Пароход Руслан и третья алия в Палестину

Ровно сейчас исполняется 100 лет, как... Собственно, всего век назад в Европе происходила куча событий, сражений, передвижений и всего чего угодно, от мировой и гражданской войны до создания СССР. Я собираюсь немного рассказать как раз о событиях, далёких от очень тёплого театра больших военных действий и переворотов, но весьма связанных  с нарождающимся государством Израиль, которого на картах тогда не было. А что же там было? Бардак и военное положение. Через 3 года Лига Наций вручит мандат на управление Палестиной Британии, призванной воцарить порядок на земле с год как побеждённой османской империи, где проживало несколько десятков тысяч евреев и столько же арабов, находящихся в не очень лицеприятных отношениях. У нас речь пойдёт как раз о нескольких личностях, что определят лицо будущего Израиля, но не только о них, ибо речь идёт о судне, прибытие которого увеличило еврейское население Эрец Израэль сразу на 1-1.5%. Для сравнения: с 1888 по 1900 год в США прибыли эмигранты, увеличившие население государства на...1.5%! Но там была инфраструктура, промышленность, города, сельское хозяйство и 12 лет, а тут - ничего, и всего один рейс. К слову сказать,"Руслан" был шестой в тот год посудиной", привезшей людей, и прибыл он в 3-й день Еврейского праздника Ханука... Простую вещь - разместить прибывших: как? Помогли жители Яффо, больше всех - армянская община, поселившая переселенцев на территории армянского монастыря. Тель Авиву от основания было всего 9 лет, какие уж там отели... Второй вопрос - дать прибывшим работу. Первоначально еврейское агенство планировало  каждому уже существовавшему мошаву\кибуцу направить 4-5 человек, но возмутились...старожилы: практически все рабочие места были заняты...местными арабами, с которыми никому не хотелось портить отношения, а заменить евреев, командовавших сельхозпарадом, было невозможно. Выход: создавать новые кибуцы и строить дороги! Вот на это репатриантов, не имеющих специальности, и направили - хоть на еду можно заработать,  дальше - только идеология и надежда, что всё как-то устаканится.

Пароход "Руслан" был зафрактован сионисткой организацией у хозяина, получившего свой конфискованный было корабль от белых властей, и вышел из Одессы в море 20 ноября 1919г. Читателю, ясно, вспомнится поэма Пушкина "Руслан и Людмила", но Пушкин к пароходу отношения не имел, а имя в переводе с тюркского языка означает «лев»(Арслан). Соответственно, Руслан – это русская форма тюркского имени Арслан. Можно встретить перевод имени Руслан со славянского как «русый»... Но и сейчас Руслан активно употребляется среди казахов наравне с именем Рустам, а вот среди этнически русских - таки редко. Но мы отвлеклись.

Сначала несколько слов о"алие". Слово означает восхождение, поднятие, для евреев - конкретно в страну их предков. Первая алия — первая большая волна современной репатриации еврейского народа в Страну Израиля, связана с сионизмом и с волной еврейских погромов 1882 года, прокатившейся по Российской империи.
Вторая алия — более идеологическая, попытка создать на земле предков государство без угнетения человека человеком, длилась в период 1904—1914 годов, за обе алии в Стране Израиля поселилось около 50 тысяч евреев. В 1909 был заложен на южном берегу Тивериадского озера  первый киббуц — Дгания, положивший начало киббуцному движению(сейчас их более 450!), переселенцы сформировали первую организацию еврейской самообороны, от враждебных арабов, а возле кибуца находится самое известное кладбище первопроходцев возрождённого Израиля...

