Автопортрет

Она пришла в мою жизнь прошлой осенью, едва не попав под колеса моего же автомобиля. Пришлось резко тормозить  –  и волна брызг накрыла хрупкую фигуру с головой. Несмотря на затяжной дождь она была без зонта. Я уже готовился сносить оскорбления, выходя из сухого салона, но меня встретили озорным взглядом и добродушной улыбкой.

«Ничего страшного, это всего лишь вода. Я не растворюсь!» – звонко рассмеялась, а я невольно на нее засмотрелся. Меня удивило сочетание ярко-голубых глаз и медных волос, обрамляющих смуглое лицо. На фоне серых зданий города, погруженного в ненастье, она выглядела смелым мазком художника-импрессиониста. То утро «обрадовало» свинцовым небом над головой и непроглядной стеной дождя. Температура опустилась до некомфортых десяти градусов, дороги покрылись слоем  воды. Осень наступила внезапно, как, впрочем, это всегда и бывает. И нелепая ситуация на дороге стала логичным продолжением дня, который с утра не задался. Но девушка была невероятно привлекательна! Если бы не неловкость, возможно, я повел  бы себя иначе, но тогда лишь выдавил несколько сумбурных фраз:

– Я виноват! Пожалуйста, извините меня... – Что еще говорят таким очаровательным созданиям в подобных случаях? – Эмм... Сейчас, конечно, не самый подходяший момент, но...  Обещайте,  если мы еще когда-нибудь встретимся, то обязательно познакомимся поближе?

Пауза. Удивленный взгляд девушки сменился хитрой ухмылкой:

– Интересно... Что ж, договорились!  – она пожала плечами, развернулась и, встряхнув мокрыми волосами, быстро скрылась в толпе.

«Господи, какой бред! – не переставал я ругать себя за глупость. – «Если», «когда-нибудь»!? Кто должен организовать эту встречу, провидение?! Оно уже постаралось, но ты не воспользовался случаем, приятель! Хоть бы подвезти предложил...»

В следующие пару дней, казалось, я видел ее везде. То там, то здесь мелькала рыжая копна волос. Повсюду мерещился ее звенящий смех. Я оглядывался по сторонам, как ненормальный – будто пытался уловить момент и поймать ее за руку. Но она все время ускользала. Точнее, её и вовсе не было рядом, как подсказывал мне здравый смысл. И вот, утром третьего дня я решил в точности проследовать маршрутом, которого придерживался в день нашей встречи.

Она стояла на том же самом перекрестке, как будто ждала кого-то. Просто стояла и смотрела на проезжающие мимо автомобили. Через лобовое стекло наши взгляды встретились и на ее лице появилась довольная улыбка. Не веря собственной удаче, я как попало бросил машину, поспешил к незнакомке и вновь был обескуражен ее первыми словами:

 «Я давно уже здесь. Почему ты заставил меня так долго ждать?».
 
С того дня мы почти не расставались. Начали знакомство в уютной кофейне на Платановом бульваре. Много гуляли по улицам и любовались осенними пейзажами. Валялись в парке прямо на плотном ковре из опавших листьев. А каждую ночь проводили в моей квартире. Она мало рассказывала о себе и уклонялась от прямых ответов на некоторые вопросы. Откуда родом? Где росла? С кем? Никаких разговоров о прошлом. Никаких планов на будущее. Сказала только, что в моем городе проездом. А еще – что пишет картины. Обещала показать, когда их снимут с экспозиции, но где проходит выставка – умолчала. 

В то золотое время даже дождливые вечера для нас наполнялись уютом и романтикой. Дышать – и то, казалось, рядом с ней легче. Она была органична во всем, и, в то же время, переменчива. Порой лучилась весельем и беззаботностью, а временами смотрела отсутствующим взглядом с отчетливо проступающей грустью. Что тогда ее печалило – я так и не успел узнать. Она ушла – так же внезапно, как появилась.
«Мне пора уезжать. Пожалуйста, не ищи наших «случайных» встреч снова. Когда я вернусь,  если захочешь, мы выпьем кофе на Платановом бульваре»  –  с этими словами она исчезла.

