Почём дедовы медали?

В воскресенье я была на рынке. Ко мне подошел один незнакомый мужик и прямо спросил: «У тебя же хранятся, небось, дедовы военные медали и ордена? На черта они тебе? Лежат в коробке, место пролеживают. А так хоть какую копейку выручишь. Я к коллекционеру свезу, он хорошо платит, поделим. Мне беговые, тебе – остальные».
И я представила: я продам дедовы медали. Пойду в магазин-супермаркет и что-то там куплю. Еды, например. Красной рыбы и колбасы. И бутылку дорогого шампанского на Новый год. Или я пойду в хозяйственный магазин и приобрету там, к примеру, китайский синтетический ковер. И пластиковую тумбочку для ванной. У нас как раз тумбочка развалилась.
А потом что? Потом я достану дедову фотокарточку, где он сразу после войны, где он совсем молодой стоит, а руку раненую за себя прячет. Она у него не работала после фронтового ранения. Он второй рукой ее поддерживал, чтобы гвоздь, например, забить. Или отпилить что-то. И так он дом свой построил.
В том доме жили моя бабушка, моя мама. И нас с братом Витькой на все лето маленьких привозили туда гостить. В том доме дед носил нас на руках и называл деточками. Тюрю с белыми сухариками наводил. Малину для нас на огороде выращивал. Строгал из деревянных колобашек корабли, пускал их в ванну – и громил фашистские флотилии с моим братом Витькой, своим внучонком. На коленках возле этой ванны ползал, потому что нога, тоже раненая, - тоже все время болела.
И как он копейки для нас, уже повзрослевших, уже студентов, собирал, - тоже вспомню. Насобирает в старый носок медяков, а потом нам отдает. Сам конфузится, глаза отводит. Говорит: возьмите, деточки, мало ли, пригодится мелочь-то. На тетрадки там, на автобус - в институт ехать на занятия.
...Эх ты, мелкая твоя душа, мужик рыночный, никогда не отдам я тебе дедовы медали. Беговые ты себе хотел заработать на моей совести да на моей памяти. Не получишь. Ни гроша не получишь.
А может, все гораздо проще: может быть, у тебя никогда не было такого дедушки. И тебя никто так не любил…

На этом фото мой дед - фронтовик Яков Федорович Верёвкин и его жена Валентина Федоровна, моя бабушка.


Рецензии