История военных оркестров
Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях. Музыка, исполняемая таким оркестром, способна опьянить каждого человека своей особой парадной торжественностью.
Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр. В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага — морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России — это уникальное явление. Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах. В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны. В это время заметно расширился репертуар, было издано множество методической литературы.
Военные духовые оркестры XVIII века страдали от недостаточного количества музыкальных произведений. Так как в то время композиторы не писали музыку для духовых ансамблей, приходилось делать переложения симфонических произведений. В XIX веке музыку для духовых оркестров писали Г. Берлиоз, А. Шёнберг, А. Руссель и другие композиторы. А в XX веке музыку для духовых ансамблей стали писать многие композиторы. В 1909 году английский композитор Густав Холст написал первое произведение специально для военного духового оркестра.
Военные духовые оркестры могут состоять только из медных и ударных инструментов (тогда они называются однородными), но могут включать в свой состав и деревянные духовые (тогда они называются смешанными). Первый вариант состава сейчас встречается уже крайне редко, гораздо более распространён второй вариант состава музыкальных инструментов. Обычно смешанный духовой оркестр бывает трех видов: малый, средний и большой. В малом оркестре играют 20 музыкантов, в то время как в среднем — 30, а в большом уже 42 и более.
Из деревянных духовых инструментов в состав оркестра входят флейты, гобои (кроме альтового), все виды кларнетов, саксофоны и фаготы. Также особый колорит оркестра создают такие медные духовые инструменты, как трубы, тубы, валторны, тромбоны, альты, трубы теноры и баритоны. Стоит отметить, что альты и теноры (разновидности саксгорнов), а также баритоны (разновидности тубы) встречаются исключительно в духовых оркестрах, то есть в симфонических оркестрах эти инструменты не используются.
Ни один военный духовой оркестр не сможет обойтись без таких ударных инструментов, как малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, бубен и тамбурин.
Военным оркестром, как и любым другим, управляет дирижёр. Хочется обратить внимание на то, что местоположение дирижёра по отношению к оркестрантам может быть различным. Например, если выступление происходит в парке, то дирижёр занимает традиционное место — лицом к оркестру и спиной к зрителям. Но если оркестр выступает на параде, то дирижёр идет впереди оркестрантов и держит в руках атрибут, который необходим для каждого военного дирижёра – тамбуршток. Дирижёр, который управляет музыкантами на параде, именуется тамбурмажором.
А теперь пройдем по истории военной музыки в России более подробно.
В России военная музыка издавна способствовала формированию высоких морально-боевых качеств русского солдата. В период Киевской Руси и позже военные походы сопровождались музыкой с применением труб, бубнов, сопелей (деревянных дудок), позднее - накр, набатов, литавр, а также сипошей, варганов, тулумбасов.
Со 2-й половине XVI века и особенно к середине XVII века на царскую службу приглашаются иноземные виртуозы-трубачи и валторнисты, начинается подготовка отечественных музыкантов-исполнителей на духовых инструментах, обогащается репертуар, повышается исполнительное мастерство.
При Иване IV в 1547 году впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России. С тех пор военная музыка осталась камертоном души российского военнослужащего.
Петр I придавал большое значение военной музыке, как средству для укрепления воинской дисциплины и подъема морального и боевого духа войск. Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков – Семеновского и Преображенского. Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне, а марш Преображенского полка стал со временем неофициальным гимном Российской Империи. Создание в начале XVIII века массовой регулярной национальной армии потребовало новой организации военно-музыкальной службы в войсках. В пехотных полках (кроме гвардии) были введены штатные оркестры, состоявшие из 9 «гобоистов» (общее наименование воен. музыкантов) и 16 ротных барабанщиков (по 2 на роту). В «Уставе воинском» (1716, изд. в Петербурге в 1826) и др. документах регламентированы действия войск, производившиеся под В. м. Были учреждены гарнизонные школы, в которых дети военнослужащих (позже называвшиеся кантонистами) обучались грамоте, военным наукам, пению по нотам, игре на музыкальных инструментах. В. м. находила применение во время войн Петра I со шведами и турками. Она была представлена небольшими инструментальными композициями фанфарно-героического и маршевого типа, близкими к ставшим знаменитыми при Петре I приветственным, торжественным, встречным, застольным, «виватным» и другим кантам.
