Глава вторая Школьная жизнь

Часть I


***

Школа не имеет ничего общего с образованием. Это институт контроля, где детям прививают основные навыки общежития.
У. Черчилль



После случая с Эмили, мисс Олдридж стала больше доверять Мэгги. Она даже не перепроверяла письма и документы, которые подписывала. Полагалась на слово Мэгги. И та ни разу ее не подвела. Школа работала, как часы. Выверенный годами механизм не знал сбоев. Все трудности решались так или иначе.

Начался новый семестр. Закончились пасхальные каникулы. Девочки вернулись в школу. Не всем было хорошо дома. Чем старше становились дети, тем сложнее им было найти общий язык с родителями. Одни считали своих дочерей уже взрослыми и пытались сбросить бремя родительской ответственности, другие наоборот-не понимали, что перед ними почти взрослая, уже сформировавшаяся личность.


Мисс Олдридж всегда с некоторым беспокойством ожидала своих воспитанниц после длительных каникул. Девочки не сразу могли вернуться к полноценным занятиям. Они отвыкали систематически работать, были переполнены внешкольных впечатлений и новостей, которыми необходимо поделиться с подругами. На то, чтобы снова войти в рабочий ритм, уходила почти неделя. Особенно пугали мисс Олдридж перемены, которые случались с некоторыми девочками. Одни становились слишком дерзкими и упрямыми, другие-напротив-тихими и замкнутыми. И проходило недели две пока все возвращалось на круги своя.
В этот раз было особенно сложно. Одна ученица-Мэри Свинфилд-постоянно ходила подавленной, плакала и всех сторонилась.

- Мэгги, вы понимаете, что вызвав Мэри на беседу, я, скорее всего, ничего не добьюсь, - взволнованно ходила по кабинету мисс Олдридж. - Но нам необходимо знать причину ее настроения. Было бы прекрасно, если бы вы попытались завести с ней непринужденную, но доверительную беседу.

- Понимаю. Но почему вы считаете, что это сработает?

- Попытка-не пытка. У вас дар располагать к себе людей, вызывать доверие.

Мэгги было приятно услышать лестное мнение мисс Олдридж, которую она безмерно уважала. Но девушка знала, что ей еще не хватает жизненного опыта.

- Хорошо. Я попробую. Мне ее очень жаль, - грустно добавила Мэгги.

- Мэри страдает, а мы не знаем, как ей помочь, - произнесла директриса, бессмысленно теребя носовой платочек.
" Подкараулю ее после ужина, и попрошу помочь разобрать полку с папками," - обрадовалась собственной идее Мэгги.
До ужина оставалось полчаса. В приемную, где сидела Мэгги, вбежала девушка.

- Мисс Кэри, одной девочке плохо. У нее, наверное, отравление.

- Идем поскорее. Кому плохо?

- Мэри. Она весь день ходила зеленая и несколько раз ее вырвало. Сейчас совсем худо.

- Не волнуйся. Сейчас посмотрим, что с Мэри.

В спальне толпились девушки, закрывая кровать, где лежала больная.
- Девочки, отправляйтесь на ужин. Я позабочусь о Мэри.
Нехотя ученицы вышли из спальни. Мэри тоже попыталась встать. но была слишком слаба.

- Мэри, ты что-то съела? У тебя отравление? Сейчас пойдем к медсестре. Она посмотрит и даст лекарство. Не переживай.
Но Мэри совсем не обрадовалась помощи. Ее лицо отражало страдание и растерянность.

- Мисс Кэри, пожалуйста, не надо никуда идти и никого звать. Я знаю, что со мной...

- Не волнуйся. Я никого не позову, если ты не хочешь, - Мэгги присела на кровать и взяла Мэри за руку.
Девушка отвернулась и заплакала. Мэгги ждала, когда та успокоится. Гладила ее по руке и по головке.

- Вы добрая. Но мне уже не поможешь, - с отчаяньем сказала девушка и сдавленно зарыдала. Мэгги растерялась, но виду не подала.

- Ничего, Мэри. Все будет в порядке... После этих слов девушка зарыдала еще горше.

- Что случилось? Расскажи, Мэри.
Девушка судорожно пыталась остановить рыдания и что-то сказать. Мэгги ее не торопила. Дала попить воды и гладила по плечам, успокаивала.

- На каникулах к старшему брату приехал друг. Мы с ним гуляли. Потом устроили пикник. Он уговорил меня выпить вина... И тогда все случилось. Что мне делать? Родители не переживут такого позора. Мне лучше умереть, - сквозь слезы и нервную дрожь пробилось признание Мэри.

