Из Антарктиды в Селенгинск

Константин Петрович Торсон…

Мы знаем строки о пароходе и человеке. Что нам известно о человеке и острове? О Константине Петровиче Торсоне и его мире в бушующем океане событий и открытий, а также острове, названном его именем?
В 13 лет –  гардемарин, в 15 – мичман, в 16 – в команде судна «Богоявление Господне», вместе со всеми – в боях со шведами. В 19 – сражается против войск Наполеона. Он – первый офицер флота, награждённый боевым орденом «За храбрость» (Святой Анны IV степени). За Отечественную войну 1812 года был награжден медалью.
Лейтенант – в 21 год, в 1819-1821 годах – в кругосветке Ф. Ф. Беллинсгаузена. Он открыл вместе со своими товарищами Антарктиду.
Его имя присвоили одному из островов архипелага в Атлантическом океане. За участие в экспедиции его наградили орденом Святого Владимира IV степени.
Совсем молодым он занимался важнейшими проектами российского судостроения. Он не разделял взглядом декабристов, но желал перемен.

Мятежники намеревались арестовать царскую семью, а Торсон – подготовить судно и вывести на нём царствующих особ за пределы России.
Он не был на площади. Арестовали его 15 декабря, доставили в Свеаборг, потом – в Петропавловскую крепость. Оттуда начался его мучительный путь в далёкое Забайкалье.
Остров Торсона переименовали. Вписали – Высокий.

20 лет каторжных работ по II разряду. Потом срок снизили – 15 лет. Читинский острог, Петровский Завод. В 1832 году каторжный срок сократили до 10 лет. Может быть, удастся выжить?
Умнейший интеллектуал своего времени, мореплаватель, открывший с товарищами Антарктиду, он читал на каторге лекции о судоходстве, кругосветных путешествиях, финансовой системе России, личном опыте путешествий, писал труды по механике.
И пытливо вглядывался во мглу забайкальской жизни, размышлял о будущем страны, народа, этого ещё дикого и прекрасного края, делал чертежи сельскохозяйственных машин, молотилок, косилок, веялок – всего, что могло бы механизировать труд крестьянина и принести им и стране пользу. Вместе с товарищами, отремонтировал в Петровском Заводе мельницу, механизировал домну завода, где плавили металл.

В 1835 году началась его сельская жизнь: отправили на Онон, в Акшинскую крепость. Живя на поселении написал исследовательскую работу «Сельскохозяйственное и географическое описание местности крепости Акша на берегу реки Онон». В Акше похоронил своего товарища – Павла Васильевича Аврамова.
 
В середине января 1837 года ему разрешили поселиться в городе Селенгинске, куда он прибыл из Акши 21 мая 1837 года. Об этом просили его и генерал-губернатора Восточной Сибири его мать и сестра, которые намеревались переехать к нему в Сибирь.

Он был крепким и умным человеком, которому абсолютно доверяли окружающие, с ним советовались товарищи. 21 мая 1838 года к нему приехали мать Шарлота-Христина Карловна Тиман и сестра Екатерина. Они переехали к нему навсегда.
Ему было уже 45 лет. Напомним, что в 13 лет он был гардемарином, в 27 его именем назвали в Атлантическом остров, который позже переименовали.

Он изобретал машины и пытался совершенствовать сельскохозяйственный труд в Селенгинске. Написал там исследование «Взгляд на изобретение и распространение машин». В суровой Сибири он выращивал арбузы и внедрял первую молотилку, которую сам же изобрёл.
Надо полагать, что он был настолько притягательным человеком, что Бестужевы, имевшие возможность переселиться ближе к центральной России, поселились там, где жил Торсон. Вместе они открыли в доме Торсона школу, где обучали ремёслам и грамоте детей Селенгинска. Дворяне обучали труду и ремёслам крестьян! (Я всю жизнь думал, что Анна Ахматова и Марина Цветаева прекрасно мыли полы).

Бывший морской офицер выращивал отменные урожаи зерновых, занимался овцеводством, построил молотильную машину и конную мельницу. В свободное время писал труд «Опыт натуральной философии о мироздании». Чертежи его машин расходились среди редких интеллектуалов края.

Он уже хорошо знал край, ездил лечиться на местные воды, которые называют аршанами. Жил гражданским браком с Кондратьевой Прасковьей. Известны их дети – дочь Елизавета и сын Пётр, фамилии их Кондратьевы.

Жизнь этого человека оборвалась в 58 лет – 4 декабря 1851 года. Могила его находится в Селенгинске, недалеко от Селенги, где он рыбачил, рядом – могила Н. А. Бестужева. Труды его не пропали, их сохранил А. Е. Розен. Мать пережила его на год. Через 3 года после похорон матери Екатерина Торсон уехала в Россию. «Малая артель» оказала ей поддержку.

Кронштадт, Петербург, остров Пальво, Атлантика, Антарктида, Читинский острог, Петровский Завод, Акша, Селенгинск…
В Атлантическом океане, ближе к Антарктиде есть маленький необитаемый остров Высокий длиной в 7,2 километра, а в ширину – 4,2 километра. Когда-то он был назван именем человека, ставшего в 13 лет гардемарином, в 42 года человек сидел на берегу Онона, в 59 он умер и его похоронили у Селенги. Константин Петрович Торсон. Сибиряк навсегда.
Но остров теперь принадлежит Великобритании, переименовать его обратно, видимо, нет никакой возможности. А впрочем, кто знает?


Рецензии