Свет из прошлого

      Из моего раннего детства, от общения с дедушкой и бабушкой, Дыниными Петром Васильевичем и Анастасией Васильевной, я  вынесла несколько фраз, которые почему-то глубоко врезались в память, начиная с малого детства. Они  хранились до определенного возраста, когда я их по-настоящему смогла понять. Верю, по скупым воспоминаниям, вы сможете увидеть дедушку с бабушкой такими, какими они остались в моем сердце. Их большие фотографии, в возрасте где-то 45-50 лет, у меня висят в комнате на видном месте.

          Итак, начинаю: в связи некачественной работой кишечника, в неполный год (10 месяцев), мое состояние здоровья привело в смущение даже врачей, которые оставляли родителям небольшой процент в жизнеспособности малышки - дочки.
         Родители махнули рукой,  ну что будет, то будет, сына хоть поднять. Мы двойняшки: брат родился первым - на 2.100 кг, а я позже, на 20 минут, с весом 1.600 кг. По просьбе родителей, дедушка с бабушкой забрали меня к себе. Они выходили меня в своей славной деревне, которую я вспоминаю, как свою первую малую Родину, а дедушку с бабушкой и поныне считаю больше, чем дедушка с бабушкой. Они называли меня дочкой чаще, чем внучкой, поскольку подняли меня с 10 месяцев до 5 лет. Школьные каникулы начальных классов проводила у них.

***
         Фраза дедушки "Ёлки-палки". Это - фраза недовольства, но никогда она не была произнесена в сердцах, повышенным тоном, тем более в гневе. В это трудно поверить как нашему поколению, так и настоящему: детям, внукам. Но, это факт.

         Дедушку помню немногословным человеком, уверенным, без самовлюбленности и высокомерия. Ни между ними с бабушкой, ни по отношению к другим никогда не звучало нравоучения, никогда не было пространных речей, морали. Дедушка веровал, но никого в семье не принуждал к вере. О том, что он был верующий, я узнала позже. После его похорон сложилась беседа между верующими и моими дядями и тетями, как между противоборствующими сторонами: верующими и атеистами. Ловила речь беседы, она зачаровывала уверенностью обеих сторон. И каждая сторона при этом казалась правой.

***
         А бабушка, вздохнув, часто произносила: - "На все Божья воля и каждому своя доля".  Как было не произносить такую фразу матери восьмерых детей: четверо мальчишек, четыре девочки. К тому времени они все жили семьями, далеко от них.

        Детям своим в тяжелое послевоенное время, они дали образование, в частности, трое - педагоги. Четвертой училась на преподавателя в  педагогическом училище и моя мама...
Двое выучились на строителя. Двое старших - были помощники в дому,
ограничены были начальным образованием.

***
         Лет в десять в летние каникулы мне пришлось ухаживать за бабушкой. Она лежала в гипсе после перелома бедра. И вот удивление, бабушка произносит:
- Прости меня, внучка!      
- За что, бабуля!?
- Когда родила вас мама, я, жалея ее,  подумала, вот бы прибрал Господь маленькую... А вот теперь ты за мной ухаживаешь. Прости, дочка.


***
         Уже имея семью, мне приходилось быть у дедушки. Бабушки уже не было. Однажды я рассказала ему о неполадках семейных, добавив:
- Уйду от мужа, нет больше сил.
Дедушка ответил не сразу : 
- Ни тебе такого, ни ему такую уже никогда не найти. 
Смысл ответа стал ясен, когда я уже сама стала взрослой.


***
        Дальней зимой, в той деревушке, катались трое детишек на пруду,  двое погибли в полынье. Что меня спасло, трудно сказать. Считаю,  чудо доброты и веры дедушки и бабушки. В них настолько было внутренней чистоты, порядочности и гармонии в общении с людьми и миром, что все это периодически будто переливалось в семью, хранило и оберегло и не только меня. Трое   сыновей вернулись с Великой Отечественной войны живыми, двое из них с ранениями: Иван за счет ранения в грудную клетку лишился одного лёгкого, Пётр - лишился ноги, а третьему, Василию, пришлось быть в плену, бежать и воевать в партизанах.
          Истинная незапятнанная вера и чистая любовь не портит детей и близких, а хранит и оберегает.


Рецензии