Swiss, Базель. Дикость, страсть и чистое веселье!

ЧАСТЬ 1. КОДЕКС ДИКАРЯ ПО КАРЛУ ЮНГУ.

                "Всё куплю," - сказало злато, "Всё возьму,"- сказал кинжал.

Справка: швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961), кроме прочего, ввел понятия «интраверсия» и «экстраверсия».

Суммой этих самых «интраверсия» и «экстраверсия» обозначается движение души личности:
- когда-то, если про крайние состояния, движение души интраверсивно, и тогда мы говорим:"Жизнь - это всего лишь возня с самим собой," и до враждебности отчуждённо смотрим из самих себя, как через смотровую щель из танка, на соседа и на окружающий мир;
- а когда-то движение  души экстраверсивно - направлено на весь мир, и тогда мы радуемся неизведанности природы и общества: пускаемся в путешествия или в авантюры - радуемся возможности навязать себя миру непринуждённым общением с этим самым миром, вплоть до "хуже татарина" или с самомнительной надеждой "...Вдруг у огня ожидают, Представьте, меня!"

===
Николай Карамзин (1766-1826), Письма русского путешественника.
[1790 год] "июля... Я не знал, где мне приклонить свою голову..., но ехал спокойно, весело; смотрел и ничего не думал. Обыкновенное следствие путешествия и переездов из земли в землю! Человек привыкает к неизвестности, страшной для домоседов. «Здесь есть люди: я найду себе место, найду знакомство и приятности», - вот чувство, которое делает его беззаботным гражданином вселенной!"
[1789] "Июля 21 ... таков Виланд...
- Желание видеть вас привело меня в Веймар, - сказал я.
- Это не стоило труда! - отвечал он [Виланд] с холодным видом...
Между тем мы всё стояли, из чего и надлежало мне заключить, что он не намерен удерживать меня долго в своем кабинете. 
- Итак, позвольте мне прийти в другое время; назначьте только час. Еще повторяю вам, что я приехал в Веймар единственно для того, чтобы вас видеть.
- Чего вы от меня хотите?
- Ваши сочинения ... возбудили во мне желание узнать автора лично. Я ничего не хочу от вас, кроме того, чтобы вы позволили мне видеть себя.
- Вы приводите меня в замешательство. Сказать ли вам искренно? ... Я не люблю новых знакомств, а особливо с такими людьми, которые мне ни по чему не известны. Я вас не знаю... "
===

(Некоторые филологи считают, что именно с "Писем русского путешественника" Николая Карамзина ведёт свой отсчёт современная русская литература.)

                - - -
Хорошее это словосочетание - "отдыхать дикарём". Куда как лучше, чем канцелярское "заниматься туризмом".
При СССР удачливая часть населения в курортных местах отдыхала "организованно"  - только "по путёвкам от профсоюзов", а все прочие отдыхали дикарём, т.е. без путёвки, как пристроишься - вынужденно нецивилизованно.
Сейчас другие времена. Но люди, хлебом не корми, сами желают отойти от цивилизации, от массы людей, в сторону малолюдной первобытности с её неустроенностью: дачные домики и палатки, а в отелях стилизация под бунгало и прочие шалаши - тому свидетельство.
Сейчас "дикарём" - это значит сознательно без проводников, без инструкторов и гидов, без оплат за услуги "индустрии для туристов" и даже без попутчиков: для "отдыхать дикарём" не существует интереса к объектам, за которые надо платить "индустрии для туристов", поскольку дикарь понимает и ценит личностно-индивидуальный подход в потреблении наслаждений:
- я и неизведанность, я и неизвестность - один на один с ними;
- сам лично подобрался к интересующему предмету, сам лично освоиться с этим предметом и его окрестностями и - ура! - впечатление без оглядки на кого бы то ни было.

===
Николай Карамзин, Письма русского путешественника.
"[1789 год] Августа 2...
"«Угодно ли вам видеть кишки святого Бонифация, которые хранятся в церкви святого Иоанна?» - спросил у меня с важным видом наемный слуга. - «Нет, друг мой! - отвечал я. - Хотя святой Бонифаций был добрый человек и обратил в христианство баварцев, однако ж кишки его не имеют для меня никакой прелести. Поведи меня лучше за город»...
Я сел на берегу Рейна и видел в его водах вечерний луч солнца и картину зеленых берегов."
===

Современный хомо сапиенс рассуждает: "Ну, какие могут быть волнения в первом, пусть и неустроенном, быту? Не то что у нас..." - и выбирает отдых в подчёркнуто неблагоустроенных условиях - выбирает уход от привычной жизненной тинки - уход от близкого родного социума.
В этой неблагоустроенности возможны и конфликты с природой, и конфликты с чужеродными людьми и с чужестранными законами, обычаями, традициями, и тем не менее - выбор неблагоустроенности, под которой надо понимать не столько отсутствие канализации, сколько непривычность обстановки, когда неизвестно в незнакомом месте "что можно, а что нельзя", когда, например, непонятна система общественного транспорта, и проч., - т.е. всё то, к чему приходится, подчас авантюрно, приноравливаться во время путешествий.
 И чем больше неблагоустроенность, тем больше ты "отдыхать дикарём" и тем больше тебе надо креатива-творчества, чтобы сориентироваться в непривычной обстановке.

===
Николай Карамзин, Письма русского путешественника.
[1789] "августа... Я с радостию отказался бы от многих удобностей жизни (которыми обязаны мы просвещению дней наших), чтобы возвратиться в первобытное состояние человека.
...истинными удовольствиями - теми, ...которые нас подлинно счастливыми делают, - наслаждались люди ... тогда...
Теперь жилище и одежда наша покойнее: но покойнее ли сердца? Ах, нет! Тысячи забот, тысячи беспокойств, которых не знал человек в прежнем своем состоянии, терзают ныне внутренность нашу, и всякая приятность в жизни ведет за собою тьму неприятностей."
===

Горячая восторженность поэтов, правда, быстренько охлаждается ушатом холодной воды учёных:

===
"Отдых - это перемена занятий."
Высказывание приписывается и Конфуцию, и нобелевскому лауреату физиологу Ивану Петровичу Павлову.
===

Эх-ма! Понятно, что и "отдыхать дикарём" - это тоже иллюзия. Как и с "занятиями" в высказывании, так и с тревогами, волнениями, страстями в повседневности: одни - жизненнообыденные - отвлекающе заменяются другими - дикарскоотдыхательными.

                - - -
Кодекс дикаря:
- право дикаря:"все как хотят, а я - как изволю" (в самых широких рамках нормы);
- обязанность дикаря: не навреди себе - здоровью и, вах! - личностной свободе;
- святая обязанность дикаря: религиозно беречь всякую первозданность;
- методы дикаря: мудрая примитивность и глупая целесообразность;
- цель дикаря: отдохновение души (лень) при кипучей деятельности организма;
- понятия дикаря: 1.Природа - мать; 2. Наслаждение - индивидуально и безоглядно.
                - - -
 
Как отдыхать дикарём можно поучиться у 23-х летнего Николая Карамзина - по его "Письмам русского путешественника", которые он пишет друзьям во время единоличного путешествия в течение 1789-1790 г.г..
В этом его единоличном путешествии были и обычные впечатления путешественника:

===
"Августа 6... Приятно, весело, друзья мои, переезжать из одной земли в другую, видеть новые предметы, с которыми, кажется, самая душа наша обновляется, и чувствовать неоцененную свободу человека, по которой он подлинно может назваться царем земного творения.
===

Но куда как больше в этом путешествии Николая Карамзина лично-индивидуального. Будучи учёным литератором и философом, и знатоком европейских языков, он в своём путешествии преследует личную научную (охотничью) цель: встреча с авторами - поэтами, философами, литераторами - с целью глубже  понять ими написанное, ими созданное, ими открытое; получить от них разъяснение и ответ на свой вопрос относительно их сочинений: "Правильно ли я понимаю..." Т.е. личная индивидуальная цель путешествия - охота за научной глубиной понимания премудростей того века.

