Лягушачьим шагом

Бой шел несколько часов, земля покрылась трупами и раненными солдатами, среди них металась медсестра Лена, маленькая, хрупкая девушка, на самом же деле, она могла на себе тащить раненого столько, сколько потребуется, чтобы спрятать его в безопасное место.

 Бойцы все дальше и дальше гнали немцев от своих окопов. Лена увидела раненного старшего лейтенанта, подползла к нему и стала быстро накладывать повязку на голову, пуля прошла по черепу, рассекла кожный покров, не задев кость. Лена уже заканчивала перевязку, когда пуля вонзилась в спину. Она упала на лейтенанта.

 Он понял, что медсестра ранена. Под ней повернулся на живот, подставив ей свою спину, сказал,- держись крепко, медленно пополз, отталкиваясь от земли по - лягушачьи. Подтаскивая ногу то одну, то другую себе под живот.  Кровь заливала глаза, он плохо видел куда ползет. Сколько он полз, сказать трудно, но очнулся он в землянке, рядом с ним лежала медсестра. Кроме них в землянке лежали раненные, некоторые сидели, прислонившись к стене.

- Так значит, я ее все - таки дотащил, подумал старший лейтенант, и снова впал в забытье.

Лена лежала без сознания, ей сделали перевязку и укол. Единственно теперь оставалось дождаться машину с боеприпасами и на ней отправить раненных бойцов в госпиталь. Она на какое-то время пришла в себя, наверно от нестерпимой, жгучей боли в позвоночнике, посмотрела вокруг, рядом с ней ее спаситель, товарищ старший лейтенант, которому она делала перевязку. В его лице ни кровинки, глаза закрыты.

 – Вы живы товарищ старший лейтенант?- окликнула она его.
 
Он открыл глаза,- жив сестричка, как видите и вас смог дотащить лягушачьим шагом.

- Наверно не стоило вам меня тащить, мучиться, если сейчас не умру, то по дороге в госпиталь, точно.

- Но что вы, скоро придет машина, слышите, вокруг тишина, не стреляют, а раз затишье, значит, бой далеко и есть надежда, что за нами пришлют машину.

   Лейтенант видел, как тяжело медсестре и старался как-то отвлечь ее от боли.

- Теперь вы должны будете выйти за меня замуж, ведь нас застукали на поле боя в интимной позе. Я полз лягушкой к окопам. Лена улыбнулась. Все может быть, только после того, как закончится война, окончу мединститут, я немного не доучилась, ушла добровольцем в армию.

-Какая вы молодец, мужественная, я горжусь тем, что воюю с вами в одном батальоне, что познакомился с вами.

 Лена закрыла глаза и потеряла сознание.
К ней подошел санинструктор,- совсем худо с медсестрой, сделаю сейчас ей еще один укол. Он ушел за санитарной сумкой, старший лейтенант постарался уснуть, пока боль в голове притупилась на какое-то время.

Зашли в землянку двое санитаров, и начали поднимать раненных, которые могли самостоятельно двигаться.

-Пришла машина,- сказали они.

 Тяжелых вынесли последними. Лене под спину на мостили подушку из травы, машина тронулась в путь.

Когда они были  в пятнадцати километрах от землянки, увидели немецкий самолет, он шел на них, шофер петлял по дороге как заяц, затем свернул к лесу. Остановив машину, закричал,- всем в лес!

 Те, кто мог, стаскивали раненных бойцов вниз из кузова и тащили подальше от машины. Шофер поднял Лену и, быстро побежал с ней по тропинке. Он возвращался несколько раз, пока не перетащил всех раненных.

  Гремели взрывы, затем самолет скрылся за лесом, истратив наверно, свой боезапас. Шофер, оставив раненных бойцов,  пошел посмотреть, что сталось с его машиной. Она стояла набекрень. Рядом была огромная воронка. В машине был разбит правый борт, но она была на ходу.

 Он стал собирать своих раненных, они, кто ходячие помогали тем, кто не мог двигаться. С трудом, шофер их снова уложил в кузове, продолжили путь в госпиталь.

Лена ничего не слышала и не видела, она была без сознания. Старший лейтенант смотрел на нее, прислонившись спиной к левому, сохранившемуся борту.

- Господи, - обращался он к Богу,- если ты есть, услышь мою просьбу, сохрани жизнь этой девочке, пусть она живет и делает людям добро. Не за себя прошу, я мужчина, и это мой мужской долг защищать Родину и свой дом, а ее сохрани, за ее мужество и верность людям, пусть у нее все будет хорошо.

