Очерки о Российской культуре. 4

  Живопись, народные промыслы.

      Художники, авторитеты живописи, картины которых высоко оценены на рынке, в том числе международном рынке картин, они в прошлом. Это художники, ставшие классиками российской живописи, А. Иванов, Брюллов, Репин, Суриков, Васнецов, Федотов, Шишкин, Маковский, Д. Левицкий, Куинджи, Айвазовский, Рокотов, скульпторы Мартос, Клодт, Шубин, Баженов, Старов, и женщины-художницы, Остроумова-Лебедева, Иванова-Раевская, Сухово-Кобылина . Они проходили обучение в императорской академии художеств. Особо отличившиеся своим дарованием выпускники академии, получали стипендии для путешествия по художественным музеям Европы и для проживания за границей и написание своих работ и снятия копий, в основном, в Италии. С 1918 года по 1944 год Академии художеств присваивали разные длинные названия, с 1944 года ей было присвоено имя Ильи Ефимовича Репина, которое она носит до сих пор.     Выпускники получали квалификацию архитектор-художник.

 
        Архитекторы, градостроители, окончившие Московский ВХУТЕМАС Щусев, Кринский, Докучаев. Они сформировали облик советских городов, так называемый, «Сталинский стиль».


     При Академии было и Художественное училище для вольнослушателей. Многие из выпускников этого училища стали знаменитыми художниками. Например, Николай Фешин, работал в стиле импрессионизм и модерн. Эмигрировал в 1923 году в США, жил в Санта-Моника, штат Калифорния, где и скончался в 1955 году в возрасте 74 года. В 1976 году, дочь Фешина, Ия, перезахоронила прах своего отца, на его малой родине, в Казани.


        «Русские торги» на аукционе Кристи в Лондоне, имеют миллионные покупки в долларах, два раза в год. Картина Николая Фешина 1917 года, в манере импрессионизма, «Дама за маникюром», за 3 млн долларов, предметы декоративно-прикладного искусства, того же периода, выручка торгов за июнь 2019 года, 45 млн долларов. Высока цена русского искусства времён царской России.


      Перечень художников и скульпторов русского авангарда Кандинский, Бурлюк, Малевич, Татлин, Филонов, Розанова, Ларионов, Шагал 1909-1914 года. Посмотрим краткие биографии художников, которых искусствоведы зачислили в авангардисты.


     Кандинский. Родился в России в 1866 году, умер во Франции в 1944 году. Стиль работы, абстракционизм. Из семьи коммерсантов, купцов. По профессии юрист. Живописи обучался в Германии, в зрелом возрасте, после 30 лет.


      Бурлюк. Родился в России в 1882 году, умер в США в 1967 году. Из семьи агронома. Работал в живописи и литературе, писал стихи. Живописи учился в Казани и в Одессе, в художественных училищах, продолжал обучаться в Германии и Франции, вернулся в Россию, продолжил обучение в Московском Художественном Училище, где сошёлся с Маяковским. Его супруга владела поместьем в Уфимской губернии. За годы, проведённые в поместье, он создал около 200 картин. Был участником выставки «Бубновый Валет», 1910 год, стал активным членом этого общества. В 1920 году эмигрировал в Японию, перед этим жил во Владивостоке, в Японии написал 300 картин на японские темы. В 1922 году переехал на жительство в США. Сам он себя называл, Отцом Футуризма. После кончины, подвергся кремации, в США.


          Малевич. Родился в 1878 году, в России, в Киеве, в семье управляющего сахароваренными заводами Терещенко. Является теоретиком пролетарской культуры. Основоположник супрематизма. Посещал Киевскую, рисовальную школу, работал чертёжником на Курской железной дороге. Придерживался католицизма, считал себя и поляком, и украинцем. Переехал на жительство в Москву, стал членом «Бубнового Валета» и дорос до председателя этого общества. Манифестом супрематизма, стала работа под названием «Чёрный квадрат», выполненная в 1916 году. Всего им было нарисовано 4 чёрных квадрата. Был комиссаром по охране художественных ценностей, охранял ценности Кремля, работал директором разных культурных учреждений. Главный его труд, «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». Арестовывался ГПУ в 1930 году как германский шпион. Скончался в Ленинграде, в 1935 году, в СССР.


         Татлин. Родился в 1885 году, в России, в Москве, в семье потомственного орловского дворянина, служившего инженером-технологом, на железной дороге. В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, откуда был отчислен через год за неуспеваемость и неодобрительное поведение. Затем учился в Одесском училище торгового мореплавания, в Пензенском художественном училище, которое закончил с дипломом художника, имеющего право преподавать рисование, черчение и правописание. Стал участником всяких новых объединений, в том числе в обществе «Бубновый Валет». Стал родоначальником конструктивизма, нового машинного искусства. В 1914 году побывал в Берлине и в Париже, посещал мастерскую Пабло Пикассо. Впервые в истории России была снята с выставки «Московские художники-жертвам войны», в 1914 году, его работа, «Живописный рельеф», и вновь возвращена на место. Конкурировал с Малевичем за должности в организациях пролеткульта, стал профессором, в 1931 году получил звание «Заслуженный деятель искусств». Работал по оформлению спектаклей в театрах, разных городов СССР. Умер в 1953 году, в Москве, в СССР. Его прах, в урне, захоронен на Новодевичьем кладбище.


