Туйновы

Не лепо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню!
Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.
Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей;
который дотечаше,
та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.
Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедей пущаше,
нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.

Почнемъ же, братие, повесть сию





Цедраг
лат. Ceadragus, польск. Czedr;g
верховный князь Ободритского союза
819 — не ранее 826
Совместно с Славомир (817 — 819)
Предшественник Славомир
Преемник Гостомысл
Рождение 808
Смерть не ранее 826
Отец Дражко
Дети сын: Гостомысл
Гостомысл
польск. Gostomys;
король(великий князь) Ободритского союза
ок. 830 — 844
Предшественник Цедраг
Преемник Табемысл
Рождение IX век
Смерть 844
Отец Цедраг
Дети Иоанн Чешский, Табемысл (Добемысл)
Гостомысл (Гостомусл; † 844) — великий князь (ок. 830 — 844) славянского племени бодричей и всего Союза ободритов.

Биография
Впервые упоминается в 838 году[1]. Ранее частыми были попытки отождествлять его с легендарным князем племени ильменских словен Гостомыслом (ум. ок. 860).

Основная деятельность Гостомысла была направлена на сохранение независимости ободритского союза от короля восточных франков Людовика II Немецкого. По сообщению «Фульдских анналов», он погиб в 844 году[2] во время карательной экспедиции Людовика на земли ободритов. После его смерти союз ободритов распался на четыре части: вагров, полабов, бодричей и варнов.
Верховные князья ободритов
РадегастВиславАриберт IАриберт IIВитслав IIДражкоСлавомирЦедрагГостомыслТабемыслМистевой IАриберт IIIВислав IIIБиллунг I и НиклотВартиславПрибыслав II
Гостомысл (Гостомусл; † 844) — великий князь (ок. 830 — 844) славянского племени бодричей и всего Союза ободритов.
Гостомысл
Гостомысл — герой литературного произведения XVII века «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Предводитель новгородских словен, первый князь или посадник (первая половина 9-го века).

НОВГОРОДСКИЙ КНЯЗЬ ГОСТОМЫСЛ
Из-за огромного количества источников считается, что Гостомысл был одним из первых новгородских посадников, или князем в Новгороде(в списке посадников указан первым). Первые предания о Гостомысле появились XV в. в Первой Софийской летописи, где повествуется, , что ильменские словены поставили г. Новгород и посадили в нем старейшину Гостомысла.
В летописях Степенной Новгородской книги указывают, что князь Гостомысл умер в глубокой старости.

Могила его существует якобы в районе Болотова холма близ Новгорода. По данным Иоакимовской летописи XVII в., перед своей смертью (844) Гостомысл пригласил в Новгород на княжение своего внука Рюрика, сына дочери Умили, которая была замужем за одним из западнославянских князей с о-ва Руген (совр. Рюгеи в Германии) для соблюдения династич преемственности.

Его имя встречается  в западных анналах как имя вождя вендов (западных славян), однако в древнерусских летописях впервые появляется он в источниках только XVI века как инициатор «призвания варягов».

В Воскресенской летописи XVI  сообщается, что варягов из Пруссии призвали по совету Гостомысла: «…И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваетъ житiе, и созыва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Порускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ …»новгородский князь Гостомысл

Гостомысла прославляют легендарным новгородским старейшиной, князем. Во многих летописях таких как в Новгородской четвертой, Софийской, Никоновской и ряде других сообщается о приходе славян с Дуная к Ладожскому озеру, а оттуда к Ильменю, после чего они стали называться Русью. Они поселились возле реки Русы, впадавшей в Ильмень и  построили Новгород, где стал править старейшина Гостомысл.

В Иоакимовской летописи в изложении В. Н. Татищева имеются сведения о происхождении Гостомысла из из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру. Отец Гостомысла Буривой воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный  из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий град и обложили тяжкой данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривою с просьбой прислать им своего сына Гостомысла, который придя в Великий град, захватил власть, расквитался с варягами и отказался выплачивать дань захватчикам. Заключив с ними мирное соглашение, Гостомысл построил возле моря город, назвав его в честь своего старшего сына Выбора.

По данным летописи Новгородский князь Гостомысл очень храбрый человек и мудрый правитель. Собственные подданные глубоко уважали и чтили, поскольку он являлся великим правосудцем, а соседи боясь войны с ним посылали ему дары и дани. Многие иноземные правители приходили морем и землею,  видеть его суд, спросить у него совета, “вкусить его мудрости”.