В 1919—1923, как следствие Первой мировой войны, установления в Стране Израиля британского мандата(1922) и Декларации Бальфура, в страну прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы.(Например, будущий премьер-министр Гольда Меир прибыла из Египта поездом в 1922). Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч, при этом не менее 10% были беженцы из Йемена. Эти знамениты тем, что были сплошь религиозным сообществом и предпочитали селиться на пустырях Иерусалима, например, к югу от городской стены, в историческом Шилоахе. Правда, всего через насколько лет во время арабского восстания, часть их будет перебита, уцелевшие сбегут, а место назовётся Силоам, населять его будут арабские преступники, под прикрытием миролюбивой общественности и не за какие коврижки не согласные покинуть захваченные дома. Так вот, начало этой алии прочно связано с пароходом "Руслан", но не потому, что другие плавсредства не причаливали к берегам Палестины, а просто по людскому составу. Как написал перед отплытием К. Бархин в "Одесских новостях"12.11.1919 "..велико должно быть их отчаянье, как огненна
их безнадежность, чтобы они решили оставить страну, в которой пустили глубокие корни! Клевета и наветы, погромы и пытки, грабёж имущества, оскорбление святынь". Он хорошо знал, о чём писал. За время 1-й мировой войны, а ещё больше во время гражданской, после захвата бласти большевиками, на территории Украины "...Исчезло от 60 до 200 тысяч евреев"*, погромы устраивалии и войска Деникина, и Семёна Петлюры, и красные части - евреи "мешали" всем (мой дедушка Яаков, был зарублен петлюровцем в станице Ясиноватой, когда искал любопытствующего охламона-сыночка, 9-ти летнего Шмулика, моего будущего отца). Списки отплывающих составлялись с участием английского эмиссара(еврея по происхождению) - Англия уже зорко следила за количеством и качеством репатриантов, а составлял их Ицхак Спивак по принципу профпригодности(пенсионеров не брали)! Конечно, репатриантов брали в первую очередь, было несколько десятков и таких. Особо любопытную группу составляли 15 хасидов, выставленных из Цфата ещё турками как балласт во время войны. Помотавшись по европам, они решили вернуться в Эрец Израэль, в свои Цфат и Тверию. На простой вопрос: чем вы там займётесь, они по простецки объяснили -"вернёмся к прежней профессии, будем милостыню просить, евреи народ благочестивый и милосердный, а нам много не надо!" И что прикажете делать господину Спиваку? А всего их было примерно 20%от пароходских, палестинцев, австрийских подданых, бежавших от ужасов мировой войны дома, от турок, в северном направлении, но попавших в ужасы гражданской войны воюющей Европы.Списки отплывающих составлялись с участием английского эмиссара - Англия уже зорко следила за количеством и качеством репатриантов!

 Остальные были жители Одессы, приехали сионисты из всей Украины и даже Польши, пробрались через фронты солдаты и офицеры из Ударного Еврейского батальона, на «Руслане» ушли почти все командиры и бойцы одесской еврейской самообороны, в багаже и в одежде  провезя стрелковое оружие, которое очень скоро пригодится. В дальнейшем именно из них составились отряды Хаганы – "левой" части Армии обороны Израиля.

Отправиться в землю обетованную - дело почётное для пассажиров, необходимое и рискованное одновременно. И риск не только в условиях и людях, оставшихся на берегу, а на самом корабле. Почему? Да ведь кушать что-то надо, жизнь поддерживать! И сообразили это не сразу... Штормы сильно замедлили плавание, удлинили его по времени. И уже в Эгейском море стало ясно, что без еды добраться до Палестины будет "сложно". Выручил глава греческого парламента, получивший прочувствованное послание от Клознера(вот где европейская известность сыграла!), к тому же он был...Евреем! Посему формальности были улажены незамедлительно(а в те голодные годы могли отказать!), и на "Руслан" было переправлено 60 корзин хлеба - расходовали его так экономно, что по прибытию в Яффо оставалось ещё 4 корзины. Это при том, что пароход сделал крюк до Александрии, чтобы переждать шторм, бушевавший на восточном средиземноморье.