- Успокойся. Сейчас я отведу тебя в изолятор. Ты там полежишь денек в тишине, успокоишься. И мы обязательно что-нибудь придумаем. Не переживай, никто ничего не узнает, - заверила девушку Мэгги, поймав испуганный взгляд при слове "мы".
Мэгги отвела Мэри в изолятор, где медсестра уложила девушку в постель, снабдив горячей грелкой и чашкой чая с молоком.
Мэгги поспешила в кабинет мисс Олдридж. Но там ее уже не оказалось. Тогда Мэгги отправилась к ней домой.

- Входите, Мэгги, - пригласила ее директриса. Она была уже одета в домашний халат. Лицо было бледным и осунувшимся.

- Вы плохо себя чувствуете? - озабоченно спросила Мэгги.

- Мне уже лучше. Удалось что-нибудь узнать от Мэри.

- Да. Мэри ждет ребенка. На каникулах друг ее старшего брата споил ее и воспользовался ситуацией.
Мисс Олдридж тяжело опустилась в кресло. Видно было, что ее все еще нездоровится. Она побледнела еще больше, губы стали синеть. Мэгги запаниковала и хотела позвать на помощь, но директриса указала на свой несессер.
 Там Мэгги нашла таблетки. Через пять минут краски вернулись на лицо мисс Олдридж.

- Мэгги, прошу вас никому не говорите о том, что сегодня случилось, - попросила директриса.

- Конечно. Но вам надо обязательно показаться врачу и отдохнуть, - взволнованно ответила Мэгги.

- Врач меня смотрел, и я все знаю о своем заболевании. Отдыхать я не умею. Вся моя жизнь - это моя школа. Не переживайте Мэгги, все будет хорошо, - сказала мисс Олдридж.

- Сейчас мы должны думать, как помочь бедняжке Мэри.

- Сегодня она осталась в изоляторе под присмотром миссис Ньюпорт. Вам тоже надо отдохнуть.

- Ты права, Мэгги. До утра это подождет.

- Может быть, мне остаться... нерешительно произнесла Мэгги.

- Со мной все будет в порядке. Идите спать, дорогая, - ласково сказала директриса и похлопала Мэгги по руке.

Привычный вид и голос мисс Олдридж успокоил Мэгги, и она отправилась спать. Но ей не сразу удалось выбросить из головы тревожные мысли о Мэри и мисс Олдридж.
Утром все проблемы кажутся не такими неразрешимыми. Ведь даже из самых тяжелых ситуаций есть выход. Пусть не самый лучший, но все же.
Мисс Олдридж пришла в свой кабинет позже и сразу позвала Мэгги.

- Я заходила в изолятор поговорить с Мэри. Осторожно поинтересовалась тем, чего бы она сама хотела. Но бедняжка пока так напугана, что ничего не знает, кроме того, что произошло непоправимое. Глупышка...Не понимает, что непоправимой является только смерть.

- Позже проведаю Мэри. Надеюсь, что она сможет что-то вразумительное сказать.

Суета дня навалилась на обеих. Мисс Олдридж занималась хозяйственными проблемами школы. Надо было найти хороших мастеров, чтобы покрасить и обновить внешнее вид зданий. Прежняя покраска потускнела и местами облезла. Здание было желтого солнечного цвета, что в английском климате очень кстати. Приятно в пасмурный день видеть напоминание о солнечном. Их порой так долго приходится ждать.

Мэгги с нетерпением ждала обеда, чтобы отнести его Мэри и поговорить. Девушка выглядела намного лучше. Но в глазах был испуг затравленного человека.

- Мэри, ты хорошо выглядишь сегодня. А как ты себя чувствуешь?

- Лучше, - коротко ответила девушка и сжалась вся, как в ожидании удара.

" До чего же отвратительно все это. Материнство-счастье для женщины. А общество превратило это в еще одну статью издевательства над ее правами, - возмущалась Мэгги. - Но что толку, если протест выражается только мысленно".

- Мэри, скажи, а ты хотела бы выйти за того парня замуж?

- Не знаю...я ничего не знаю, - с отчаянием произнесла девушка.

- Мэри, ты понимаешь, что надо решить, как все будет дальше. И необходимо сделать так, чтобы ты не пострадала еще больше. Хотя...я, наверное, не так сказала. Но, Мэри, мисс Олдридж и я очень волнуемся за тебя. И хотим помочь.

- Я понимаю. Простите меня, - Мэри снова заплакала.

- Мэри, ты ни в чем не виновата.

- Это не важно. Я знаю, что для моих родных это позор. Я не переживу этого...

- Поэтому я и предлагаю подумать, что тут можно сделать.

- Мне все равно. Лишь бы родители не страдали.