От тряски ему стало совсем плохо и он, впал в забытье. Когда приехали в госпиталь, все тяжело раненные были в плачевном состоянии, жизнь их держалась на волоске.

Лену сразу определили на операционный стол.

- Она потеряла много крови, - сказал хирург после удаления пули, но не затронут спинной мозг, а это дает надежду, что ее молодой организм выкарабкается.

Старшему лейтенанту наложили шов на голове. Очнувшись от наркоза, он попросил нянечку узнать о медсестре, привезенной с ранением в спину.

 Нянечка сказала,- операцию сделали, но она очень плоха, может не дожить до утра.

Но Лена дожила не только до утра, но и пережила его, а то, как же, старший лейтенант сделал предложение, а она умрет, нетушки, в морг рано, будем жить!- сказала она себе, очнувшись после операции. И уснула.
 
Прошло дней десять. К ней в палату с листиком подорожника, пришел старший лейтенант, - уж извините цветочка на территории госпиталя не нашел, вот это вам.
 
Лена взяла листик, понюхала, запах зелени и свежести такой замечательный, что ни один цветок не  смог бы издать этот запах. Она от удовольствия закрыла глаза,- спасибо,- сказала она,- очень приятно пахнет. Самый лучший запах  из тех, что в палате.

 О-о-о, в палате пахло: карболкой,  йодом, кровью и еще чем-то, что бывает только в военных госпиталях, где лежат раненные в бою солдаты.
 
- Меня зовут Роман, - назвал себя старший лейтенант, фамилия, Новиков, коренной житель города на Волге, Сталинграда. Вот я записал свой домашний адрес и адрес полевой почты. Это на случай, если вы не вернетесь после госпиталя в часть.

- Меня зовут Лена Лунева, я коренная москвичка, там же и училась в мединституте. Запишите мой домашний адрес, Большая Шаболовка дом двенадцать, квартира пять. Это на случай, если не передумаете на мне жениться. Ведь я ради этого только и выжила, они улыбнулись.

- У вас Лена красивая улыбка, и вы вообще красавица, поправляйтесь, у нас будет еще время с вами поговорить. Роман ушел, Лена прижав листик подорожника к щеке,   уснула.
 
На обходе врач – хирург сказал,- я не буду от вас скрывать Лунева, для вас война закончилась в этом госпитале, ваши документы готовятся на комиссию, через месяц вас комиссуют, и вы, поедите домой в сопровождении нашего санитара Жени Дудко, он вас сопроводит по адресу указанному вами. Дома продолжите лечение в ближайшем военном госпитале. Я все что мог, сделал, дальше вас будут лечить врачи узкого профиля.
 
Вечером к ней зашел Роман. Лена поделилась информацией о ее ближайшем будущем, что касается ее лечения. Сказала, что для нее война закончилась, через месяц уедет домой.

- Это очень хорошо,- сказал Роман,- лечиться необходимо, позвоночник надо ремонтировать,- пошутил он с грустью. Но значит, буду ждать от вас писем. Мне больше не от кого будет их ждать. Мои родные погибли,  когда в Сталинграде шли бои, мама и два брата, одному было тринадцать, другому пятнадцать лет. В дом попал снаряд.

- У меня есть мама, живет в Москве,- сказала Лена,- папа погиб на фронте.
 
Через месяц Лена с помощью костылей и в сопровождении Жени Дудко уехала в Москву.

 Роман отбыл на фронт, в свою часть.

Лена пролежала в госпитале в Москве еще четыре месяца. Стала нормально ходить, прекратились боли. Восстановилась в институте. Писала письма Роману и получала ответы.

Но вот писем не стало, прошел месяц другой, а писем нет. Лена искала Романа. Ей пришел ответ: после ранения направлен в госпиталь.

Закончилась война, Москва салютовала Победу. Лена, оканчивала институт, летом должна получить диплом. Ей сделали предложение работать в госпитале, где она проходила лечение.

 После получения диплома, Лена решила съездить в Сталинград по адресу, который ей оставил Роман при расставании. У нее было не хорошее предчувствие, что-то случилось, не мог он так просто оставить переписку, если случилась беда, она должна ему помочь.

Приехала в Сталинград ранним утром, решила ждать, когда пойдут автобусы по маршрутам, у водителя подошедшего автобуса спросила, где может находиться, в каком районе указанная в записке улица.