Вот образец его охотничьей добычи в Швейцарии - "философ Лафатер":
===
"«В пример переведу вам ответ его [Лафатера] на один из моих вопросов. Вопрос: «Какая есть всеобщая цель бытия нашего, равно достижимая для мудрых и слабоумных?»... Ответ : "Бытие есть цель бытия. Мудрый отличается от слабоумного только средствами самочувствования. Чем простее, вездесущнее, всенасладительнее, постояннее и благодетельнее есть средство или предмет, в котором или через который мы сильнее существуем, тем существеннее (existenter) мы сами, тем вернее и радостнее бытие наше - тем мы мудрее, свободнее, любящее (liebender), любимее, живущее, оживляющее, блаженнее, человечнее, божественнее, с целью бытия нашего сообразнее... Цирих, в четверток ввечеру, 20 августа 1789. Иоанн Каспар Лафатер»...
    Вы, конечно, не подумаете, чтобы я в самом деле надеялся сведать от Лафатера цель бытия нашего; мне хотелось только узнать, что он может о том сказать. Таким образом всякое утро прихожу к нему с каким-нибудь вопросом."
===
(Цитата свидетельствует, что и знакомый только со слов Карамзина философ Лафатер, в целой своей философии тоже исповедует главнейшие статьи кодекса "отдых дикарём".)
               
                - - -
Вот, например, Монблан (гора и вершина) - сейчас это не для "отдыхать дикарём". Покорение Монблана стало платным. Почему платным - это понятно: слишком массово покорялась эта вершина и поэтому все пути к вершине Монблан усеяны, как это ни печально, но человеческими экскрементами. Не надо дикарю Монблана: ни с какашками, ни очищенного от оных за деньги, полученными от индустрии для туристов. Дикарь, если хотите, изволит не участвовать в массовом осквернении культового истукана Монблан (Эльбрус, пик Коммунизма и т.п.).

===
Николай Карамзин, Письма русского путешественника.
"Гора Юра, 8 ноября 1789... гордая Белая гора [Монблан] в снежной своей мантии, в алоцветной короне, красимой солнечными лучами, ... Насыщайся, мое зрение! ... Построю хижину на голубой Юре, и жизнь моя протечет, как восхитительный сон!.. Величественный рельеф натуры! Впечатлейся в моей памяти!"
===

Или - парижский Лувр.

Замечу, что в нетуристический сезон АирФранс перевезла нас из Москвы в Базель через Париж за 9000 рублей за двоих! Причём, при выборе билетов была возможность пересадку в Париже  растянуть аж на 17 часов, которые таят в себе для "отдыхать дикарём" бесконечную возможность:
- трёхмушкетёрные места: улица Могильщиков (ныне рю Сарвадони) - улица проживания Д'Артаньяна; улица Феру, где проживал Атос, улица Вожирар, храм Сент Сюльпис, прихожанами которой вероятно были друзья-мушкетёры, а в храме с удивлением обнаружить в отделке камень, который так обычен в московском метро;
- или "кюи (набережная) Орфевр" - культовое место для нас, поклонников франко-бейльгийско-швейцарского сериала о Мегрэ - экранизации сименоновских детективов. В пятидесяти с лишним сериях, на примере Парижа начала прошлого века, говорится казалось бы про человеческое дно, а на самом деле глубоко и художественно, просто и ясно, исповедуется непроходящесть первобытного человеческого изобретения - семейных ценностей, на которых, собственно, зиждятся всякие заветы, заповеди, нормы, кодексы;
- или положить начало личностно-индивидуальному исследованию в разрезах "цена-качество" или "вкус-место рождения" наиглавнейших для людей моллюсков - устриц - на рынках и в устричном баре. (Мне не удалось начать это исследование: как оказалось рынки в Париже закрываются на обеденный перерыв, а устричный бар... в общем, не удалось мне начать это исследование. Но когда-нибудь, бог даст, ...)
                - - -
Так вот, - Лувр. Лувр - не для дикарей!
Стоят ли внимания человеческие крайности в виде, входящих в топ10лувра:
- живопись чванства и напыщенности - картина о коронации ихнего Урфин Джуса;
- картина-намёк на людоедство, в самом прямом смысле слова, в картине плот "Медузы";
- или пресловутая Да Винчева Лиза, которую показывают закрытой стеклом и с расстояния не ближе чем 6 метров в постоянной толпе страждущих созерцать пресловутость...
Да ещё платить за это добро 25 евро, тогда как совершенно бесплатно до глубины души "вечерний Париж пахнет кофе и бензином".
Для целей "отдых дикарём" любую живопись можно посмотреть в инете, практически без ущерба для впечатления живописью: например, из топ10лувра, вермееровских "Кружевницу", и "Астронома".
Пожалуй, из топ10лувра можно посожалеть только о неувиденной в трёх измерениях  скульптуре Венеры Милосской (она  же - Афродита, она же - Цитерия) 
                - - -
Справка: Цитерия — это эпиклеса (прозвище) Афродиты, древнегреческой богини любви и красоты и, что практически одно и то же, римской Венеры. Т.е., суть одно и то же - Цитерия = Афродита = Венера.
                - - -
Кстати, о Венере-Афродите-Цитерии...
 
ЧАСТЬ 2. - О! ЦИТЕРИЯ, КТО БЫЛИ ДЛЯ ВАС, БИВАЛЬВИЙ, БРАХИОПОДЫ?
         - О! БРАХИОПОДЫ БЫЛИ НАШЕЙ ПЕРВОБЫТНОЙ ПРЕДТЕЧЕЙ!

То была хорошая охота - на бивальвий и брахиопод с цефалоподами  в Юратоне "опалинустон" около Базеля!

Словарь:
Аб ово (лат.) - "от яйца"  - идиома "с самого начала".
Брахио (лат.) - рука.
Юра (Нем., Рус.), Жюра (фр.), - юрский период.
Пода (др.греч.) - нога.
Тон (нем.) - глина; звук.
Цефало (лат.) - голова.


Моя базельская добыча - коллекция минералов и ископаемых моллюсков и до половины не заполняет спичечный коробок:

Радует (верхняя правая фото) своими пропорциями толстенькая красавица - Bivalvia Cytherea incrassatae - Двустворка Цитерия инкрассата, что в переводе с латинского означает "Цитерия утолщённая", ну, или склонная к полноте Афродита, ну, или Венера приятной полноты.
Место отбора ископаемого: слой юрской глины (Jura opalinuston) в заповедном глиняном карьере Андил (tongrube Andil) у деревни Лисберг (Liesberg), Швейцария.

Первый быт прибрежных зон на Земле был не такой как сейчас.
 Bivalvia (моллюски двустворки) - это хорошо известные нам, в т.ч. и гастрономически: мидии, устрицы, венериды, гребешки и проч. Сейчас - последние 100 миллионов лет - они заселяют прибрежные зоны практически всех водоёмов на Земле.
Брахиоподы (точный перевод - руконогие, но почему-то традиционно принято "переводить" - плеченогие) - это предтеча бивальвий в прибрежных зонах. Внешне как-будто тоже моллюск - раковина состоит из двух, пусть и асимметричных, но створок; а внутри организм, который по образу жизни больше похож на мшанок или... В общем: у них есть реснитчатые загребущие ручки, ресничками которых они подгребают биочастицы - корм - ко рту! у них бывают плечи! а из дырки под "клювом" вылезает нога.

Крохотная раковина брахиоподы ринхонеллы.
Место отбора ископаемого: слой юрской глины (Jura opalinuston) в заповедном глиняном карьере Андил (tongrube Andil) у деревни Лисберг (Lisberg), Швейцария.

Брахиопода теребратула ("попугаев нос").
Место отбора ископаемого: слой юрской глины (Jura opalinuston) в заповедном глиняном карьере Андил (tongrube Andil) у деревни Лисберг (Lisberg), Швейцария.

