Ч. 153 На весах карьера

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/11/28/1260

Поражение русских войск во время операций против туркмен роняет авторитет России в глазах азиатских народов. Так считали в Петербурге. А это было чревато возможными восстаниями других народов против оккупации русскими войсками.
 
Посему правительство решило провести ещё одну окончательную операцию против туркмен. Командовать ею поручили отличившемуся в боях в Средней Азии и во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов талантливому военачальнику и жестокому карателю Михаилу Дмитриевичу Скобелеву.

Для него составили особую инструкцию с чрезвычайными полномочиями, которую утвердил Александр II. Устно от военного министра он получил указание «не дразнить Персию», быть в контакте с посланником в Персии, а как только окончится военная операция, приступить к геодезическим  съёмкам, чтобы определить границу с Персией.

Михаил Дмитриевич понимал, что от исхода операции зависит его дальнейшая карьера, поэтому решил принять все меры, чтобы она прошла успешно. Он тщательно изучил материалы двух предыдущих походов против туркмен, чтобы учесть ошибки предшественников.

Прежде всего он наметил закрепиться как можно ближе к туркменской территории, а для этого занять селение Кизил-Арват, к которому от Михайловского залива провести железную дорогу для перевозки людей и грузов.

Скобелев решил использовать все достижения военной техники против азиатов, у которых имелось только холодное оружие и дрянные старинные ружья. В отряде вторжения насчитывалось 64 орудия (туркмены где-то раздобыли только одну пушку), 12 батальонов пехоты и 11 сотен и эскадронов кавалеристов.
 
Генерал потребовал также сформировать отряд моряков. По его предложению начальником морской части экспедиции назначили отличившегося в русско-турецкой войне капитана 2 ранга Степана Осиповича Макарова.

13 апреля 1880 года морской отряд отправился из Кронштадта. Он состоял из 3-х офицеров и 28 минёров, комендоров, машинистов и кочегаров. Отряд выехал из Петербурга в Царицын по железной дороге, а оттуда на пароходе в Ашурадэ.

Туда доставили четыре паровых катера, шесть картечниц Фарингтона, два скорострельных орудия Энгстрема. Из картечниц и орудий создали морскую батарею. Матросы были вооружены винтовкам Бердана, палашами и револьверами.

На каждое орудие Энгстрема получили 304 снаряда, а на каждую картечницу - 10000 патронов. Кроме того, морской отряд был снабжён 50 минами.

Перевозками по Каспию и погрузочно-разгрузочными работами занимались моряки Каспийской флотилии и пароходная компания «Кавказ и Меркурий». Руководил этими работами капитан 2 ранга Макаров.

На берегу Михайловского залива установили заказанные в Лондоне и в Петербурге на заводе Нобеля установки для опреснения морской воды.

Чтобы разгружать грузы по ночам, купили восемь фонарей Яблочкова, регулятор Сименса и две динамо-машины.

Генерал позаботился о снабжении отряда вторжения картечницами Гатлинга (прообразом пулемёта), динамитными и пироксилиновыми минами, телеграфом и гелиографами (разновидностью оптического телеграфа).

Кстати, брат изобретателя Павла Николаевича Яблочкова, подполковник, принимал участие в том походе в составе морского отряда. Поход оказался для подполковника роковым.

Шхуна «Персиянин» на буксире доставила катера, моряков и вооружение в Чигишлар. Там уже с 1 марта велись работы по строительству железной дороги. Катера предназначались для использования на реке Атрек.

Пароходы и шхуны непрерывно доставляли в залив грузы сотен наименований, начиная с 3-х тысяч столбов для телеграфной линии и оканчивая овсом и сеном для лошадей. Продовольствие для войск было улучшенное, ещё ни на одну экспедицию не отпускалось такого количества и качества продовольствия на каждого человека, как на отряд вторжения.

Генерал уделял большое внимание связи, поэтому в отряде была команда телеграфистов с офицерами, изучившими азбуку Морзе. Гелиографы заказали через российского военного агента в Лондоне.

Для подачи световых сигналов в ночное время приобрели 10 фонарей изобретателя полковника Александра Ильича Шпаковского.

Не обошлось, разумеется, без воровства и глупости, воров и дураков всегда хватало. 20 апреля 1881 года Скобелев издал приказ, в котором говорилось о списании 12246 верблюдов из общего числа 12596.
 
Забыли заказать верблюжьи сёдла, верёвки, которыми крепили груз, стирали кожу несчастных животных. Верблюды погибли от непосильной работы и безобразного к ним отношения. Все они были куплены для отряда Скобелева. Но об этом в следующей главе.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/11/30/1151

На фотографии: Михаил Дмитриевич Скобелев


Рецензии
Интересно, переведутся у нас когда-нибудь воры и дураки? Спасибо, Владимир.
С уважением и теплом, Ирина

Ирина Борунова-Кукушкина   15.03.2020 22:11     Заявить о нарушении
Никогда!
С сожалением по этому грустному поводу
Владимир

Владимир Врубель   15.03.2020 23:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.