- Это район тракторного завода, но там домов осталось мало, немец разбомбил все вокруг. Действительно, указанного дома не было, его разрушила бомба до фундамента.

 Лена ходила среди руин. Напротив  два нижних этажа пятиэтажного дома сохранились и в нем жили люди, накрыв сверху подручным материалом, сделав слив для воды.

Она пошла по квартирам, спрашивая, кто знает или знал Новикова Романа.

 В одной из квартир женщина сказала,- семья Новиковых погибла. Сын вернулся год назад без руки, дом разрушен, постоял на руинах и ушел. Мой сын его видел после в городе, разговаривал с ним. Военкомат его поселил временно в общежитии пединститута, там он наверно и проживает.

 Лена поехала в общежитие пединститута. Вахтер сказала, что его сейчас нет, он на работе в военкомате, кем работает, она не знает.Она села на скамейке возле общежития, стала ждать. Вокруг, куда не посмотри, разрушенные или сгоревшие дома, везде трудились женщины, дети, старики. Разбирали завалы, на носилках переносили в одно определенное для складирования кирпича место.

 Жизнь не смотря ни на что вокруг нее кипела. Вдруг одна из женщин схватилась за живот и упала. Лена быстро побежала к ней. У женщины оказался аппендицит, подошла машина, ее увезли в больницу. Лена нашла хирурга, попросила срочно женщину оперировать, я врач,- сказала она и повела женщину в палату. Оформив ее, она вернулась к общежитию.

 Вахтер сказала, что Новиков вернулся с работы, сейчас у себя. Вам его позовут, она попросила девушку позвать Романа.

Роман был не удивлен, он был поражен, увидев Лену. Придя в себя, он спросил,- зачем приехала? - я же тебе не писал, а значит, все забыто.

- Так я же и не настаиваю, что бы ты женился на мне,- сказала Лена,- насильно мил не будешь, но хоть чаем ты меня угостишь, я с утра еще ничего не ела, сейчас вот женщину отправила с аппендицитом в больницу.

Роман спросил у вахтера разрешение  и проводил Лену к себе в комнату. Это была не комната, когда-то это помещение служило кладовкой для рабочего инвентаря, размер ее два на три. Стояла металлическая одно спальная кровать, тумбочка и стул, вот и вся обстановка комнаты. Но Роман и этому был рад, у других и такой комнаты не было.

Он сходил на общую кухню согрел кипяток, принес две кружки и бросил в них настоящую заварку, чай, настоящий,- это мне в военкомате дали, целую пачку.

 Они сидели и пили чай без сахара. Роман рассказал о последнем его бое, где он потерял руку:- После госпиталя поехал в свою часть. Принял командование батальоном. Немцы в этом бою крушили все на свете, земля комьями летела в небо, от батальона осталось несколько человек и те, раненные. Но и немцев мы не выпустили, положили всех, до  одного. Мне за этот бой вручили « орден Красной Звезды» и он показал его Лене.
 
- Только  вместо этой звезды, вернули бы мне руку.

- Нет наверно сейчас никого Роман, кого бы, не покалечила война. Но главное мы с вами живы и пьем чай. Нет правой руки, есть левая, а значит, продолжаем жить, и не чего расстраиваться из-за этого.

- Конечно, левой рукой я могу обнять не хуже правой,- сказал Роман,- и они рассмеялись.

Кажется, мир вокруг них стал светлее, добрее, стало ясно, как жить дальше.

Лена рассказала о себе, о том, что продолжила по возвращению в Москву лечение, сейчас чувствует себя хорошо, окончила учебу, получила диплом. Получила место врача в военном госпитале, в общем, все хорошо.- Я свое решение не изменила выйти за вас замуж. А вы? Или вам раненная в спину девушка  в жены не годится?

- Лена,- сказал Роман,- ты жертвуешь собой, ты молодая, красивая, дипломированный врач, а я бывший офицер, без правой руки.

- Мне,- сказала Лена,- офицер без правой руки даже очень подходит, обнимать будет только меня, на других, рук не хватит.

Роман обнял Лену и поцеловал.

- Рома, я предлагаю уехать в Москву, там квартира, у меня уже есть работа. У тебя то же будет работа. Пойдешь преподавать на кафедру в военное училище. Ведь у тебя высшее военное образование, будешь учить курсантов.

 Перед тем как уехать из любимого города Сталинграда, Роман посетил могилу матери и братьев. Попрощался с соседями, где прошло его детство и юность. Уехал создавать свою семью, на новом месте.


Рецензии