Сейчас брахиоподы по большей части вытеснены на недоступную для человека и бивальвий глубину - проживают личностно-индивидуально подальше от людей - в глубоководье. А когда-то, например в Юрский период - например160 миллионов лет назад, они заселяли всё прибрежное мелководье на Земле - всё то, что сейчас занято бивальвиями (двустворками).
                - - -
Главная моя добыча в спичечнокоробчной коллекции - крохотный ростр юрского ископаемого кальмарообразного головоногого, которого принято называть "белемнит" и который был современником доминирования брахиопод в прибрежном мелководье.

Слово белемнит от «belemnon», что в переводе с древнегреческого «громовая стрела», которые якобы метали боги, наказывая непокорных людей. Видимо имелись в виду наконечники стрел, хотя куда как больше ростр похож на пулю.  Место отбора "белемнита": слой юрской глины (Jura opalinuston) в заповедном глиняном карьере Андил (tongrube Andil) у деревни Лисберг (Lisberg), Швейцария.
                - - -
Как мне эти ископаемые попали мне в спичечнокоробочную коллекцию?
Аб ово.

                - - -
Рецепты приготовления кальмаров и каракатиц.
Отваривать около 20-30 мин на 1 кг веса особи; остужать вместе с водой, в которой отваривались. Грилить головоногих бессмысленно, т.к. в их мясе практически нет жира. На любителя можно чуть подгрилить отварных головоногих, смазав их растительным маслом.
- ПОДЖАРКА: (очень нравится детям): 1.очень слегка обжарить на растительном масле чеснок и вынуть его из масла; 2.в этом чесночном масле с добавлением петрушки обжарить мелконарезанных кубиками отварных головоногих;
- МАРИНАД: (очень нравится женщинам): отварные головоногие, петрушка (побольше), жгучий перец, сок лимона, чеснок, соль - как можно мелче резать кубиками и мариновать в соке лимона с петрушкой (побольше) и проч.инградиентами.
                - - -
Дело в том, что я самый великий охотник на головоногих моллюсков - на кальмаров и каракатиц (в пределах одного пляжа, одного приморского городка).
А служебный долг на 2.5 месяца поселил меня в городке Базель.
Жизнь покатилась просто и тихо - как "у швейцара в Швейцарии", и мне, как патриоту России, было... в общем - было.
Но как отдыхателю дикарём, как охотнику, и как, в конце концов, русскому, хотелось стихии! хотелось первобытности! в этом... в этом центре цивилизации, где рыбы в реках плавают цивилизованными табунами-недотрогами, где...
                - - -
Географически, кроме пересекающего город могучего Рейна, Базель - это предгорья гор Юра, а Юра - это те самые горы, в которых впервые был описан разрез периода Юра и поэтому, в известном смысле, эти горы эталон Юрского периода.
Т.е., само провидение заботилось о том, чтобы я мог продолжить и даже разнообразить свою охоту на головоногих моллюсков: Юрский период экзотичен не только динозаврами, но и белемнитами, и аммонитами - ископаемыми головоногими.

Разрез гор Юра - это слои известняка и глины.
Известняк, как место охоты на головоногих, сразу был отметён сразу по нескольким пунктам кодекса дикаря: колотить камень молотком в поисках обломков белемнитов и аммонитов - это вред первозданности и природе, и здоровью - тяжкий камнедробильный труд предельно далёк от отдохновения души.
Тогда как глина сулила возможность найти уже готовую к изучению - отпрепарированную природой - добычу в любых промоинах и водных наносах. Дело было за малым: найти эту самую юрскую глину в доступных горных окрестностях Базеля.
                - - -
Поселился я в Базеле на берегу горной реки Бирс, около места её впадения в могучий Рейн, на улице "путь голавля" - Nasenweg.

И правда, в реке Бирс можно сразу увидеть до 30 рыбин, маневрирующих против течения. (Везёт мне на голавлей: в Москве-реке Пресненском районе Москвы  наблюдаю до 20 голавлей, постоянно пасущихся около впадения в Москву-реку какого-то то ли ручья, то ли слива, забранного в трубу.)

А карта мне подсказала, что шумящий порогами Бирс проистекает из самого сердца Юрских гор.
Голавлей в горной речке Бирс полным полно, а вот на отмелях, среди гальки юрского известняка, практически никаких следов предмета моей охоты - ископаемых моллюсков...
Итак, плановый предмет моих поисков первого уровня - выходы на дневную поверхность "opalinuston" - юрской глины с руководящим аммонитом Леиоцерас Опалинум; название "opalinus" глины (ton) дано по названию ископаемого моллюска, а в названии моллюска "опал" - это описательный выверт, характеризующий опалисценцию поверхности некоторых ископаемых образцов этого самого Леиоцерас в Юрских горах.
Если повезёт, то плановый поиск первого уровня перейдёт тут же в поиск второго уровня - в поиск ископаемых белемнитов и аммонитов в юрской глине. И если уж совсем повезёт, то найду руководящий Леиоцерас Опалинум.
- - -
Мне были в помощь и не противоречили моему кодексу дикаря:
- бесплатная роскошная интерактивная карта Швейцарии он-лайн, которую я нашёл набрав в поиске "geologische karta schweiz" в том числе и с интерактивным геологическим слоем-накладкой  https://map.geo.admin.ch;
- умненький натур.музей Базеля (Naturhistorisches Museum Augustinergasse 2, 4051 Basel, последний час работы бесплатный для посетителей);            
- подвернулась оказия побывать в Цюрихе и я выбрал минуту для посещения
университетских (ETH) бесплатных музеев: добротный геологический Focus Terra, 8092, Sonneggstrasse 5, 8006 Z;rich, и роскошный, особенно для детей и подростков, зоолого-палеонтологический (Zoological Museum, University Of Zurich, Karl-Schmid-Strasse 4, 8006 Z;rich);
- замечу, что и в Базеле(Kunstmuseum, St. Alban-Graben 52, 4051 Basel), и в Цюрихе(Kunsthaus, Heimplatz 1, 8001 Z;rich, Швейцария)  есть основательные картинные галереи с возможностью бесплатного посещения: в Базеле с 17 часов до 18 бесплатно по будням, а в среду аж до 20; а в Цюрихе, как и в Москве Третьяковка на Крымском валу, по средам - бесплатное посещение.
- - -
Как выяснилось, и эталоны бывают скучноватыми и невыразительными: большая часть разреза эталонных гор Юра - это те самые, неподходящие для моей охоты, известняковые толщи, а нужные мне юрские глины накапливались недолго и поэтому они маломощны и редко проявлены. Это крайне затруднило мою охоту на головоногих в базельских окрестностях-предгориях.

В окрестностях Базеля, на обозримых расстояниях моего месячного базельского проездного билета, были намечены для посещения выходы юрской глины (Jura opalinuston) по "геологишер атлас 25" на https://map.geo.admin.ch:
швейцарская территория:
Алльшвиль - населённый пункт (далее по тексту н.п.) Алльшвиль - выходов опалинустон нет, но есть обнадёживающий знак "заброшенный карьер" и упоминания в инете о глиняном карьере (тонгрубе) Алльшвиль в прошлом;
Мюнхенштайн - восточнее н.с. Мюнхенштайн 5 штук выходов юрской глины размером 100х(100-400) м с лёгкой привязкой на местности - через намеченные выходы проходит ЛЭП;
Прателльн - обнадёживающий выход юрской глины Opalinus-Ton на склоне горы Адлер и особо обнадёживающий знак "заброшенный карьер" - tongrube;
Мютенц - обнадёживающий выход юрской глины на западном склоне горы Вартенберг;
германская территория:
Германия - это тоже в окрестностях Базеля: Базель - город пограничный.
Поездка на зелёном трамвае из Базеля в Германию сейчас занимает считанные минуты и эта поездка заставляет вспомнить затхлую шутку из глубин СССР: "зелёное, пахнет колбасой" - при СССР шутка была про зелёные электрички в Москву, в которую даже за 1000 вёрст ездили за варёной колбасой...
Патриоты Швейцарии даже в пограничном Базеле всё покупают в своих швейцарских магазинах, чтобы деньги не уходили из страны, а понаехавшие в Швейцарию с чистой совестью экономят, совершая покупки в Германии, где всё значительно дешевле.
В германский Weil-am-Rhein за трофейными продуктами и обратно можно проехать по базельскому проездному документу на трамвае 8.