         Филонов. Родился в 1888 году, в России, в Москве, в семье мещан, отец был кучером. Умер в Ленинграде, в блокаду, в 1941 году, от истощения, в СССР. Родоначальник направления, аналитическая живопись. Сам себя он называл художник-исследователь. После переезда семьи в Санкт-Петербург, посещал рисовальные классы, Общества поощрения художников. Два года проучился вольнослушателем в школе при Академии, по своей воле прекратил занятия. До революции путешествовал по Европейским странам, Италии, Франции. Участник первой мировой войны, рядовой. После Февральской революции избирался в председатели Военных Революционных Комитетов по месту службы. «Декларация „Мирового расцвета“» — наиболее важный документ аналитического искусства, опубликованный им в 1922 году. Автор портрета И.В. Сталина, 1936 год, который находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.


       Основатели пролетарской культуры, как их классифицировали большевики, были все представителями класса имущих, имевших средства для жизни как в России, так и за рубежом, и время для своего творчества. Учились живописи где-нибудь и как-нибудь. В первые годы Советской Власти, жили в РСФСР и вынуждены были работать за продуктовый паёк, чтобы просто выжить, в новых пролеткультовских учреждениях. Пролеткультовское движение было ликвидировано в РСФСР, после убийства Ленина.


    Созданные ими искусство и философия не просто всколыхнули, а перевернули культурный мир с ног на голову. Искусство прошлого копировало окружающий мир и пыталось тем или иным образом отобразить его на холсте. Искусство «авангарда», создало мир собственный, не реальный. Это искусство создало собственную ирреальность, лишенную логики. Эпатировать и бросить вызов, основное стремление художников-авангардистов. Сами, они находились в постоянной вражде, между собой, из-за того, кто бы чего у него не скопировал и не опубликовал раньше его. Измазать лицо краской и пойти по людной улице, вставить ложку в нагрудный карман пиджака, назвать сборник своих произведений «Пощечина общественному вкусу», авангардисты атаковали все отжившее, мещанское. Авангардисты использовали предметы народного промысла, как неиссякаемый источник вдохновения. Прялки, сундуки, деревянные игрушки, отражены в работах многих русских авангардистов и традиционно противопоставлены буржуазному миру вещей.


                Во время советской власти, во всех педагогических институтах областных и республиканских центров, были факультеты художественно-графические. Они, за время советского правления, подготовили тысячи художников, преподавателей для школ общего обучения и специальных, художественных. Кадры растились профессионалами своего дела. Как результат выросла плеяда известных художников и в советском обществе, работы которых вышли на торговые аукционы. Интернет аукционы российских художников советского периода. Выгодный предмет торговли.


        Изобразительное искусство, картину реального окружающего мира, превратили поэтапно, через импрессионизм и прочие «измы» в хаотические наборы всего.  Новейшие художники современности, не утруждают себя теми техниками письма, которые были ранее. Они в творческом экстазе машут кистями, брызгают красками, на их «произведениях», реальный образ, и чаще даже образ фантастический, отсутствует, это «каляки-маляки» из чёрточек и клякс.


        «Промежуточники», у этих художников реальный графический образ разобран на части,  и промежду этих частей наносят «каляки-маляки».

 
         Появились «мастера» изобразительного искусства, которые вообще себя не утруждают применять традиционные материалы художника, полотно, краски, кисти. Они выставляют на обозрение просто голую натуру, продукты электронных устройств или просто «собственные экскременты». Выставки произведений «искусства» под названиями, «Натуральный догола», «Танцующий художник», «Мистическое путешествие сквозь вселенную», «Алиса в стране чудес».


      Резкое усиление влияния технической культуры на изобразительное искусство, которое декларировалось уже Татлиным, ещё более усиливается в наше время, и мы наблюдаем это.  Как пример, этого выставка Марины Абрамович в Лондоне, смешанная реальность, голограмма, спецоборудование для просмотра, а где реальность реальности, человека от неё изолируют.


        В наше время, появились картины, написанные обезьянами, слонами, другими животными и птицами, частями тела художника и даже, искусственным интеллектом, фактически роботом. И это всё тоже идёт на продажу, с аукционов картин.


       Стали предметом бизнеса и предметы религиозной живописи, Иконы.


      Народные промыслы. Техническая культура, конкурирует с мастерами, идёт массовое изготовление, дешевых имитаций высокохудожественных продуктов, для рынка. Это убивает художников, ремесленников, местные предприятия.  Народные промыслы России перенесены в Китай, бубенчики, колокольчики, иконки, знаки городов всё производится в КНР, в дополнение к электронике, автомобилям и прочему.  «Лапти» стали плести в Китае. Картины, прославленных мастеров, в дорогущих рамах, за всё это тысяча рублей, Китайские вазы эпохи Цинь, за три тысячи рублей и прочие предметы «роскоши», для интерьеров усадеб «лавочников» продаются на рынках. «Олигархи» покупают предметы искусства на аукционах, за рубежом. Много на рынке стало керамических изделий авторского изготовления. Все работают на рынки, которые стали проводиться в городские и сельские праздники. Только на них можно познакомиться и приобрести предметы, изготовленные вручную мастером, но дорого, или китайские аналоги, но дёшево.


        Сегодня мы наблюдаем формирование нового вида изобразительного искусства, Граффити. Малевич, в 1918 году, уже выступал с лекциями «Заборная живопись». Зародившись как Надписи на заборах, которые делали из разных побуждений, агитация, протест, хулиганство, влюблённость, переросли в культурный элемент.  Граффити, стали наносить на элементы городской архитектуры, что разнообразит городской пейзаж типовых домов массовой застройки, делает узнаваемым данную локальность для горожан и туристов.


Рецензии
Очень интересно! Очень.... Современное больное общество..., больной человек..., больное искусство....
Спасибо.
С уважением, Галина.

Галина Пономарева 3   29.11.2019 17:58     Заявить о нарушении