Неведомые глубины Кода жизни Гл. 49

Предыдущее здесь:   http://www.proza.ru/2019/11/28/46


Глава № 49

На похороны мамы Юля приехать не смогла: на Чукотке бушевала пурга, самолёты не летали. Еле дозвонилась и, глотая слёзы, слушала растерянный, срывающийся голос отца:

- Юля! Когда вы приедете? Приезжайте скорее! Я ведь остался один! Один, как перст! - и представляла его, высокого, седого, всё ещё стройного, стоявшим в телефонной будке в тёмно-синем финском плаще, чуть наклонившись к трубке, и дрожащей рукой подтверждающим своё одиночество поднятым вверх указательным пальцем:

- Мамы нет, и я один! Один, как перст!

Приехала в начале июня. Отец обрадованно суетился, а она доставала из холодильника трёхлитровые банки с борщами,  кастрюльки и миски с кашами:

- Папа, почему всё стоит нетронутым?
- Это Лариса и Тамара заботятся. А мне не хочется есть. Ещё котлетки, мясо тушоное, колбасу привозят. Я ем и собачек кормлю. А борщ и каши холодные, невкусные.

- Так подогреть надо.

- Подогреть? Да, можно и подогреть. Но у меня совсем пропал аппетит.

- Ох, папа, папа, - укоризненно качала головой, а память возвращала в далёкое прошлое, в детство, когда, приехав с мамой и сёстрами от маминых родственников из Волгоградской области, обнаруживали на кухне все имеющиеся в доме тарелки с засохшими следами яичницы. Отец, довольный и счастливый оттого, что семья в сборе, смущённо оправдывался: - «Это я себе готовил», - а мама снисходительно улыбалась, осторожно опуская тарелки в большой таз с водой, чтобы потом, когда откиснут, можно было их отмыть. Позже, когда Юля повзрослела и даже стала упрекать её в снисходительности, отсуствии требовательности и потакании нежеланию отца помогать в домашнем хозяйстве, мама, вздохнув, обречённо сказала:

- Доченька, не суди строго. Он так воспитан. Его отец, твой дедушка, был управляющим у пана, видел, как воспитывают панычей. Он и своих сыновей видел панычами:  всем смог дать высшее образование. Старший брат отца стал профессором, ещё один был ректором в институте, но погиб во время войны. Вот и наш папа, младший из сыновей, закончил институт, работает директором школы, к тому ещё и депутат горсовета. А в быту даже подогреть готовое не приучен. Ему надо подать еду и убрать, а он, как барин, сидит за столом, ждёт.

И  ещё  Юля  вспомнила, как однажды мама, прибежав домой на обед, в спешке доваривала борщ. Отец нервничал, потому что заканчивался перерыв. Наконец, мама поставила на стол полную тарелку ароматного свежего борщика. Отец, как всегда, положив в тарелку и хорошо размяв надрезанную вдоль горькую перчину, торопливо съел всё. Так же быстро проглотив второе и запив компотом, встал из-за стола и сказал:

- Что-то сегодня борщ невкусный.

Он ушёл на работу, мама стала обедать и обнаружила, что борщ она забыла посолить. Только и всего.

Мама тоже работала, библиотекарем в школе. До замужества, ещё в Волгограде, была следователем в прокуратуре, имея соответствующее образование. Шла война, отец воевал в тех местах, там они познакомились, там родилась старшая дочь - Лариса. После войны уговорил жену переехать на Украину. Вначале она хотела устроиться по специальности, но работа следователя требует порой длительных командировок, а к тому времени родилась вторая дочь — Тамара, слабенькая, болезненная. Так что мечту о работе в прокуратуре пришлось отставить. Когда предложили работу рядом с домом, пошла без лишних раздумий. Пусть зарплата небольшая, зато времени на семью больше. Так и тянула не себе всё домашнее хозяйство. Обязанностями отца был уход за садом, рубка дров, подноска угля для печки и ежегодный ремонт дома — покраска окон, дверей, полов (побелку делала мама).

Да, сейчас ему надо учиться хоть чуть-чуть обслуживать себя. Две старшие дочери каждую неделю проведывают, убирают в доме, стирают, привозят еду. А он, видишь ли, и готовое разогреть не может, привык, чтобы обслуживали — подавали и убирали!

Так получилось, что Юля дольше всех жила в родительском доме, старшие сёстры уже давно живут отдельно. Ещё при жизни мамы родители распределили между детьми наследство, и ей, младшей, передали дом с участком земли и всё, что там было. Не раз просили, и она обещала досмотреть того из них, кто останется в старости одиноким и беспомощным. Думала, что скоро вернётся сюда, ещё поживёт с родителями дружно и долго, и совсем не предполагала, что всё случится так неумолимо-неожиданно. Даже сейчас приехала в отпуск, не рассчитывая остаться, хотела ещё немного поработать на Севере, заработать пенсию побольше. Так что, побыв с отцом лето, засобиралась на Чукотку:

- Папа, я должна уволиться с работы, к тому же, Даня школу заканчивает. Так что надо Вам ещё немного пожить самому. Но следующим летом я приеду насовсем.

Уезжала с тяжёлым сердцем, чувствуя свою вину в том, что старого беспомощного отца оставляет одного.
Но что ей делать? Семья требует, чтобы она была на Чукотке, да и отец не один, старшие дочери живут неподалёку. Тамара вообще в том же городе, Лариса в соседней области.

К сожалению, человек не всегда поступает так, как велят ему долг и совесть.
Увы! Часто обстоятельства оказываются сильней.


Продолжение следует:   http://www.proza.ru/2019/11/30/144


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.