= = =
Николай Карамзин, Письма русского путешественника.
1789 год. " Я слыхал прежде, будто в Швейцарии жить дешево; теперь могу сказать, что это неправда и что здесь все гораздо дороже, нежели в Германии, например хлеб, мясо, дрова, платье, обувь и прочие необходимости. Причина сей дороговизны есть богатство швейцарцев. Где богаты люди, там дешевы деньги; где дешевы деньги, там дороги вещи."
= = =

А вот в поисках юрской глины - опалинустона - на трамвае 6 я добрался только до н.п. Риен (Riehen), а дальше, по территории Германии пешком:
L;rrach - восточнее н.п. Лёрах, поперёк субширотного хребтика Хюнерберг (макс.высота 407 м), выходы опалинустона площадью около 200х800 м;
Salzert - восточнее н.п.Зальцерт, на западном склоне высотки Шиндельберг (высота 360 м ) выходы опалинустона площадью около 100х400 м, причём, часть выхода приходится на площадь, обозначенную как восточная часть заброшенного карьера(!);
Все вышеназванные выходы опалинустона по факту оказались либо задернованными площадями, либо беспросветными застройками, либо заповедниками лягушек, но ни малейшего намёка на выходы юрской глины. Все заброшенные глиняные карьеры на деле оказались понижениями в рельефе напрочь заиленными и заросшими.
"Как много пройдено дорог" в окрестностях Базеля в поисках юрской глины и - ничего.
Чувствал себя старгородским Виктором Михайлычем Полесовым - слесарем-интеллигентом - гениальным кипучим лентяем, который "бурно пенился", но, как известно, умудрялся постоянно попадать впросак.

Удача!

Оставалась последняя надежда - далековатый, но тем не менее очередной заброшенный глиняный карьер - Андил (tongrube Andil) в деревне Lisberg около городка Laufen. Мой месячный проездной по Базелю (дороговатый - 105 франков=долларов)  под эгидой швейцарской TNW позволял мне доехать "бесплатно" электричкой до Лауфена и даже дальше, тоже "бесплатно", 118-ым автобусом до Лисберга.
От остановки 118-ого автобуса до карьера добирался я по улице с символичным для меня названием Ammonitenweg.  Утро было туманное... Карьер - глубокая яма размером 400х200 м запад-северо-западного простирания, по длинным бортам выходы юрского известняка, в запад-северо-западном торце карьера - весь уступ - юрская глина. Сам карьер преобразован в пахнущий сероводородом заповедник амфибий.
Да, была мне охотничья удача - пообщаться с чёрной юрской глиной, внешне практически неотличимой от юрской глины в московском регионе. (Очень жаль, что в Москве, как и в Базеле, не осталось мест, где можно увидеть воочию юрскую глину.) Поднялся на всю высоту уступа вдоль перехода глины в известняк, ежеминутно рискуя съехать по глине вниз, но видимого контакта глины и известняка так и не удалось понаблюдать. Спустился снова в карьер поискать ископаемых в дождевом оползне юрской глины.
Внизу пообщался с аборигеном, который уже ползал по оползню глины, пока я штурмовал уступ. У аборигена была добыча - несколько ростров белемнита, несколько крохотных чёрных аммонитов... Абориген горячо предлагал мне аммонит в подарок, но, во-первых его аммониты явно были не руководящий Леиоцерас и поэтому я не стал даже фотографировать его аммониты, а во-вторых, для меня важно проявление именно моей удачи, и я с благодарностью отказался. Спросил его зачем ему молоток. Ответил, что после глины пойдёт к известняковым бортам карьера и что якобы там можно добыть огромные аммониты - абориген широко раздвинул руки...  Пожелал ему удачи, а сам устремился к глиняному оползню оценить свою охотничью удачу в единицу времени: я был ограничен по времени расписанием автобуса 118 и у меня на поиски ископаемых было всего 15 минут, за которые я и наполнил спичечный коробок добычей.

Орднунг! Эрштершаффенхайт! (Порядок! Первозданность!)
Когда-нибудь, бог даст, я вернусь в tongrube Andil и ритуально вытряхну в оползень юрской глины заветный спичечный коробок - верну на родное место, взятые для изучения и для ближайшего общения и кусочек глины, и ископаемые...

ЧАСТЬ 3. БАЗЕЛЬ: ВОДА, ВОЗДУХ - ПЕРВОЗДАННЫ.
          А ДЕТИ, НУ И НУ, - ПЕРВОБЫТНЫ!?

               
                "Знания, совесть, хитрость - только
                разные формы лености духа, привычки.
                Скромность и простодушие погасят
                страсти, дадут простор простоте."
                Лао-Цзы. Дао Дэ Дзин (пер.О.Борушко)

Вся атмосфера городка Базель укладывается в стишок - в строки песни "Наш городок" на стихи Б.Окуджавы, муз. И.Шварца из фильма Соломенная шляпка.
Вот она - поэтическая формула Базеля, да и, в общем-то, всей Швейцарии разом:

"Для тех кто здесь рождён, кто здешний воздух любит...
Ведь, это правда, господа, - наш городок ни в чём Парижу не уступит!
Какой пейзаж кругом! А домики! А храмы!
И чистое веселье! И чистое веселье!
Я не говорю о том..., какие у нас дамы!
И мадемуазели!"

Базельцы не шутя называют свой город столицей мира: во-первых, именно в Базеле, посреди Рейна, есть точка пересечения границ сразу трёх государств - Швейцария, Германия, Франция; во-вторых, ... ну, много находят причин базельцы для обоснования столичности своего города.

До Базеля мне довелось проживать в Цюрихе и я всё исходил вокруг этого городка и даже пытался написать очерк про Швейцарию в лице Цюриха, но...

Что ни написать или какие фото не представить, всё будет перепевом уже многочисленного восторженного.

= = =
Николай Карамзин, Письма русского путешественника.

"Высокие горы у нас перед глазами; но Альпы скрываются еще в лазури отдаления. Юра изгибает за нами хребет свой, отбрасывающий синюю тень на долины... Нет, я не могу писать; красоты, меня окружающие, отвлекают глаза мои от бумаги."

"Базель, августа 9...   Уже я наслаждаюсь Швейцариею, милые друзья мои! Всякое дуновение ветерка проницает, кажется, в сердце мое и развевает в нем чувство радости. Какие места! Какие места! ... Счастливые швейцары! Всякий ли день, всякий ли час благодарите вы небо за свое счастие, живучи в объятиях прелестной натуры, под благодетельными законами братского союза, в простоте нравов и служа одному богу?
= = =

Вот и мой Базель, как и мой Цюрих, ничего другого, кроме как в песенке: "...какой пейзаж кругом! А домики! А храмы!"

Может про демократию? С ней всё просто: швейцарцы несколько веков назад установили в своей стране ту самую чистую как слеза "ВСЯ власть Советам!"

Да, всё - просто... Многие народы культивируют простоту. Но высшая мудрость простоты - это, всё ж таки, Швейцария.
Простота высшей степени, а значит и добра высшей степени:  чистый воздух, питьевая вода, маленькие дети. Вот единственные родники-источники добра в космосе мирового зла.

ВОЗДУХ:
в своих прошлых очерках я восторгался ландшафтным парком Кисловодска - терренкуром - размером 1х2 км, а Швейцария вся, будучи ландшафтно как сестра-близнец похожа на наш Северный Кавказ, - это сплошной ухоженный и чистейший терренкур с чистейшим воздухом.

ВОДА:
Затрудняюсь дать название этой системе "кран в бассейн", которую встретил у н.п.Мюнхенштайн в пригороде Базеля и на которой стоял год "1919".

