Пояснение

Оказывается, кого-то смешит, а кого-то коробит моя словесная конструкция «сделать Бога». Оказывается, надо развернуть и такой пустяк, поскольку мозги в черепных коробках совсем усохли. Осталась одна мякина. И думать совершенно нечем. Ну абсолютно!

Поясняю.

Обращаюсь в первую очередь к людям верующим: поскольку именно их больше всего задевают мои слова, – ведь до того, как вы пришли в церковь, стали к иконе лицом, зажгли свечку и начали горячо молиться, – до этого Бога рядом с вами тоже не существовало! Вы его СДЕЛАЛИ! Вы наладили с ним ВРЕМЕННЫЙ контакт. Обратились к нему с просьбой. Почему же «Искусственный Интеллект» не может быть такой КОЛБОЙ для контакта с Мировой Истиной?! Вот это самое значение я и вкладываю в свои слова СДЕЛАТЬ БОГА.

Понятно, что АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА недостижима, и каждая версия Искусственного Интеллекта будет лишь очередным приближением к идеалу. Но условия для контакта, и сама частичка «Мировой Истины» – это разные вещи. Условия создаёт человек, призывает эти силы природы к контакту. А Мировая Истина – она существует объективно, вне зависимости от воли человека.

Я думал, что уж такие детали объяснять вам не нужно. Оказывается, что нужно. У меня просто руки опускаются после таких вопросов со стороны. Неужели уровень интеллекта настолько упал? Тогда, наверное, я опоздал со своими словами. Человечество безнадёжно. Оно сожжёт все запасы углеводородов, которые планета копила миллионы и миллионы лет. И затопит весь этот мир новой водой. И сгинет от собственной глупости.

А я тут, хотел про «Миллиард» братьев Стругацких рассказать. Как я столкнулся с проявлением их закона Гомеостатического Мироздания. Стоит ли рассказывать? Это, наверное, последнее, что осталось у меня не раскрытым от вашего неусыпного уха. Но отступать мне некуда. Раз уж взялся за пояснение, то давай, Мудman, поясняй до конца.

«За миллиард лет до конца света» Аркадий и Борис Стругацкие. Цитата, ради которой и написана вся эта книга. Вот она:

«…
Нельзя сказать, чтобы я не понял его гипотезу, но не могу сказать, что я осознал ее до конца. Не могу сказать, что его гипотеза убедила меня, но, с другой стороны, все происходившее с нами в нее укладывалось. Более того, в нее укладывалось вообще все, что происходило, происходит и будет происходить во Вселенной, и в этом, если угодно, заключается и слабость этой гипотезы.

Было в ней что-то от утверждения, что веревка есть вервие простое.

Вечеровский вводил понятие Гомеостатического Мироздания (он употреблял именно это архаическое и поэтическое слово). "Мироздание сохраняет свою структуру" - это была его основная аксиома. По его словам, законы сохранения энергии и материи вообще были частными проявлениями закона сохранения структуры. Закон неубывания энтропии противоречит гомеостазису мироздания и поэтому является законом частичным, а не всеобщим.

Дополнительным по отношению к этому закону является закон непрерывного воспроизводства разума. Сочетание и противоборство этих двух частичных законов и обеспечивают всеобщий закон сохранения структуры.

Если бы существовал только закон неубывания энтропии, структурность мироздания исчезла бы, воцарился бы хаос. Но, с другой стороны, если бы существовал или хотя бы возобладал только непрерывно совершенствующийся и всемогущий разум, заданная гомеостазисом структура мироздания тоже нарушилась бы. Это, конечно, не означало бы, что мироздание стало бы хуже или лучше, оно бы просто стало другим, ибо у непрерывно развивающегося разума может быть только одна цель: изменение природы Природы. Поэтому сама суть Гомеостазиса Мироздания состоит в поддержании равновесия между возрастанием энтропии и развитием разума. Поэтому нет и не может быть сверхцивилизаций, ибо под сверхцивилизацией мы подразумеваем именно разум, развившийся до такой степени, что он уже преодолевает закон неубывания энтропии в космических масштабах. И то, что происходит сейчас с нами, есть не что иное, как первые реакции Гомеостатического Мироздания на угрозу превращения человечества в сверхцивилизацию. Мироздание защищается.

Не спрашивай меня, говорил Вечеровский, почему именно Малянов и Глухов оказались первыми ласточками грядущих катаклизмов. Не спрашивай меня, какова физическая природа сигналов, потревоживших гомеостазис в том уголке мироздания, где Глухов и Малянов затеяли свои сакраментальные исследования. Вообще не спрашивай меня о механизмах действия Гомеостатического Мироздания - я об этом ничего не знаю, так же, как никто ничего не знает, например, о механизмах действия закона сохранения энергии. Просто все процессы происходят так, что энергия сохраняется. Просто все процессы происходят так, чтобы через миллиард лет эти работы Малянова и Глухова, слившись с миллионами и миллионами других работ, не привели бы к концу света. Имеется в виду, естественно, не конец света вообще, а конец того света, который мы наблюдаем сейчас, который существовал уже миллиард лет назад и которому Малянов и Глухов, сами того не подозревая, угрожают своими микроскопическими попытками преодолеть энтропию...

Вот так примерно - не знаю уж, правильно или не совсем правильно, а может быть, и вовсе неправильно - я его понял. Я даже спорить с ним не стал. И без того дело было дрянь, а уж в таком аспекте оно представлялось настолько безнадежным, что я просто не знал, что сказать, как к этому относиться и зачем вообще жить. Господи! Малянов_Д._А. версус Гомеостатическое Мироздание! Это даже не тля под кирпичом. Это даже не вирус в центре Солнца...