- Хорошо, Мэри. Ешь, тебе надо быть сильной. А я скоро вернусь.

По дороге в кабинет мисс Олдридж Мэгги уже выдала Мэри замуж, осчастливила здоровым сыночком и благополучной деревенской жизнью. "Мечты-это хорошо. Но реальность требует действий", - вернула себя из мира грёз девушка.

Мисс Олдридж стояла у окна и смотрела на зеленые холмы, уходящие к горизонту. "Похоже не одна я во власти мечтаний", - с понимающей улыбкой подумала Мэгги.

- У меня в деревне есть двоюродная тетка. Она живет там в уединении. Вполне обеспечена. Мы отправим к ней нашу Мэри. Естественно, с согласия ее родителей. Но, думаю, что они согласятся. Это никак не связано с их семьей и никто ничего не узнает. Мэгги. Позвони им и попроси приехать. Скажи, что мисс Олдридж беседует со всеми родителями своих выпускниц.

- Уже бегу, - радостно воскликнула Мэгги. - можно поделиться с Мэри новостями.

- Обязательно. Ей ни к чему сейчас нервничать.




Часть II

Мэри вернулась к занятиям. Через неделю приехали родители Мэри. Это были тихие и, на первый взгляд, вполне здравомыслящие люди. Но никогда не знаешь, как воспримут подобную ситуацию обычные обыватели, жизнь которых во многом зависит от мнения окружающих. Да еще церковь...

Мэгги прислушивалась, но из кабинета мисс Олдридж доносился только ее спокойный голос. Вскоре к нему добавился негромкий мужской и женский вскрик и плач. Мэгги стерегла приемную, чтобы никто не стал свидетелем этой сцены.
Постепенно все успокоилось и через сорок минут все вышли в благодушном состоянии. Мисс Олдридж предложила им отправиться к пруду, где они смогут устроить пикник и пообщаться с Мэри. Родители согласно закивали.

- Мэгги, попросите, пожалуйста, чтобы Мэри отпустили на встречу с родителями по моему распоряжению. Да, и зайдите с ней на кухню, чтобы вам дали провизию для пикника.

- Хорошо, мисс Олдридж.

Выйдя в коридор, Мэгги провела родителей Мэри к выходу и объяснила, как дойти до пруда.

- Там есть хорошее место для пикника. А я сейчас пойду за Мэри.
Еще через два часа Мэри пришла в канцелярию, чтобы поблагодарить мисс Олдридж за пикник и разговор с родителями.

- Мэри, я знаю тебя уже почти шесть лет. Ты для меня-родная. Можешь оставаться в школе столько, сколько еще позволит твое состояние, а потом поедешь к моей тетке. И верь-все будет отлично. Мы придумаем для тебя правдивую историю о гибели мужа и никто ничего не узнает. А приходской священник в тех местах-друг нашей семьи.
Успокоенная и ободренная девушка отправилась в класс, а Мэгги заставила мисс Олдридж пойти в столовую пообедать.

- Спасибо, Мэгги. Мы сегодня с тобой молодцы.

Мэри была здоровой девушкой, но ее мучили утренние недомогания. Оставаться в школе было опасно. Слухи о беременности ученицы могли просочиться во внешний мир. Поэтому Мэри сказала всем, что родители забирают ее из школы, так как нашлась подходящая партия для замужества. Многие девочки втайне мечтали об этом, поэтому ничего странного в такой новости не было. В обществе по-прежнему считалось для женщины главное-муж и дети, а работа и карьера только до замужества или для старых дев, как их директриса.

- Мэри, моя родственница встретит тебя на вокзале. Ты-молодая вдова. Муж трагически погиб-был сбит автомобилем. Вот деньги, которые остались за этот семестр. И еще небольшая сумма из фонда школы, - здесь директриса слукавила-это были ее личные средства.
Мэгги сопровождала Мэри на станцию и дала последние напутствия.

- Ничего не бойся. Я тоже вот так села на поезд и поехала в самостоятельную жизнь. И посмотри на меня! У меня есть работа, прекрасная начальница и все вы. Я счастлива. У тебя будет несколько по-другому, но ты обязательно будешь счастливой, если сама этого захочешь.

- А вам не было страшно?

- Конечно, я боялась. Но знаешь. кто мне помог? Советский парень, который в тот день полетел в космос. Представляешь-в космос! А я ехала всего-навсего в школу.
И девушки так заразительно рассмеялись, что на них стали поглядывать. Все, что слишком, считалось не очень приличным. Но они молоды и вся жизнь у них впереди. А все трудности кажутся преодолимы.