ГОСТОМЫСЛ ДЕД РЮРИКА
У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Дочери вышли замуж за соседних князей. Одни сыновья умерли собственной смертью. Другие погибли на войне. Поэтому унаследовать власть было некому. Но однажды во сне Гостомысл увидел, как из чрева его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло весь Великий град и от плодов которого насытились все люди его земли. Гостомысл потребовал истолковать его сон. Волхвы-вещуны заявили, что наследниками будут сыновья Умилы, которые приведут к расцвету его землю. Пред смертью Гостомысл собрал старейшин от славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и послал избранных людей “за море” — за своими внуками.

Призвание Рюрика

Легенды о Гостомысле не проверены с помощью достоверных источников и поэтому, как они соотносятся с реальной действительностью ответить невозможно.
По другим( без вставок вещих сновидений про древо из чрева с душком любителей скоблить пергаменты) Сын одного из детей Гостомысла, племянник ВАДИМ0 правил с ним последние годы его жизни. А Гостомысл мог находиться какоето время в Кремле0Кромы (укремление0 кремость, юнее Орла (орел, летсший сокол-тамга русов) Место крепости сейчас деревня Гостомля и станция ж.д. Внук заморский стал претендовать на престол Гостомыслы и убил своего дядю Послал к половца, которые платили дань в Киев хазарскому ханй,князю Аскольду своего воеводу Олега и племянника Игоря. Прикинувшись купцами0 выманили на берег днепра Аскольда и убили его. А половцы стали платить дань новому князю Олегу. Хазары совершали набеги и угоняли для продажи в рабство жителей Киевской Руси и половцеев.
Литература:  ПУШКИН А.С.  ПУШКИН А.С.ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ
ПУШКИН А.С.ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ Печать
С глубоким интересом Пушкин читал летописи, в которых по годам (по летам) записывались исторические события далёкого прошлого.

Из летописи поэт узнал о необыкновенной смерти Олега.

СМЕРТЬ ОЛЕГА

(Отрывок из летописи)

прощание олега с конемПеснь о вещем Олеге. Олег княжил в Киеве и жил в мире со всеми странами. Наступила осень, и вспомнил Олег про своего коня, которого он поставил кормить и не садился на него. Потому что он перед тем спрашивал волхвов, кудесников: «От чего мне суждено умереть?» И один из кудесников сказал ему: «Князь! Тебе умереть от того коня, которого ты любишь и на котором ездишь». Олегу это запало в ум, и он сказал: «Никогда больше не сяду на этого коня и даже не буду на него смотреть». И велел он кормить его и не приводить к себе. И прошло уже несколько лет, как он не видал его, вплоть до похода на греков. И вернувшись в Киев, он прожил ещё 4 года, на пятый год вспомнил про своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал Олег своего старшего конюха и сказал ему: «Где мой конь, которого я велел кормить и беречь?» Конюх сказал: «Он умер». Олег же посмеялся и попрекнул кудесника, говоря: «Неправду говорят волхвы, всё это ложь: конь умер, а я жив». И велел оседлать себе коня: «Посмотрю на его кости». И приехал он на место, где лежали голые кости коня и его голый череп, и слез Олег с коня и посмеялся такими словами: «Не от этого ли черепа мне умереть?», и наступил ногою на череп; и выползла оттуда змея и ужалила ему ногу, он от этого разболелся и умер. И все плакали о нём великим плачем, и понесли его, и погребли на горе, которая называется Щековица. Эта могила цела до сих пор; она слывёт Олеговой могилой. Всего он княжил 33 года.

Этот летописный рассказ о смерти князя Олега Пушкин поэтически обработал в стихотворении «Песнь о вещем Олеге». Народ прозвал Олега вещим, т. е. мудрым, всезнающим (вещий - ведать, знать). Древние славяне верили в языческих богов. Особенно они почитали Перуна, бога молнии и грома. По преданию, богам служили волхвы, которых иначе называли кудесниками (волшебниками: кудесник, чудесник - от слова чудо). Считалось, что кудесники выполняют волю богов, вдохновляются ими («вдохновенный кудесник») и могут предсказать будущее («заветов грядущего вестник»). Их гаданьям и предсказаньям верили и с кудесниками советовались, особенно в трудных случаях жизни, например перед войной.

