Письмо номер шестнадцать по Бартини

Активное исследование Арктики началось после Октябрьской революции. Уже в
1920-м году было организовано несколько арктических экспедиций по изучению Арктики и Северного морского пути. Для развития Север нуждался, прежде всего, в средствах сообщения. Однако до революции была построена единственная железная дорога, которая связывала европейскую и азиатскую части России. Между тем, на Севере Сибирь граничит с Северным Ледовитым океаном, в который впадают почти все многоводные сибирские реки. Организация морских перевозок  вдоль северных побережий России давала новый, жизненно необходимый путь, для развития Севера. Для решения этой задачи в первой половине двадцатого века на побережьях и островах Ледовитого океана строились радио- и метеостанции, геофизические обсерватории, устанавливались новигационно- опознавательные знаки. По неосвоенности, суровости и недоступности Арктику тех лет можно сравнить с космосом. Но три изобретения - радио, ледокол и самолёт сделали практически возможным освоение Северного морского пути. Летом 1932 года Северный Морской путь был впервые преодолён да одну навигацию экспедицией Отто Юльевича Шмдта на ледоколе « Сибиряков «. Впервые в истории ледокол за одну навигацию прошёл путь от устья Северной Двины до Берингова пролива. Тридцатые годы были заполнены работой по освоению Арктики. О Ю Шмидт становится директором Арктического института и, затем, начальником Глав- Северомор пути. Начал развиваться ледокольный флот и полярная авиация.
Началось активное освоение Северного морского пути. В этом деле важная роль принадлежала авиации. Однако, самолетов, приспособленных к эксплуатации в специфических тяжелых условиях Арктики , практически, не строилось. Для воздушных перевозок и ледовой разведки использовались снятые с вооружения военные машины или обычные транспортные самолеты. По предложению известного полярного летчика Бориса Григорьевича Чухновского группе авиаконструкторов, которую возглавлял Р Л Бартини, было поручено спроектировать специальный самолёт, предназначенный для работы на Севере.
В частности, для ведения ледовой разведки и для проводки караванов судов.
Но Р Бартини возглавил работу по созданию этого самолета совсем не случайно. Бартини познакомился с Чудновским ещё в 1927-м году, они не раз обсуждали задачи морского самолетостроения и с тех пор стали друзьями .
Проектируемый самолёт, по предложению Чухновского, был назван « Дар», что означало « Дальний арктический разведчик». Дар создавался для Гражданского воздушного флота, хотя к нему присматривались и военные.
Бартини и Чухновский были энтузиастами морской авиации, понимавшими, что наша планета почти на три четверти покрытая водой, становится тесной для сухопутных самолетов на колесном шасси. Ведь сухопутным самолётам требуются многокилометровые взлетно- посадочные полосы с искусственным покрытием. И чем выше скорость самолета, тем длиннее должна быть такая полоса. Самолёт, привязанный к аэродрому, утрачивает автономность. В то же время, обширные акватории морей и океанов , омывающих страну, авиацией не используются.
Русский самородок Б Г Чухновский получил широкую известность после спасения им группы Мальмгрена. Эта группа отправилась в 1928-м году к Северному полюсу на дирижабле «  Италия» во главе с генералом Нобиле.
Борис Григорьевич Чухновский стал летчиком в октябре 1917- го года,  после окончания школы морских летчиков в Петрограде.  Боевые будни закончились для военного летчика Чухновского весной 1922- го года, когда он вернулся в Петроград и стал слушателем Военной академии. Казалось, что все складывается удачно. Впереди Чухновского ждала карьера военоначальника . Но  через два года в его биографии произошёл крутой поворот. Мечта попробовать свои силы в покорении арктической стихии сделала своё дело. В 1924-м году он высказал идею использовать самолёт в работе Северной гидрографической экспедиции. Это предложение Чухновского поддержало руководство экспедиции и летом этого года на пароходе « Югорский шар « он отправился в Белое море.  Так военный лётчик стал полярным.  В 1925- м году Чухновский выполнил дальний перелёт из Ленинграда на Новую Землю. Это был прыжок в неизвестность, без радиосвязи и метеорологического обеспечения, без промежуточных аэродромов. Лётчик полагался лишь на свою интуицию и веру в благополучное завершение полёта.  