Охота

            Рецензия на книгу Анри Труайя "Охота"

   
Гонкуровская премия за 1938 год /роман «Паук»/
-------------------------------------------------

Поэтом можешь и не быть, но честь свою блюсти обязан

Книга Анри Труайя «Охота».
Совсем короткая книга о юношеском максимализме, о крушении романтических идеалов, о пропасти пролегающей между поэзией и прозой жизни, а также о чести, достоинстве, и совести человеческой.

Начну с персоналий, /буквально пару слов/:
 
 Анри Труайя, /Лев Асланович Тарасов/
/род. 01.11.1911 Москва, Российская империя – ум. 02.03.2007 Париж, Франция/, французский писатель, член Французской академии, лауреат многочисленных литературных премий, /награждён Орденам Почётного легиона, Орденом Искусств и литературы/, автор более сотни томов исторических и художественных произведений.
Окончил в Париже лицей Луи Пастера, /где получил высшее образование/, служил в армии, после служил в бюджетном отделе полицейской префектуры департамента Сена. Первый роман «Обманчивый свет» опубликовал в 1935 году.
  Жорж Дантес, /Жорж Шарль де Геккерен д’Антес/,
(Георг Карл фон Антес, Георг Карл де Геккерен)
/род. 05.02.1812 Кольмар, Верхний Рейн, Франция – ум. 02.11.1895 Зульц-Оберэльзас, Эльзас-Лотарингия, Германская империя/, французский монархист, офицер-кавалергард, пожизненный сенатор Второй империи, /награждён Орденом Почётного легиона/.
Известен, как человек смертельно ранивший на дуэли А.Пушкина, /после дуэли был лишён всех званий и выслан из страны/, впоследствии занимался политикой.
  Александр Пушкин, /Александр Сергеевич Пушкин/
/род. 06.06.1799 Москва, Российская империя – ум. 10.02.1837 Санкт-Петербург, Российская имперрия/, русский поэт, прозаик, драматург, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века, /основоположник русского литературного языка/, величайший национальный русский поэт.
Что ж до последней дуэли с Пушкина с Дантесом, отметим и то, что до неё у него было 29 ! /двадцать девять/, дуэлей. Тридцатая оказалась роковой.

1869 год, 32 года со дня смерти Пушкина.
Александр Рыбаков, /вымышленный герой/, выпускник Лицея Императорского Царского Села случайно узнав от матери, что в Париже ещё жив убийца Пушкина, вдохновлённый высокими идеалами добра и справедливости, к тому же из любви к поэзии, решает поехать в Париж и казнить Жоржа Дантеса.
Под предлогом поправки слабого здоровья он отправляется якобы на курорт, а сам, /обманув мать и друзей/, едет в Париж, где нанимается к Дантесу секретарём. И вроде бы ничего не мешает исполнению его планов, но он медлит, он хочет понять этого монстра, его мысли, мотивы его поступков, понять почему он поступил именно так, а не иначе.
Но Дантес вблизи оказывается совсем не монстром, /очень даже приятным человеком/, живёт по законам чести, без ума любит своих детей и внуков, истый патриот Франции:

"Он Генеральный советник департамента Верхний Рейн, сенатор с жалованьем тридцать тысяч франков в год, он приближен к императору, для продвижения своих дел. Это он настоял на необходимости строительства первых железнодорожных линий в Эльзасе, создал Парижскую газовую компанию и стал сам ней руководить".
                © Анри Труайя «Охота»

Рыбаков ищет любой самый ничтожный повод для оправдания, задуманного и не может найти. Да и не так это просто убить человека, тем более безоружного, тем более глубокого старика, тем более не сделавшего тебе ничего плохого, а скорее наоборот.

"Выплачивая мне заработанное в конце месяца, Жорж Дантес прибавил к нему то, что назвал «вознаграждением за верную службу». Я принял нежданный дар, выразив раболепную признательность, какая положена в таких случаях".
                © Анри Труайя «Охота»

Жизнь, она незаметно вносит коррективы не только в миропонимание, но и в понимание себя. Ты ведь не просто живёшь, смотришь, сравниваешь, соотносишь, думаешь, /что такое хорошо, а что такое плохо/. Что хорошо тебе, и что хорошего можешь, /мог бы/, сделать ты. Россия странная страна, там разрушение преподносится, как созидание, террор, как единственный путь развития общества. Нет не демократического, как ты подумал, а скорее рабовладельческого, в красивой обёртке не то социализма, не коммунизма, а если посмотреть с точки зрения нашего, с тобой читатель времени, то уже и путинизма. Но суть во все времена одна, человек ничто, жизнь человеческая ничто, империя всё, умереть во имя империи святое дело. Я может сейчас немного и не совсем по сюжету, но, что поделать если оно и про это, и так. Так, как было тогда, так и продолжается сейчас, и скорей всего будет продолжатся до тех пор, пока эта страна сама себя не уничтожит. Но вернёмся в то время и в то место, /Париж/.
А в городе неспокойно, друг и сосед Рыбакова, тоже молод и тоже мечтает изменить мир. Юношеские амбиции диктуют методы, утопических целей. А мир, каким был почти таким же и остался, /ну разве что научно-технический прогресс, да провозглашённая свобода/.
А ещё у Рыбакова случилась любовь, /первая любовь/, которая нечаянно нагрянула, Рыбакову запала в душу мадмуазель Изабель Корнюше, /прислуга в доме Дантеса/.
А потом Рыбаков всё же уехал лечится, /началось кровохарканье/, а когда вернулся, узнал, что на его место Дантес взял другого человека, а потом началась война и он уехал домой, дома благополучно женился, родились дети, а в своё время он узнал, что Дантес умер.
Вот вся история про охоту, точнее про то как история расставила всё по своим местам.

"Я написал Луи Жозефу, сыну барона Жоржа Дантеса, три строчки искреннего, но банального соболезнования".
                © Анри Труайя «Охота»


29.11.19

***


Рецензии