1919 год! Когда российских климов самгиных одолевали самые что ни на есть плаксивые рефлексии по поводу мировой революции, в Швейцарии люди продолжали свою, уже тогда столетнюю, традицию отстраивать систему общедоступной питьевой воды: в парках, просто на улицах городов, на перепутьях в лесу - везде непрерывно текут в бассейны из кранов струи воды, которую можно пить, а в жару любой желающий может освежиться в бассейне - залезть как в ванну - это здесь принято как само собой разумеющееся
Чистое веселье!
Когда базельцы выходят в парки с детьми - это, во-первых, очень массово: радуют глаз сплошь и рядом молодые семьи, в которых трое детей погодков в 3-х местных колясках, а грилить можно практически в любом парке в любое время, во-вторых, это практически всегда без алкоголя и даже практически без пива. Чистое веселье! Мне пришлось гостить в трёх швейцарских семьях и ни в одной никто не пьёт ни вина, ни пива. Мне из вежливости предлагали напитки и, как выяснилось потом, даже алкогольно готовились к встрече - "русский же!"  А сами мои знакомые швейцарцы - ни-ни, и нет в этом воздержания, а просто есть мудрость не эстетизировать алкогольсодержащие напитки.
А вода для питья берётся прямо из водопроводного крана - прохладная, вкусная.

===
320 лет назад Николай Карамзин писал в Письмах русского путешественника:
"Мудрые цирихские законодатели знали, что роскошь бывает гробом вольности и добрых нравов, и постарались заградить ей вход в свою республику. Мужчины не могут здесь носить ни шелкового, ни бархатного платья, а женщины - ни бриллиантов, ни кружев; и даже в самую холодную зиму никто не смеет надеть шубы, для того что меха здесь очень дороги. В городе запрещено ездить в каретах, и потому здоровые ноги здесь гораздо более уважаются, нежели в других местах. Во внутренности домов не увидите вы никаких богатых уборов - все просто и хорошо. Хотя чужестранные вина сюда привозятся, однако ж их позволено употреблять не иначе как в лекарство. Только думаю, что сей закон не очень строго наблюдается. Например, у Лафатера за столом пили мы малагу; но он взял ее, может быть, из аптеки, по предписанию своего доктора Г*."
===

Бог с ними - с бриллиантами и мехами, но бесконечно удивительно другое: как это случилось, что маленькая страна, находясь на стыке трёх винно-пивных шалманов - Италия, Франция, Германия - умудрилась обрести алкогольную целомудренность? Как ей удалось жить своим умом, а не искать ума у "больших" или "цивилизованных"? Загадка!
А вода для питья, повторюсь, берётся прямо из водопроводного крана - прохладная, вкусная.

ДЕТИ.
Местные детские сады выводят детей на прогулки в местные парки. Когда я впервые увидел как швейцарские детсадовские дети гуляют под дождём, то уровень моего самолюбования на дикость моей туристической сути сильно снизился: детишки, одетые и обутые в какие-то детсадовские резиновые сапожки и прорезиненные хламиды, без головных уборов, играли прямо под дождём; по их волосам и по лицам текут потоки воды, а юные швейцарцы очень непринуждённо и обыденно продолжают играть в свои игры. А практически рядом с ними, тоже не обращая внимания на дождь, вышагивают аисты. Было во всём этом что-то очень первобытное до дикости - предельно первозданное.
Но на самом-то деле, всё связанное с детьми куда как первобытнее, чем мы можем себе вообразить...
f18 Национальная гордость швейцарцев - Альберт Анкер (1831-1910)  - художник.

Особая тема в его творчестве - картины про детей и портреты детей околодошкольного возраста.

Альберт Анкер один из немногих художников, кто изображал детей не как недоделанных взрослых, а как вполне сформированные личности.
Оценить такого художника на национальном уровне могла нация, которая очень хорошо понимает и семейные ценности вообще, и детей в частности: когда отношение к ребёнку не как к чистому бланку, который надо заполнить знаниями, не как к пустому сосуду, который надо заполнить навыками, а как к самостоятельной и самодостаточной личности.

В традиционной психологии детское мышление рассматривалось как более примитивное, по сравнению с мышлением взрослого человека.
Т.е. в основе лежало и лежит "человеком рождаются, личностью становятся!" и тогда вполне оправдано грозное учительско-фельдфебельское "Я научу тебя быть личностью!"

Со средних веков, в общем-то, мало что изменилось: подход и методы те же.
А между тем ясно, что дошкольник - это уже окончательно для своего возраста сформированная личность.
Ну, разве не личности лучшие художественные образы дошкольников - Буратино и Незнайка? Они вполне самостоятельны и самодостаточны - вполне полагаются на себя как на личность - личностно они достаточны сами для себя: они всё знают, они всё умеют.

===
Цитата: "Чук и Гек  не думали и полсекунды, а в один голос заявили, что они решили ехать не только тысячу, а даже сто тысяч километров."
===

В такой решительности, хорошо знакомых Чука-Гека, не найти и капли личностной несамостоятельности и несамодостаточности.
Воспитанием, и это понимают швейцарцы как никто, можно только слегка переформировать уже готовую личность, но невозможно создать личность.
Человек рождается личностью. Точка.
Но если дошкольники личности, то кто они? что они за личности? Почему такой водораздел непонимания между взрослыми и дошкольниками?
Понимание личности детей, в том числе, идёт и от швейцарской гордости - художника Альберта Анкера - детского портретиста, и, на научной основе, - от детского психолога Жана Пиаже.

Национальная гордость швейцарцев - Жан Пиаже (1896-1980)  - детский психолог. 

Согласно открытиям Пиаже его последователей, в отличие от средневековых домостроевских, да и во многом сегодняшних обыденных представлений, мышление ребёнка - это иное качество, своеобразное и отличительно особенное по своим свойствам от психологии взрослых.
Можно только догадываться, какой примитивной и первобытной покажется наша психология далёким нашим потомкам веков, эдак, через пять или десять. Эти психологии - наша и далёких потомков - сравнивать бессмысленно. Это будут разные качества.

Так и с теперешними нашими детьми околодошкольного возраста...
Как это ни поразительно, но психология детей дошкольного возраста до мелочей тождественна психологии дикарей, то бишь - первобытных людей.
И это научный факт. (И, как следствие, кодекс "отдыхать дикарём", как и всякое стремление к первобытности, - это попытки поглубже впасть в детство.)
Надо заметить, что дошкольник и без психологии куда как больше чем взрослые и подростки приближен к биологическому естеству человека:  любой дошкольник совсем недавно, в утробе матери, и это тоже научный факт, пережил всю земную эволюцию жизни на Земле: он бы и одноклеточным, и беспозвоночным, потом у него были жабры - он был рыбой, потом у "рыбы" появились лапки - он был ящером, и наконец он был волосатым приматом, покрытым первородными волосами (лануго), которые в утробе же матери и теряются, и, наконец, он рождается безволосым и по сути четвероруким приматом - защищённым от переохлаждения не шерстью, а подкожным жиром, с длинным носом - в отличие от других приматов - необходимым для подводных погружений, умеющим инстинктивно задерживать дыхание при погружении  в воду, рождается млекопитающимся, для того чтобы вырасти-"эволюционировать" в полуводного охотника за моллюсками (такого как я, например) - уникального для природы двуногого приспособленца, который, как никто в природе, умудряется обойти свои слабости.

Итак, продолжая внутриутробную эволюцию, дошкольники, после младенчества, (о котором наука вообще мало чего понимает), несут в себе все атрибуты психологии первобытного человека: общаясь с дошкольниками мы по сути общаемся с носителями психологии наших самых первобытных предков...

И дошкольники, и первобытные дикари обладают одинаковым эгоцентризмом.
Эгоцентризм - это убеждение, что все люди видят мир только таким, как его видит сам эгоцентрик. Эгоценртизм - это органическая неспособность встать на точку зрения другого человека.