Около 60 из 671 пассажиров парохода «Руслан», стали ключевыми фигурами еврейского ишува, и среди них в списке пассажиров, просто выдающиеся личности,  оказавшие в последующие годы значительное влияние на Ишув и на Государство Израиль. Среди пассажиров «Руслана»: историк Иосиф Клаузнер, от имени отъезжающих он произнёс речь, архитекторы Зеэв Рехтер(последователь Ле Корбюзье,один из авторов направления "баухаус") и Йегуда Мегидович(Большая синагога Тель Авива - его детище), будущий редактор самой серьёзной газеты «Га-Арец» Моше Йосеф Гликсон, художники Пинхас Литвиновский и Ицхак Френкель, карикатурист Арье Навон, танцовщик, хореограф,создатель израильского кинематографа Барух Агадати, родители летчицы Зохары Левитовой(сама девушка погибла в августе 1948 и прославилась своим дневником, письмами к возлюбленному, погибшему тогда же), Исраэль Гури (в будущем член Кнессета и отец поэта Хаима Гури), доктор Хаим Ясский, — главный врач больницы «Хадасса», погибший при нападении арабов в медицинском конвое в больницу 1948 году, врач-эпидемиолог, борец с малярией и туберкулёзом Шнеур Авигдори, профессор Арье Достровкий , Роза Коэн — мать Ицхака Рабинабудущего премьер-министра Израиля, Рахель Коэн-Каган, одна из двух женщин, подписавших Декларацию независимости Израиля, и многие другие. На этом корабле вернулись в Палестину художник Иосиф Константиновский и будущая национальная поэтесса Рахель(Рахель Блувштейн). Кстати, она как раз возвращалась домой после 5 лет отсутствия, в кибуц на Кинерете, после обучения на агронома в Тулузе и посещения родных в России, только вот денег на билет у неё не было!..Деньги  на "Руслан" она заработала, дав два урока по стране Израиль на благотворительном вечере в Одессе, организованном для нее раввином Одессы. Также на корабле находился меценат и коллекционер Яков Перемен со своей семьёй, знаменитый ассиролог, организатор репатриации на "Руслане",создатель художественной галереи в Израиле.

Йосеф Львович Клаузнер, самая известная и важная фигура, лингвист, литературовед, коллекционер, соглашался плыть на «Руслане» только при условии, что он возьмёт с собой библиотеку. Ужас охватил Организационный комитет, когда выяснилось, что она состояла... из 20 тысяч книг! Не говоря о 200 полотнах западноевропейских мастеров! Но, в конце концов, согласились на его условия, так как репатриация Клаузнера считалась очень важным достижением сионизма. Клаузнер — активный сионистский деятель, сторонник Демократической фракции сионистского движения. Выступал против плана Уганды самого Герцля, настаивал на том, что только поселение в Эрец-Исраэль вернёт еврейскому народу его «величайшее историческое достояние». Был делегатом почти всех Сионистских конгрессов вплоть до 11-го, а также съездов Русских сионистов. он входил в правление Еврейского литературного общества под председательством Хаима Бялика. С 1916 года читал лекции по истории востока на Еврейских педагогических курсах, с 1917 года преподаватель и заведующий кафедрой истории востока на историко-филологическом факультете Одесских высших женских курсов, с сентября того же года одновременно возглавлял кафедру истории Древнего Востока Новороссийского университета.

Поселился Клаузнер в Иерусалиме. Возглавил кафедру литературы на иврите, а с 1944 года — кафедру истории периода Второго храма в Еврейском университете. Внес вклад в изучение послебиблейского иврита и других семитских языков. С 1935 по 1953 гг. неоднократно номинировал на Нобелевскую премию по литературе С. Г. Черниховского, З.Шнеура и Х. Н. Бялика. Но её получил более достойный с точки зрения Нобелевского комитета писатель Шмуэль Агнон в 1966. Племянник, год назад умерший писатель Амос Оз, тоже был кандидатом на эту престижную премию, но выдвигал его не дядя, а собственный талант.
29.112019
* - из энциклопедий, точных цифр не знает никто...


Рецензии