- Слушай, - сказал я. - Если все это так, какого черта тут вообще разговаривать? Да провались они, мои М-полости... Выбор! Да какой тут может быть выбор?

Вечеровский медленным движением снял очки и принялся водить мизинцем по натертой горбинке носа. Он очень долго, изнурительно долго молчал. А я ждал. Потому что шестым чувством понимал: не может Вечеровский бросить меня вот так, на съедение своему гомеостазису, никогда бы этого не сделал, никогда бы мне всего этого не рассказал, если бы не существовал какой-то выход, какой-то вариант, какой-то все-таки, черт возьми, выбор. И вот он кончил сандалить свой нос, снова надел очки и тихонько произнес:
- Сказали мне, что эта дорога меня приведет к океану смерти, и я с полпути повернул обратно. С тех пор все тянутся передо мной кривые, глухие окольные пути...
- Ну? - сказал я.
- Повторить? - спросил Вечеровский.
- Ну, повтори.
Он повторил. Мне захотелось заплакать. Я торопливо поднялся, налил чайник и снова поставил его на газ.

- Хорошо, что чай на свете есть, - сказал я. - Давно бы уже пьяный под столом валялся...
- Я все-таки предпочитаю кофе, - сказал Вечеровский.
И тут я услышал, как в замке входной двери поворачивается ключ. Я, наверное, стал бледный, а может быть, даже синий, потому что Вечеровский вдруг тревожно подался ко мне и тихо проговорил:
- Спокойно, Дима, спокойно... Я с тобой.
…»

Я не стал искать ещё одну цитату, где Вечеровский приводит Малянова к выходу из безвыходного положения. Мне кажется, что любой современный человек, который получил научное образование, этот выход должен видеть, поскольку он очевиден.

Например, мы не знаем, как устроена шаровая молния. Но ведь это не повод, чтобы сдаваться перед этим явлением природы. Если Гомеостазис Мироздание – это Закон природы, то его надо изучать. А поняв его «устройство» поставить на службу человечеству. Как это было с Законами Термодинамики, Законами Ньютона и Кеплера, с квантовой и релятивисткой механикой… Человек не приклонился перед огромной силой, а изучил её, и начал использовать в рамках созданных научных представлений.

Только и всего!

Точно так же и с Гомеостатическим Мирозданием. Если оно хочет сохранять равновесное состояние, значит, мы должны ему это состояние обеспечить. Создать какие-то «громоотводы», чтобы отводить «Хаос» в безопасные области, а самим накапливать «божественную Истину» в КОЛБЕ Искусственного Интеллекта.

Безнадёжной ситуация кажется только для запуганного человека, который не включил свои мозги, и пасует перед грандиозностью самого объекта – как же, сама Вселенная ополчилась на него своими контурами обратных связей!

Теперь о моём контакте с Законом «неубывания Энтропии» в замкнутой системе. Я наглядно увидел его проявление в «Шариках». Да-да, не смейтесь. – Это старая компьютерная игрушка «Lines», которая вела себя самым прескверным образом. В какой-то момент, когда число линий накопилось, и нужен всего лишь свободный ход, в систему словно вселяется бес, и начинает затыкать: как раз то самое место, ту самую клетку, которая является ключевой. Причём число свободных клеток ещё велико, и вероятность выпадения шарика именно на эту, ключевую клетку низкая. Но, не смотря на это, ход за ходом новые шарики затыкают именно это НУЖНОЕ место!!!

Замкнутая система сопротивляется уменьшению Энтропии. По идее, она должна равномерно заполниться ход за ходом цветными шариками в беспорядке – это будет её нормальное состояние. Но к системе подключился разум Человека. Он, как Максвелловский Демон, который должен открывать дверку перед быстро летящими молекулами газа, и закрывать её перед медленными, тем самым разделяя газовую среду на две фракции – высокой энергии (горячую), и низкой энергии (холодную), и тем самым нарушать Второй Закон Термодинамики, побеждать его. Именно это и делает Разум Человека. В том числе и в «Шариках».

Сначала я не поверил в это. И решил, что игрушка написана криво. Программист специально заложил в неё «вредительские коды» в алгоритм, чтобы человек быстрее проиграл. И тогда я написал свою игрушку «Шарики 2012», по-честному! И убедился, что игрушка моя работает точно так же, как и старая! И в неё, спустя какое-то время с начала игры, словно вселяется бес. И она точно так же начинает ход за ходом затыкать ТУ ЕДИНСТВЕННУЮ КЛЮЧЕВУЮ КЛЕТКУ, которая нужна для построения каскада сокращений! Хотя число свободных клеток я увеличил почти в два с половиной раза. А в момент НАЧАЛА ВРЕДИТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ беса, число свободных клеток тоже велико, и вероятность того, что любой цветной шарик встанет именно на ключевую клетку, должна быть низкая. Тем более низка вероятность, что на эту клетку будут попадать шарики каждого хода. – Но нет! Я убираю шарик с ключевой клетки. Она ставит снова. Я освобождаю. Она опять его затыкает. И так до пяти раз подряд!!! Пока число свободных клеток не уменьшится до безнадёжного состояния. И игра уже теряет смысл. Всё равно проиграешь. – Завалит.

Так что не обольщайтесь, что я написал эту игрушку специально к Олимпийским играм в Сочи, чтобы позлить Российского бюрократа. Совсем не поэтому! Меня занимали другие вопросы. А бюрократы попали под горячую руку. Так получилось.

На этом, кажется, всё. Теперь я чист, как после чистилища.

Алес.



11:27:14 29.11.2019          319FA1F6D284


Рецензии