Эгоцентрик говорит лишь о себе, не пытаясь встать на место собеседника.
У эгоцентрика нет цели воздействовать на собеседника, донести до него какую-то мысль или идею, важен лишь видимый интерес собеседника. Поскольку дошкольник и дикарь не могут оценить чужую точку зрения, следовательно, они не в состоянии пересмотреть свои идеи, принимая во внимание изменения в окружающей среде.

Для эгоцентрика его мысль - внутреннее побуждение - переносится на реальные связи вещей; и для дошкольника, и для дикаря его собственная мысль главнее реальных связей, а отсюда, малоразличимость между воображаемым от действительным и почти абсолютная невосприимчивость к чужому мнению.

Единственный путь ухода от первобытного эгоцентризма в эгоцентризмы хомо сапиенса - социализация.
(Эгоцентризмы взрослых: как часто мы не в состоянии понять особенности другой нации, так и нас часто напрочь откзываются понимать на национальном уровне - национальные эгоцентризмы; как часто женщины говорят про мужчин "не понимаю как ТАК можно?" и мужчины напрочь отказываются понимать некоторые женские штучки - гендерный эгоцентизм).

Бывает, дошкольник сморозит чушь. Взрослые вокруг в один голос:"Не говори так! Это плохо!..." А дошкольник продолжает морозить ту же чушь да ещё смеётся безудержно. Взрослые в недоуменьи: "Почему до него не доходят наши слова?" А дошкольник, в силу своего первобытного эгоцентризма, и мысли не допускает, что можно мир видеть отличным от его восприятия образом. Взрослые что-то говорят про "нельзя", "плохо"... Противоречие у дошкольника между "моим" и "взрослым"? В том-то и дело, что и дошкольника, и дикаря, кроме прочего, роднит почти полное пренебрежение к противоречиям.

Отличие дошкольника от существующих ныне редких племён первобытных дикарей в том, что дошкольник к подростковому возрасту практически избавится от своей психологической первобытности - от первобытного эгоцентризма. Взрослый первобытный дикарь не способен избавиться от первобытного эгоцентризма.
Кроме эгоцентризма, и дошкольники, и дикари убеждены в чьей-то рукотворности всего окружающего, и, больше того, всё создано, на их взгляд, конкретно для человека - это часть их психологии, как продукта эволюции. Надо понимать, что это не каприз, это - от природы.

И больше того, Всё, на их взгляд, мыслит: все предметы наделяются ими сознанием и волей, а отсюда Всё подчиняется магии - словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы - и это тоже часть их психологии, как продукта эволюции. Надо понимать, что, опять-таки, и это не каприз, это - от природы.
Мысль сильнее действительности, воображаемое неотличимо от действительности и даже опыт не в силах вывести дошкольника из заблуждения, как и дикаря, призывающего дождь магией: противоречивая магическая неудача объясняется влиянием злого духа, а не провальностью магии.

Модничанье дошкольников словами "деда мороза нет", "волшебной палочки не бывает" - это слова-вода, а в глубине-то души совсем обратное: любое самое косвенное и призрачное доказательство волшебства тут же возвращает дошкольника к "а всё-таки они есть!"
И ещё, и тоже от природы: дошкольник всегда победитель! Природа готовит из дошкольника победителя в его охотах и поэтому дошкольник в любой игре - победитель. Если он не победитель в игре, то это всего навсего плохая игра. Если дошкольник стреляет в цель и из 100 выстрелов 99 - "в молоко", то в расчёт берётся только одно попадание в цель, а всякие молоко-шмалоко ничего не значат.
Надо понимать, что это не каприз, это - от природы. Это логичная суровая необходимость: позволить себе быть не победителем в охоте для плотоядного хищника - это значит погибнуть от голода.
Первобытный дикарь - это, прежде всего, охотник! В чём дошкольник охотник?

ЧАСТЬ 4. ОХОТА МНЕ ОБ ОХОТЕ.

                Амигдала - область мозга, к которой давно
                приклеилось  название "центр страха"; кроме
                того, амигдала некоторыми нейронами ещё
                запоминает и  побуждает  искать  приятные 
                ощущения,и здесь же, в амигдале - центр
                охотничьего поведения.
                Конспект статьи из журнала "Наука и
                жизнь" №1 2018 по материалам статей в
                журналах "Neuron", "Cell".

Когда-нибудь потом я напишу повесть про то, повторюсь, какой я великий охотник на моллюсков - кальмаров и каракатиц. Про открывшиеся мне некоторые повадки моей умной морской добычи - про вершину развития одной из веточек жизни. Про совершенство моих навыков, и сверх спортивность охотничьей снасти, и методов охоты: мой спиннинг - это одноручное удилище с безынерционной катушкой - и удилище, и катушка самодельные из веточек, проволочек, шнурочков. Спиннинг примитивный - можно топорно изготовить за пару-другую часов, но по функциональности вполне современный: катушка - безынерционная! что позволяет 10 грамм забрасывать и на 30 метров, правда, скорость намотки в 4 раза ниже скорости заводских катушек.
Ветка-рогатка на привязи с надетой на неё пэ пакетом - это и подсачек, и садок, и стол для разделки добычи прямо на воде, а потом и тара для упаковки разделанной добычи.
Охоту мою я веду наплаву, используя только ласты, которые позволяют моим рукам быть свободными. Нужна особая координация движений, чтобы наплаву управляться с примитивным спиннингом.
Всё бы ничего, но пойманных, пусть даже и спортивно, кальмаров и каракатиц - природное совершенство - я вынужден убивать. Городским людям убийство кажется крайне неприглядным действом, поскольку они привыкли, ради своего пропитания, делегировать убийство  другим человеческим рукам.
И убивая совершенство поневоле задумаешься и про охоту, как про нашу человеческую биологическую суть, и про всякое многое другое.
                - - -
Из немыслимой глубины прошлого - около 4 миллионов лет назад - пришло нам знаковое послание - следы двуногого прямоходящего человек, которые отпечатались в окаменевшем впоследствии вулканическом пепле (открытия семьи Лики в Лаэтоли, Танзания).

===
«Строение ног у них, должно быть, почти не отличалось от нашего», – считает М. Лики, а «Форма их ступни ничем не отличалась от нашей…». Специалист по биомеханике движения и анализу следов, которая участвовала в работе экспедиции, пришла к выводу: «Характер движений показывает, что существо было двуногим, шло нормальной походкой, большими шагами (причем шаг его был весьма широк, однако рост – невелик). Распределение веса в отпечатках напоминает картину, наблюдаемую у людей».
===
                - - -
- земледелию всего навсего 10 тысяч лет; земледелие - главнейший знак цивилизации;
- "охоте на мамонтов с каменным топором", т.е. организованной охоте и, как следствию такой охоты - животноводству, в которое быстренько перерождается "охота на мамонтов", - около 40 тысяч  лет; 40-ка-тыщ-летняя организованная охота на мамонтов (животноводство) - это не первобытность! Это уже цивилизация с наскальными рисунками и проч.;
- по-настоящему первобытный человек питался крахмалистыми корешками и моллюсками - именно эти продукты были предметом охотничьей страсти не жалкие десятки тысяч, но миллионы лет!
Надо ж понимать, что не существует, кроме как моллюски, другой доступной белковой добычи для лягушкообразно беспомощного охотника - человека, который без снасти даже мышь не в состоянии поймать. Которому, тем не менее, несмотря на его хищнически-охотничью телесную несостоятельность, для пропитания нужен белок - дробно - в течение всего и каждого божьего дня. И этой охотничьей страсти человечества - собирательству в прибрежном грунте моллюсков и крахмалистых корешков - столько лет, сколько существует человек - по крайней мере, больше 4-х миллионов лет.
Чтобы осознать разницу продолжительности цивилизации (земледелие и животноводство) и молюсково-корешковой первобытности, примем 1 миллиметр за 1 тысячу лет.
Тогда:
- земледелию 1 см лет;
- животноводству 4 см лет;
- моллюсково-корешковой охоте людей больше чем 400 см лет!