Во времена царствования Елизаветы Петровны отличившиеся в боях полки стали наряду со знаменами и орденами награждать серебряными георгиевскими трубами как символами воинской доблести и славы. Эта традиция надолго закрепилась в российской армии.
В период царствования Екатерины II произошло увеличение штатов полковых оркестров. Военно-патриотическое и социально-культурное значение военной музыки особенно возросло в период русско-турецких войн. Выдающийся российский полководец А.В.Суворов произнес крылатую фразу: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил».
Развитие музыкального искусства в начале XIX века во многом определилось событиями Отечественной войны 1812-1814 гг. Военные марши, звучавшие во время сражений, стали символами доблести российского войска. Патриотический порыв, рост национального самосознания, связанный с освободительной войной против Наполеона, ярко проявился в сфере военной музыки. Возникло множество героико-патриотических произведений и среди них марши О.А.Козловского, Н.А.Титова, К.А.Кавоса, Ф.Антонолини, А.А. Дерфельда и другие.
Русская военная музыка оказывала влияние на строевой репертуар зарубежных, в частности немецких, военных оркестров. Введённые в русских военных оркестрах в начале XIX в. Технические усовершенствования медных инструментов были затем заимствованы английской армией.
Во второй четверти XIX века в России в полосу расцвета вступают дарования А.С.Даргомыжского, М.И.Глинки, А.А.Алябьева и других композиторов. В это время делаются первые шаги к созданию оригинальных произведений для духовых оркестров. Сохранилось крылатое выражение того периода: «Военный оркестр – это визитная карточка полка».
Особое влияние на развитие военно-оркестровой музыки оказала деятельность Н.А.Римского-Корсакова на посту инспектора «военно-музыкальных хоров» Морского ведомства. Проводившиеся им на флоте преобразования составов военных оркестров и организация подготовки кадров для них послужили отличным примером для подражания при проведении подобных реформ в армии.
Во второй половине XIX века использование военной музыки в бою становилось ограниченным в связи с увеличением плотности огня и маневренности войск, произошедшего вследствие развития военной техники и вооружения.
В 1882 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России военный оркестр, в обязанности которого входило не только обеспечение военных ритуалов, но и участие в протокольных государственных церемониях. Музыканты оркестра с успехом играли во дворцах и во время приемов иностранных послов и мероприятиях, проходивших в высочайшем присутствии.
Во время войн с Турцией русские военные музыканты познакомились с турецкой или «янычарской музыкой», которая была включена в русские военные оркестры; вслед за Россией её ввели в свои военные оркестры и другие европейские страны. В свою очередь, некоторые обрусевшие музыканты - иностранцы внесли вклад в развитие русской B. м. (В. И. Главач, В. В. Вурм, А. и А. Д. Дерфельты, Ф. Б. Гаазе и др.).
В ходе русско-японской и Первой мировой войны военные оркестры принимали активное участие в войсковых операциях. Многие отечественные военные музыканты пали на полях сражений, а отличившиеся воинские подразделения нередко награждались серебряными георгиевскими трубами. В мирные дни военные оркестры продолжали участвовать в строевом обучении войск, в многочисленных парадах, в музыкальном оформлении воинских ритуалов.
После Великой Октябрьской социалистической революции военная музыка насыщается новым содержанием; она несёт в массы мелодии «Марсельезы», «Интернационала», революционных песен и боевых патриотических маршей. Из простого атрибута военного строя, обучения и боя она превращается в важное орудие массово-политической работы, воспитания красноармейцев и гражданского населения в революционном духе. Первые советские полководцы и военачальники закладывали идейно-художественные и организационные основы советской В. м. М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Будённый, Г. И. Котовский, И. А. Щорс, С. Г. Лазо и другие прославленные герои Гражданской войны лично содействовали становлению советского военно-оркестрового искусства. С первых дней создания Рабоче-крестьянской Красной Армии Советское государство уделяло большое внимание организации военно-оркестровой службы.
Послереволюционные годы XX века стали периодом стихийного возникновения военных оркестров, в большинстве своем не способных отвечать стоящим перед ними задачам. Для централизованного управления деятельностью военных оркестров в 1919 году создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота. Именно в этот период была создана «кремлёвская музыкальная команда» гарнизона Московского Кремля, ставшая со временем профессиональным коллективом – Президентским оркестром России.