Вернувшись в школу, Мэгги хотела отчитаться перед мисс Олдридж, но та уже отправилась домой. Последнее время Мэгги стала чувствовать смутную тревогу, когда смотрела на директрису. Только теперь она задумалась о том, сколько же мисс Олдридж лет. Оказалось, что уже шестьдесят пять. У нее всю жизнь было плохое сердце, а теперь оно совсем износилось. Бывали дни, когда директриса становилась такой же энергичной и вездесущей, как прежде. Но все чаще, она уходила к себе пораньше.

Через неделю мисс Олдридж отправилась на конференцию директоров, которую организовало министерство образования. Говорили о реформах и дальнейших путях развития частных и государственных школ. Все меняется и развивается, но ничего оптимистичного и близкого для нее, мисс Олдридж там не услышала. Вернулась огорченная. И с прежним рвением окунулась в насущные проблемы своей школы. Скоро выпускной и надо закончить поскорее ремонт. Еще прием новых учениц на следующий учебный год. Собеседования с детьми и родителями мисс Олдридж всегда проводила лично. Мэгги помогала ей во всем, но беспокоилась-силы директрисы были не безграничны.

Прошло еще две недели. Однажды утром мисс Олдридж не появилась в столовой, а потом в своем кабинете. Мэгги не смогла к ней достучаться в квартиру. Запаниковав, она побежала к завучу.

- Миссис Андерсон, с мисс Олдридж что-то случилось. Надо обязательно попасть к ней домой, - быстро проговорила Мэгги, схватив завуча за руку.

- Да, да...Мы сейчас что-нибудь придумаем, - ответила миссис Андерсон. Но когда она волновалась, то совсем не могла соображать здраво.

Но общими усилиями они решили позвать плотника. Он аккуратно открыл дверь. Они вошли в спальню. Казалось, что мисс Олдридж спокойно спит. На ее лице сохранилась легкая улыбка, но душа ее была уже далеко.

Школа погрузилась в траур. Все ходили с красными глазами, не стесняясь слез. Прощание было торжественным, но по-семейному искренним и не формальным. Многие ученицы хотели высказать свою последнюю благодарность и слова любви мисс Олдридж. Особенно сильно горевали выпускницы, которые были под ее опекой целых семь лет. Учителя были в растерянности и боялись тех перемен, которые теперь неизбежно произойдут.
Десять дней миссис Андерсон исполняла обязанности директора, но все понимали, что назначат кого-то другого. Так и случилось. Попечительский совет выбрал одного из трех кандидатов, от которого теперь будет зависеть судьба школы.

Новая директриса явилась во всем блеске. Еще довольно молодая женщина, светская и современная, она была сторонницей сокращения элитарных школ и приветствовала реформу, начатую лейбористским правительством. Поэтому не совсем было понятно, что она делает в этой школе. Ничего хорошего это не сулило.

Она сразу заявила о том, что поддерживает телесные наказания. Поэтому мисс Эндрюс стала хвостиком виться вокруг новой директрисы - мисс Блэкпул. Она с радостью доложила новой директрисе, что завуч была правой рукой мисс Олдридж и во всем с ней единодушна. Что секретарша-мисс Кэри-молилась на мисс Олдридж и заглядывала ей в рот. Слухи об этом витали в воздухе и завуч с Мэгги не ждали для себя ничего хорошего.
Где-то через неделю к Мэгги подошла миссис Андерсон.

- Мисс Блэкпул дала мне понять, что хочет видеть на моем месте другого человека. Я переведусь в другую школу, - грустно промолвила завуч.

- Боюсь, что мне тоже придется уйти. Ей не нравится все, что я делаю, - откликнулась
Мэгги.

Через неделю директриса попросила Мэгги написать заявление об уходе. Потом дала свою рекомендацию. Прочитав ее, Мэгги поняла, что с такой бумагой ее никуда не возьмут на работу. Даже бесплатно.
Прочитав бумагу, данную директрисой Мэгги, миссис Андерсон решила сделать последнее доброе дело в стенах этой школы. Она написала отличную характеристику Мэгги и смогла подсунуть ее директрисе с ворохом бумаг, которые та уже прочла и должна была только подписать.Это был смелый поступок не только для такого робкого человека, как миссис Андерсон.

Мэгги попрощалась с девочками. За это время они успели подружиться. Ободрила их, как могла. Собрала свои вещи и отправилась снова на вокзал.
"Возвращаться в дом отца - исключено, - решила Мэгги. Пока поживу в отеле и присмотрю для себя новую работу". Падать духом девушка не собиралась." Бабушка и мисс Олдридж этого не одобрили бы," - думала Мэгги, стоя на пронизывающем майском ветру.

Следующая глава: http://www.proza.ru/2019/12/01/148


Рецензии