровяк. 1980, август

После шутки с «термокомпасом» Юра Сидоров взял-таки меня в свой поход. Как и было обещано, в нём участвовала и Таня. До сих пор вспоминаю тот поход во всех подробностях, да так, что доведись ещё раз пройтись тем же маршрутом – прошел бы след в след.

Сидоров был явный лидер. Авторитет! Всё знает. Нет тропы – попрётся через кушари. Знает, где поставить палатку. Правильно – рядом с тем местом, где припрятаны прошлогодние вёдра (не тащить же их в этом), где взять воду, если нет никакого ручейка (а берут её на вершине ближайшего холма, в дождевой луже), и где растет щавель для борща. Сдаётся мне, что он сам его когда-то и посадил. Чтобы, опять же, не переть лишние килограммы. Знает он и все травы на свете.

– Юра – спрашиваю, – это что?
– Коровяк.
– А это что?
– Коровяк!
– Юра, а это что?
– Это тоже коровяк. Это всё коровяк. Все, что ест корова – коровяк .
От Сидорова же в этом походе я впервые услышал про лесного духа Алтая Хобу. Может быть когда-нибудь ещё мне удастся написать нечто об этом удивительном человечке без штанишек, а в этих записках для него просто не хватит ни места, ни времени.
А про поход этот написано здесь потому, что, во-первых, это – первый с Таней, а во-вторых, теперь я с полным правом могу называть себя «Алтайцем».

Вставка 2000-11-25

С лёгкой руки (точнее –  страниц Книги) шутка с коровяком прижилась. И не только в КСПешных кругах Усть-Каменогорска, но и за его пределами.
Теперь барнаульцы, идя по лесу с новичками, называют все неизвестные науке травы не иначе как коровяком.

Коле Шёлковому (это фамилиё такая) Олег Шимуда не далее как в прошлое воскресенье втолковывал, что у него на чердаке висят пучки именно сушёного коровяка. Коля удивился и попросил первоисточник, который тут же нашёлся в его собственном серванте.

Коровяк (Verbascum thapsus), он же дивина, он же шубник, он же медвежье ухо - лекарственное растение, применяется при кашле, катаре и желудочных заболеваниях. Отвар из цветков применяют при головных болях, ревматизме, расстройстве матки, а также как успокоительное при судорогах,  болях в желудке и ещё от 324 болезней живота. КСПешникам рекомендуется настой листьев при потере голоса.
Отдельные циники считают, что коровяк – это не то, что ест корова, а совсем даже наоборот. Враки! Коровяк – это вещь! Моя Танка с этого коровяка просто тащится!


На снимке – коровяк. Он же дивина, он же шубник, ну и так далее…


Рецензии