В 1929-м году Чухновский вернулся на Балтийский флот, но его не покинула романтика полярных исследований. Для осуществления своих замыслов Чухновский, ещё за год до этого, предложил закупить в Германии  гидросамолёт «Валь» и не ошибся в своём выборе.  Этот самолет в Советском Союзе поучил название « Комсевморпуть- 1 «. Этот самолет стал наиболее популярным на Севере и многие авиаконструкторы - создатели гидропланов , в том числе и Бартини, не раз обращались к конструкции этого самолета. Проектирование   самолета ДАР Роберт Людвигович начал в одно и то же время с поектированием самолета Сталь-6.
Для эксплуатации самолета ДАР с заснеженных и ледовых площадок были предусмотрены специальные полозки. Это техническое решение Бартини с Чухновсим проверили на самолете « Валь» , который стал их летающей лабораторией.  О результатах выполненной  работы  Чухновский сообщил:
В период с 17 по 23 февраля 1935 года под моим руководством были поведены испытания Полозков  для для полетов с воды  на лёд и обратно, полностью подтвердившие правильное решение этой задачи. Обстановка испытаний была трудной, благодаря тёплой погоде , лёд в Азовском море интенсивно таял.  На следующий день , после посадки на лёд, самолёт провалился под лёд, был с трудом вытащен и после этого летал ещё 10 раз.  После последнего полёта лодка осталась без повреждений. На определенном этапе создания самолета ДАР Бартини привлёк к работе известного авиаконструктора В Б Шаврова. Их тесная тёплая дружба продолжалась долго, до самой кончины Роберта Людвиговича.
В годы отсутствия гласности В Б Шавров имел мужество говорить о той несправедливости со стороны НКВД, которой подвергся в 1938- м году Р Л Бартини. В довоенные годы Шавров получил наибольшую известность благодаря созданной им амфибии Ш-2. Ее предшественника- самолёт Ш- 1 Вадим Борисович с единомышленниками построил у себя на квартире, в Ленинграде. Когда корпус лодки был готов, то встала задача, как вынести его из квартиры. Выручило широкое окно, а соседи стали свидетелями необычного зрелища, как из раскрытого окна второго этажа выползал корпус гидросамолета. Для отдаленных районов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока самолёт Ш- 2 стал буквально палочкой- выручалочкой. Благодаря Ш- 2 обеспечивалась связь с отдаленными  селениями,  осуществлялись медицинское обеспечение и снабжение населения. Самолёт Ш- 2  верой  и правдой служил стране долгие годы, до середины шестидесятых годов.  Но замены ему так  и не было создано.
Постройка самолета ДАР осложнялась отсутствием необходимой производственной базы.  Проект  поддержал заместитель председателя Совнаркома СССР В В Куйбышев. По его указанию ДАР включили в план одного Ленинградского судостроительного завода.  Когда сборка и монтаж самолета были закончены, и предстояли его лётные испытания, возникло осложнение. Разрешение на первый вылет должна была дать специальная комиссия авиационных специалистов. В мае 1936-го года председатель Комитета Обороны В М Молотов подписал постановление, согласно которому комиссии , в мотав которой входил Туполев, Лавров, Григорович, Громов и Ромашкин , предписывалось :  «Обследовать на месте состояние самолета ДАР ... и определить возможность выпуска этого самолета на лётные испытания.  Срок работы- декабрь.». Этот документ сделал своё дело- Чухновский в этом же году опробовал ДАР в полёте. Испытания завершились весной  1937- го года.  ДАР после посадки на воду самостоятельно выруливал на берег. Время патрулирования в воздухе доходило до двадцати часов. Отзывы о самолёте были самые восторженные и руководство Полярной авиации заказало пять машин этого типа. Но пожелания заказчика так и остались только на бумаге. Главную причину этого обычно связывают с большой  трудоёмкостью изготовления самолета. Однако не исключено, что главной причиной короткой биографии ДАР стал все же арест  Бартини.


Рецензии
Удивительно интересная повесть! Читаю каждую главу с нарастающим интересом.

УСПЕХОВ И ЗДОРОВЬЯ ВАМ, ДОБА!

Татьяна Шмидт   04.12.2019 18:20     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание ваше к моему творчеству- вы меня буквально вдохновляете на создание новых очерков.
С бесконечным уважением. Ваша доба

Доба Каминская   06.12.2019 03:31   Заявить о нарушении