"Я - охотник!" - это про каждого человека.
Охотничий инстинкт (рефлекс) - прямое следствие человеческого естества по отношению к пище.
Теперь-то, кроме собственно охот - охота-рыбалка-грибы-ягоды-орехи, охотничий азарт в человеке переродился в всяческие прочие охотничьи страсти: карьеризм и шопинг, страсть к многознайству и к научной работе, вещизм, азартные игры и сплетни, воровство и впечатления от туризма, и прочие погони за добычами.
Рефлекс цели, о котором  на III съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 января 1916 г. доложил нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов, аккурат про охотничий инстинкт.

===
Две цитаты из этого доклада И.П. Павлова:
1.
"Анализ деятельности животных и людей приводит меня к заключению, что между рефлексами должен быть установлен особый рефлекс, рефлекс цели - стремление к обладанию определенным раздражающим предметом, понимая и обладание и предмет в широком смысле слова."
2.
"...рефлекс цели и его типическая форма - коллекционерство - находится в каком-то соотношении с главным хватательным рефлексом - пищевым, можно видеть в общности существенных черт того и другого. Как в том, так и в другом случае важнейшую часть, сопровождающуюся резкими симптомами, представляет стремление к объекту."
===

По Ивану Петровичу, рефлекс цели - это не нечто неизменное. Рефлекс цели может и заглохнуть, и тогда, как это ни ужасно, но даже - самоубийство. И слава богу, что рефлекс цели очень и очень живуч в людях.
Как бы там ни было, а всегда, по крайней мере:
- охота даёт средства к существованию;
- по охотничьим способностям оцениваются люди в человеческой стае.
Какие главные нервы у этой деятельности для человека - у охоты?
Я насчитал всего пять.

1-ый НЕРВ ОХОТЫ. НЕУЁМНАЯ ЖАЖДА ДОБЫЧИ.
Лучше всего о неуёмной жажде добычи художественно образно сказано в бессмертной сказке  "Цветик-семицветик" Валентина Катаева:
"Лети, лети, лепесток, Через запад на восток,
...
Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели.
Вели, чтобы ВСЕ игрушки, какие есть на свете, были мои! "
 
У взрослых точно так же: добыч достаточно не бывает.
Как часто можно слышать от взрослых к ребёнку: "Какой смысл покупать тебе игрушки? На три минуты, а потом ты откладываешь в сторону новую игрушку, не играешь в неё и просишь новую!"
Ясно, что добытая добыча - это прочитанная книга - в сторону добытую добычу! Надо тут же думать о будущей добыче!
И малейший намёк на возможность добыть новую добычу разжигает охотничий азарт: "Купи игрушку!"  Т.е., не самолёт, не куклу, не мяч, а КАКУЮ-НИБУДЬ ИГРУШКУ - это значит, что ребёнок на охоте. И сколько бы ни было у него игрушек, он будет жаждать новой добычи в цветастой обёртке.

===
Из кодекса охотника: "Добытую добычу разделай сам."
Из охотничьих суеверий: "Раздавая добычу - раздаёшь удачу." (Можно как угодно широко делиться разделанной или приготовленной добычей.)
===

2-ой НЕРВ ОХОТЫ. УМЕНИЕ ЖДАТЬ.

= = =
Из охотничьих суеверий: "Чем больше неудачных охот, тем более великой будет предстоящая удача."
= = =
               
Почти ТРИ месяца, КАЖДЫЙ ДЕНЬ! ходить на охоту и ни одной добычи! И продолжать верить.
Апофеоз охотничьей страсти - повесть "Старик и море", за которую  Э.Хеменгуэй получил Нобелевскую премию.
"Старик и море"  начинается со слов, пожалуй, про главную трудность в охоте:
= = =
"He was an old man who fished alone in a skiff in the Gulf Stream and he had gone eighty-four days now without taking a fish..."
Он был старик и в одиночестве рыбачил с лодки в Гольфстриме, и сегодня был восемьдесят четвёртый (84!) день без рыбы..."
= = =

Это 1-ое упоминание про умение ждать.
И дальше по тексту:

= = =
"Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова...
— Сантьяго, — сказал ему мальчик... — А помнишь, один раз ты ходил в море целых восемьдесят семь (87!) дней и ничего не поймал, а потом мы три недели кряду каждый день привозили по большой рыбе.
— Помню, — сказал старик..."
= = =

Здесь 2-ое упоминание про умение ждать.
В небольшой по объёму повести с первых же строк ДВА раза про одно и то же: про сверх продолжительные периоды ожидания добычи.
Каждый охотник знает такие перерывы между удачами ...
Что там - месяцы ожидания добычи! Некоторые годами ждут:
= = =
Jack London. The Law of Life.
There was the time of the Great Famine...when the Yukon ran wide open for three winters, and then lay frozen for three summers... In the summer the salmon run had failed, and the tribe looked forward to the winter and the coming of the caribou. Then the winter came, but with it there were no caribou. Never had the like been known, not even in the lives of the old men. But the caribou did not come, and it was the seventh year, and the rabbits had not replenished, and the dogs were naught but bundles of bones.
(Перевод Гугла)  Джек Лондон. Закон Жизни.
Было время Великого голода... когда Юкон широко распахнулся в течение трех зим, а затем лежал замороженным в течение трех лет... Летом бег лососей не удался, и племя с нетерпением ждали зимы и появления карибу. Затем наступила зима, но с ней не было карибу. Никогда такого не было известно, даже в жизни стариков. Но карибу не пришло, и это был седьмой год, и кролики не пополнились, и собаки были ничем иным, как пучками костей.
= = =

3-ий НЕРВ ОХОТЫ. ПАМЯТЬ УДАЧЛИВЫХ МЕСТ ОХОТЫ.
Каждое место, где добыта добыча - врезается в память. И каждый раз на этом месте ждёшь новой добычи. Любой человек при мысли об удачливых охотах сразу навспоминает рыбные, грибные, шопинговые и т.п. удачливые места.
Удачливые места охоты детей - новогодние праздники и дни рождения. И ещё, семейные походы по магазинам, которые ребёнок терпеливо ждёт и, дождавшись, заводит свою охотничью шарманку "купи игрушку!" Каждый цветастый игрушечный прилавок - потенциальное место для удачливой охоты.

===
Из охотничьих понятий: "Где быть добыче закон не писан." (Я бы оценил в 10... нет, пусть будет 15% добыч, которые попадаются там и тогда, где и когда их совсем не ждёшь.)
===

4-ый НЕРВ ОХОТЫ. ЭСТЕТИЗАЦИЯ МЕТОДОВ (СНАСТЕЙ) ОХОТЫ.
Сразу вспоминается эпизод с вором карманником-щипачём Костей Сапрыкиным из гениального фильма  Станислава Говорухина "Место встречи...".
С каким ликованием Станислав Садальский, гениально играя роль, восклицает: "Нет у вас методов против Кости Сапрыкина!"
Что здесь, как не восторг своим безнаказанным антиобщественным методом охоты?
И даже милиционер - Жеглов (Высоцкий) - разделяет этот восторг: "Ты пойми, карманник, ''щипач'' - это высшая уголовная квалификация. Она шлифуется годами... Ну, ты подумай, какая нужна ловкость пальцев, точность движений какая отточенная, опять же, нервная выдержка, чтобы у нормального человека, который, заметь, не спит, не пьян, не под наркозом, вытащить всё из карманов, снять часы, а он ни сном, ни духом!"
А Остап Бендер?
Авторы образа великого комбинатора сразу оговариваются, что "...мужская сила и красота Бендера были совершенно неотразимы для провинциальных Маргарит на выданье..."
Но без чего охота на провинциальных Маргарит была бы не эффектной - была бы, как говорил Остап, "низкий сорт. Не чистая работа?"
Оказывается, что карьеру охотника - многожёнца - невозможно было начать без охотничьего снаряжения - без дивного, серого в яблоках, костюма.
На костюм денег комбинатору не хватило и поэтому на охоту герой-любовник отправляется в другом, не менее дивном, костюме:
"...Остап сиял. На нем были новые малиновые башмаки, к каблукам которых были привинчены круглые, изборожденные, как граммофонная пластинка, резиновые набойки, шахматные носки в зеленую и черную клетку, кремовая кепка и полушелковый шарф румынского оттенка".
"Под утро он ввалился в номер, разулся, поставил малиновую обувь на ночной столик и стал поглаживать глянцевитую кожу, с нежной страстью приговаривая:
— Мои маленькие друзья.
— Где вы были? — спросил Ипполит Матвеевич спросонья.
— У вдовы, — глухо ответил Остап."
Уподобляясь Остапу Бендеру, каждый охотник может так же, нежно и страстно, про свою охотничью снасть - выверенную и отлаженную: "Мой маленький подруг".

