Возможные последствия веры в искусственный интелле

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕРЫ В ИСКУССТВЕННЫЙ
                ИНТЕЕЛЛЕКТ.
Вера в искусственный интеллект – стопроцентная аналогия веры в Бога, потому что ни того, ни другого в действительности не существует. Доказать верующему человеку, что Бог не существует, невозможно. А доказать не существование искусственного интеллекта вполне возможно.  Дело в том, что интеллект может быть только у  живых высокоорганизованных существ, обладающих потребностями и возможностью посредством своей деятельности эти потребности удовлетворять, способных ощущать благоприятные и неблагоприятные воздействия внешней среды на них и самостоятельно реагировать на эти воздействия, приспосабливаясь к ним или изменяя возможным для этих существ способом условия существования во внешней среде. У объектов (предметов) неживой материи потребностей нет, реакций на любые воздействия внешней среды, подобных реакциям живых существ, тоже нет. Люди до сих пор не создали и в обозримом будущем не смогут создать из неживой материи живые существа, обладающие вышеуказанными свойствами, поэтому искусственный интеллект не существует, а сам термин –  пустышка, придуманная и пущенная в оборот любителями громкой фразы,  самопиара и мошенниками, надеющимися на этом поживиться.
         Околдованы и зачарованы звучным термином и члены правительства России, по словам журналиста Юрия Пронько, намеревающиеся выделить руководимой Анатолием Чубайсом компании "Роснано" несколько десятков миллиардов рублей на разработки в области искусственного интеллекта, даже при отсутствии сколько-нибудь значимого эффекта от ранее выделенных этой же компании сотен миллиардов рублей на разработку прорывных технологий,и сам многоуважаемый президент В.В. Путин, в одном из недавних публичных выступлений заявивший,что первой создавшая искусственный интеллект страна будет господствовать в мире.
         Что же есть? Есть устройства и механизмы, выполняющие определённые действия по программам, разработанным для них людьми.  Непредусмотренные в программе действия указанные устройства и механизмы выполнять не могут. Такие устройства и механизмы более ста лет назад, кажется, чешский писатель-фантаст Карел Чапек назвал роботами. Очень удачный термин, гораздо лучше усиленно навязываемого нынче термина «искусственный интеллект», который абсолютно не соответствует сути и порождает ничем не обоснованные надежды не только у обывателей, но и у государственных деятелей.
       Сейчас во многих странах, и в России тоже, усиленно ведутся разработки роботов водителей автомобилей и роботов-машинистов для вождения поездов в перспективе без присутствия человека соответствующей специальности (иначе не стоило бы и огород городить). Но на первых порах в кабинах автомобилей, тепловозов и электровозов находятся люди-дублёры, чтобы взять управление на себя в случае сбоев в работе автоматики, для чего, естественно, требуется пусть и небольшое время, в течение которого автомобиль, тепловоз или электровоз окажутся неуправляемыми, что может послужить причиной катастрофы. Реальность такого поворота событий подтверждает недавняя катастрофа при посадке в ручном режиме (отказал автопилот) авиалайнера в аэропорту Шереметьево, погибли 42 пассажира.
 Главный закон робототехники гласит, что использование роботов (искусственного интеллекта) не должно стать причиной смерти людей или ущерба их здоровью. Но нет никаких сомнений, что отдельные случаи сбоев в работе так называемого искусственного интеллекта будут происходить и в отсутствие людей-дублёров. И кто тогда будет отвечать за возможную гибель людей? Производители роботов? Разработчики программного обеспечения? Руководство фирм, осуществляющих перевозки?
     Полное отстранение людей от управления транспортными средствами, например личными, маловероятно. А это чревато ростом в будущем числа дорожно-транспортных происшествий из-за различий в скорости оценки человеком и роботом опасности ситуации и ответной реакции при одновременном движении по дорогам автомобилей,  управляемых роботами, и автомобилей, управляемых людьми,тем более, что многие люди склонны к спонтанным действиям . Во избежание  связанных с этим негативных последствий, не исключена возможность организации движения по отдельным для каждой из этих категорий дорогам. Что повлечёт за собой весьма значимый рост расходов на перевозки, а, следовательно, и рост оптовых и розничных цен товаров.
     Не слишком ли велика будет цена технического прогресса?
30.11.2019 г. Александр Мальчуков. 


Рецензии