А потом началась монотонная вереница серых будней – из жизни буквально ушли все краски.  Снег скоро накрыл весь город, а вместе с ним и я замерз изнутри. Нет, я все еще недоумевал, тосковал, продолжал искать глазами медные всполохи в людской толпе. В моей голове роились вопросы, которые некому было задать. Мне хотелось объяснений. Но скоро я понял, что просто жду ее...  Хожу на работу, ем, сплю и надеюсь на новую встречу. Она даже не оставила о себе материальных напоминаний. В квартире не завалялся шарф с запахом ее духов, не появилось нашей совместной фотографии в рамке. Разве люди могут исчезать так бесследно?

Прошла зима. Заморозки сменила робкая капель, а потом дерзкое весеннее солнце согнало последний снег. Оттаивал понемногу и я. Первая зелень по обочинам дорог намекала, что все в мире циклично. Еще не проявилось в природе и намека на конец лета, а я уже каким-то внутренним барометром ощутил приближение осени.

Воспоминания о наших встречах вспыхнули с новой силой. Зной уже утомил, отчаянно не хватало глотка свежего, прохладного воздуха. И вот, одним утром распахнув окно, я с наслаждением вдохнул полной грудью...

Все изменилось.

Прохладный воздух ворвался в легкие, ветер надул шторы парусами, а ноздри вдруг уловили тонкий знакомый аромат. Не помня себя, я выскочил на балкон. Показаться не могло! Ее запах невозможно ни с чем не спутать – мои рецепторы, казалось, сохранили его где-то на уровне ДНК. Я искал глазами хрупкую фигуру с копной рыжих волос. И наконец-то увидел. Она привычно стояла на тротуаре и немного робко улыбалась. А вокруг, подхваченные ветром, кружились листья и плавно опускались к ее ногам.

И снова прогулки, ветер в багряных кронах, уютные вечера дома и плачущие от дождя оконные стекла. Никогда я не замечал прежде, как прекрасна может быть осень! И как скоротечна...

Мы сидели в полюбившемся кафе на Платановом бульваре. Было начало ноября. В окна  барабанили упрямые струи. Непрекращающиеся дожди уже смыли почти все сочные краски осени. Но вместе нам было уютно смотреть на размытые огни ночного города. Сегодня ее молчаливость настораживала. Цвет голубых глаз, казалось, поблек. В моей душе зашевелился страх потери. Главный вопрос не давал покоя, и обоим было понятно, что пришло время его задать.

– Могу я попросить тебя больше не уходить?

Ее глаза опустились в пол, плечи дрогнули. Она тихо произнесла: «Можешь». Потом как будто собралась с силами, посмотрела прямо в глаза и продолжила:

 – Но я не могу этого пообещать. – Внутренности сковал холод подтвердившихся опасений. Тонкие пальцы сильно сжали мою руку. Она наклонилась и прошептала с мольбой в голосе:

– Зато я могу обещать всегда к тебе возвращаться...

Ключи от квартиры я вложил в ее руку без колебаний. Немного помолчал, потом добавил:

– Я буду ждать тебя. И у меня есть одна просьба. Оставь хоть что-нибудь в напоминание о себе, когда снова уйдешь.

Она смущенно улыбнулась и пообещала:

– Я напишу автопортрет.
 
                * * *

Пустая квартира встретила тишиной и стало ясно: этот день снова настал. Она выполнила свое обещание – на кровати лежал прямоугольный сверток. Вновь ощутив вкус разлуки, хотелось немедля воскресить в памяти любимые черты. В нетерпении сорвав оберточную бумагу, я впился жадным взглядом в картину. Но глаза недоуменно скользили по изображению, не находя знакомого лица. Вместо него на холсте масляными красками оживал яркий осенний пейзаж... Понимание медленно прокрадывалось в мою голову. Пожелтевший кленовый лист – должно быть, привычный инструмент художницы – выпал из обертки и спланировал на пол. За окном летели первые хлопья снега... Что ж, ожидание будет долгим. Зато теперь я точно знаю, когда снова встречу мою Осень.


Рецензии