===
Из кодекса охотника: "Моя охотничья снасть - только для моих рук."
===

Возвращаясь к детям, надо заметить, что дети не очень-то уважают свои методы охоты по добыче игрушек: кому ж приятно быть попрошайкой? Именно поэтому они часто впадают в мечтательность: вот когда я вырасту, тогда... Тогда - что? Сменю методы добычи игрушек?
Так и есть. Взрослые обрастают таким количеством бессмысленных добыч-игрушек, что мама не горюй. Но это значит, если по академику Павлову, что рефлекс цели жив, а значит и есть, хи-хи, смысл жизни.

5-ый НЕРВ ОХОТЫ. МАНИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ВЕЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА.

У этого нерва две стороны.
Одна сторона - очеловечивание добычи, чтобы добыча выглядела достойно великого охотника: на охоте Я ПЕРЕХИТРИЛ не кого нибудь, а ХИТРЮЩУЮ КАК ЧЕЛОВЕК ДОБЫЧУ.
Вторая сторона 5-ого нерва - "ДОБЫЧА - ЭТО КТО УГОДНО, НО НЕ Я!"
Великий охотник, великий гуманист и национальная гордость россиян - Дерсу Узала.
===
"Дерсу что-то закричал нерпе. Она нырнула, но через минуту опять появилась. Тогда он бросил в неё камень. Нерпа погрузилась в воду, но вскоре поднялась снова и, задрав голову, усиленно смотрела в нашу сторону. Это вывело гольда из терпения. Он схватил первую попавшуюся ему под руку винтовку и выстрелил. Пуля всплеснула совсем близко от животного.
- Эх, брат, промазал ты, - сказал я ему.
- Моя его пугай - ответил он. - Убей не хочу.
Я спросил, зачем он прогнал нерпу. Дерсу сказал, что она считала, сколько сюда, на берег, пришло людей. Человек может считать животных, но нерпа?! Это очень задевало его охотничье самолюбие."
..."Меня поразило, что Дерсу кабанов называет «людьми». Я спросил его об этом.
— Его все равно люди, — подтвердил он, — только рубашка другой."
= = =
Противоречивое: высшая добыча - человек и оскорбление, если добыча ведёт себя как человек.
Всю хэмингуеевскую повесть об охоте великий охотник Сантьяго находится в воображаемом эмоциональном контакте с добычей - в попытке очеловечить добычу, которую он убил.
"...— Полрыбы! — позвал он ее. — Бывшая рыба! Мне жалко, что я ушел так далеко в море. Я погубил нас обоих. Но мы с тобой уничтожили много акул и покалечили еще больше. Тебе немало, верно, пришлось убить их на своем веку, старая рыба?"

===
Из кодекса охотника: "О добыче - без шуток, про добычу - без иронии."
===

Другая сторона пятого нерва охоты - мании охотничьего величия человека - стремление вырвать себя из течения главного закона Жизни. Кто-то другой - может быть, но не Я: Я не добыча.
Все религии мира провожают в последний путь так, чтобы избежать, хотя бы символично, чтобы бренные человеческие останки стали добычей.
В конце-то концов, конечно, всем понятно, что и человек такая же добыча как и самый что ни на есть пескарь, и люди об этом знают.

===
Гамлет: "... ужинает не он, а едят его самого. Сейчас за него уселся синклит червей со всей земли. Червь, что ни говори, единственный столп всякого истинного порядка. Мы откармливаем всякую живность себе в пищу и откармливаем себя в пищу червям. Возьмете ли толстяка-короля или худобу-горемыку – это только два блюда к столу, два кушанья, а суть одна."
===

 Вот и стремится человек доказать "кто угодно, но я - не добыча" - хотя бы символично. Например, закопать на глубину ниже уровня жизни - на 2 м под землю, или спалить на огне - "не доставайся же ты никому!", или, ещё более наивно, - завалить камнями, "чтобы кости не растащили хищники"...
Дошкольники-охотники, как и первобытные люди-охотники, просто отрицают смерть. Для дошкольника смерть - это просто незначительное снижение жизненных функций. Дикари выдумывают всякие переселения душ или всякие жизни после смерти. А дошкольники просто верят в докторов. Т.е., бывает что дошкольник удивляет свою маму: "Я хочу что бы ты упала из окна!" Мать в шоке: "Как же ты, дурачок, не понимаешь....!?" А дошкольник-то как раз понимает: ну упал человек с этажа, полежит, придёт доктор и всё пойдёт по-прежнему, потому что смерти нет. А лёгкое снижение жизненных функциий -  это не просто не в счёт, а даже занимательно. У дошкольника-то, всего навсего, первобытная психология, которая отрицает смерть - не приобретённая психология, а вполне себе от природы.

5 ЧАСТЬ. ПЕРВОБЫТНОСТЬ ГЛИНЫ -  ЭТО ПОЛЕВОЙ ШПАТ.

                Мне горестно смотреть, когда гончар жесток.
                Он глину мнёт и бьёт, и на любой пинок:
                О, смилуйся! Ведь я, как ты, была живая!..."-
                Всё время слышится из глины голосок.
                Омар Хаям.

Минеральная часть моей базельской спичечнокоробочной добычи: образец юрской глины из карьера Андил и образец полевого шпата правильных кристаллографических очертаний.
Нет ничего обычнее глины, и мало что есть таинственнее глины.
Надо заметить, что глина - самый распространённый минерал НА Земле. Несмотря на редкость глины в разрезе гор Юра около Базеля, на планете Земля всё покрыто глиной: и ЗЕМЛЯ-СУША почти на 80% покрыта грунтом, и дно Мирового океана  на покрыто 400 метровым слоем ила, и домашняя пыль у нас в квартирах - всё это: и грунт, и глубоководный ил, и пыль, почти на половину состоят из глины.
Глина вездесуща.
И что за субстанция такая таинственная - глина? Откуда она взялась?
Образец первобытности глины - полевошпат - пришёл ко мне в Базеле знаково: ярко сверкнул гранью на дорожке из гранитного гравия. Осталось только поднять. У меня уже есть такой образец с берега Чёрного моря - брат близнец базельскому образцу первобытности глины. Но черноморский я целенаправленно искал в прибрежной гальке. А этот сам напросился.
Явные кристаллы - это по большей части очень редко встречающиеся красоты, а кристаллы глины вообще скрывают свою красу за замикроскопическими размерами - кристаллы глины никогда не бывают крупнее замикроскопических размеров в 0,005 мм. Тогда как полевой шпат ЧАЩЕ ВСЕГО бывает правильных кристаллографических очертаний - таких, какие у напросившегося в мою коллекцию образца.
Омар Хаям был прав, когда считал, что глина - прах: глина - это прах полевого шпата.
В разных климатах полевой шпат выветривается по-разному: в пустыне его зёрна становятся песчинками разной крупности. Во влажных областях, в определённых условиях, полевой шпат просто разлагается в глину.
Вездесущность глины - это следствие вездесущности полевого шпата: 60% минеральных зёрен в земной коре - это полевой шпат.
                Базель, 2019 г.


Рецензии