Древнерусские князья большую часть своей жизни проводили в походах на врагов. Много было кровавых сражений, о которых они любили вспоминать; много осталось курганов, насыпанных над погребёнными воинами. По обычаю того времени, на курганах справляли тризну, т. е. поминки по убитым и умершим.

В «Песни о вещем Олеге» Пушкин не только поэтически воспроизвёл летописное предание, но и выразил в нём свою любовь к старине, нарисовал прекрасные и правдивые картины воинского быта Киевской Руси.

А. С. Пушкин

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕПрощание Вещего Олега с конем. В. Васнецов, 1899

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам.

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из тёмного леса навстречу ему

Идёт вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

 

Хозары, хазары - народ, живший некогда в южной России.ПУШКИН А.С.ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Обрёк (корень рек - рок) - предназначил.

 

И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня;

В награду любого возьмёшь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий языкПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе

Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава - отрада;

Победой прославлено имя твоё,

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.ПУШКИН А.С.ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся; однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

 

1 Чело - лоб.Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

2 По преданию, в знак победы Олег прибил свой щит над вратами Царь-града - так называли на Руси Константинополь - столицу Византии.

3 Пращ (или праща) - ремень, сложенный петлёй, для метания камней.

 

И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай, уж не ступит нога

В твоё позлащенное стремя.

Прощай, утешайся, да помни меня!

Вы, отроки - други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром,

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте, кормите отборным зерном,

Водой ключевою поите».

И отроки тотчас с конём отошли,

А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне весёлом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана...

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

«А где мой товарищ,- промолвил Олег:

- Скажите, где конь мой ретивый?

Здоров ли?

Всё так же ль легок его бег?

Всё тот же ль он бурный, игривый?»

И внемлет ответу: на холме крутом

Давно уж почил  непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!Песнь о вещем Олеге

Презреть бы твоё предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят: на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости:

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил:

«Спи, друг одинокий!

Твой старый хозяин тебя пережил;

На тризне, уже недалёкой,

Не ты под секирой ковыль обагришьОлег у костей коня. В. В. Васнецов, 1899

И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мёртвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала;

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые заленясь шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дниКончина Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839

И битвы, где вместе рубились они.

 

Вещий Олег — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882.

ПО информации из: http://ru.wikipedia.org/wiki/Олег_Вещий

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как опекун над его малолетним сыном Игорем, Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу, покорил и присоединил много славянских племен в Восточной Европе. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее. Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

Происхождение Олега

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода, однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно «ПВЛ», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно (по Иоакимовской летописи) его шурином. После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Вокняжение в Киеве

Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).и Дир. И увидел Олег, что Аскольд и Дир княжат, и отправил посла к ним со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Аскольд и Дир пришли… Олег, спрятал одних воинов в ладьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд, и нёс на руках юного княжича Игоря, и объявил им: «Во нє;ста кн;з;; ни ро;ду кн;;ж; · но азъ єсмь ро;ду кн;;ж;». Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А он — сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль;гъ кн;зь · а сє єсть Рю;риков И;горь кн;;жичь» — и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ;ста;ви вар;;гомъ дань да;;ти ·  Но;ваго;рода т; гривенъ на л;то · мира д;л; єже до смерти рославл; дашє вар;гомъ».
Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть Временных Лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань.» К радимичам: «Кому дань даете?». Те ответили «Козарам». И говорит Олег: «Не давайте Козаромъ, но мне давайте». И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличями и тиверцами имъяше рать.

898 годом «Повесть временных лет» датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад.

Поход на Византию

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

В 912 году, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году. «Ид; Ольгъ къ Новугороду и отътуда въ Ладогу ; Друзии жє сказаютъ ико идущє єму за морє  и уклюн; зми въ ногу и съ того умрє єсть могила єго въ Ладоз;»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года, где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Где-то после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя, который по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго. Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи. Возможно, что в восточных сочинениях, описывающих походы в Закавказье, упоминается другая группа русов, не связанная с Киевом.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом. За этим царём следует из стран славян царь Турок». Под "турками" традиционно понимают венгров. На этом основании территорию, которой владел Олег размещают и в Прикарпатье. В частности, с Олегом связывают Плиснеское городище.

Смерть князя

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. ПВЛ сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии (ПВЛ), его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания русской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы:
И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ. И после этого умирает Одд.

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем


Рецензии