Увеличение численности Красной Армии в 1930-е годы диктовало рост потребности в военных музыкантах. Поэтому в этот период значительно увеличилась сеть военно-учебных заведений, в числе которых был создан и военный факультет Московской государственной консерватории. В этот же период военные оркестры привлекаются к работе на радио, записям грампластинок и музыки к кинофильмам.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 В. м. иногда использовалась и в боевых операциях (прорыв блокады Ленинграда, решающие штурмы в боях за населённые пункты и т.д.). Концерты военно-патриотической музыки за рубежом для населения освобождённых городов, как правило, стихийно перерастали в митинги, участники которых выражали высокие чувства признательности Стране социализма и её могучим Вооружённым Силам.
В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши.
В послевоенные годы духовая музыка наряду с массовой песней остаются на авансцене отечественной культуры.
Заметно расширился круг воинских ритуалов, повседневная исполнительская практика военных оркестров: музыкальное оформление торжественных мероприятий и парадов, боевая учеба войск, войсковые маневры и смотры. Стали традиционными конкурсы, праздники и фестивали военной музыки.
Вместе с тем заметно повысилось её значение в воспитании войск, возросли её общественно-организующие функции при проведении различных торжественно-церемониальных мероприятий и народных празднеств. Усилилась её культурно-просветительная роль как специфической разновидности советского музыкального искусства в целом. В зависимости от задач и условий применения определились выразительные средства В. м. и её основные разновидности: сигнальная, строевая, общественно-церемониальная, развлекательная и концертная военная музыка. Уставы Советской Армии значительно упростили сигнальную службу во всех родах войск, освободив её от устаревших, потерявших значение в бою, строю и воинском быту сигналов, барабанных боёв и маршей.
Начиная с 60-х гг. XX века армейские и флотские оркестры нашей страны становятся постоянными участниками международных фестивалей духовой музыки и начинают выезжать в зарубежные страны.
Благодаря высокому уровню исполнительского мастерства и творческого потенциала, военные музыканты сыграли заметную роль в развитии отечественного музыкального искусства.
В современный период военные оркестры обеспечивают не только проведение воинских ритуалов, но и принимают активное участие во всех значимых общественных мероприятиях, проводят большую концертную и просветительскую работу.
С 2005 года по инициативе Президентского оркестра России в летний период проходят выступления духовых оркестров у грота в Александровском саду. Эту инициативу поддержало Правительство Москвы, многие культурно-массовые организации, и теперь у грота в Александровском саду выступают практически все известные в столице военно-музыкальные коллективы.
Предоставленная возможность свободного формирования репертуара позволила военным дирижерам создавать на базе оркестров эстрадные коллективы и плодотворно сотрудничать с композиторами в области духовой музыки.
В настоящий момент военные оркестры, являясь носителями музыкальной культуры, сохраняют и приумножают славные традиции отечественной военной музыки.
Президентский оркестр
Это главный музыкальный коллектив при проведении официальных мероприятий государственного значения, включая инаугурацию Президента РФ. Входит в структуру Федеральной службы охраны. В составе коллектива — 140 профессиональных музыкантов.
Оркестр был создан 11 сентября 1938 года в структуре управления коменданта Московского Кремля. В разные годы носил названия: оркестр комендатуры Московского Кремля, образцово-показательный оркестр комендатуры Московского Кремля, Кремлёвский оркестр. Название «Президентский оркестр» коллектив получил 11 сентября 1993 года.
Музыкальный коллектив является участником государственных церемоний высокого ранга, в частности, сопровождает визиты в Россию глав государств и правительств. Солисты этого коллектива знают гимны большинства стран мира. Кроме того, оркестр участвует в приёмах, посвящённых государственным праздникам, памятным датам, в мероприятиях с участием главы государства. От вида таких мероприятий зависит количество и состав группы: духовой оркестр работает на встречах, проводах, во время государственных визитов, а симфонический — сопровождает приёмы, наградные церемонии, обеды. Президентский оркестр России — один из немногих военных оркестров в мире, в котором есть симфонический состав.
Свидетельство о публикации №219112900415