Пироги от сапожников

          Давно это было. В далёких семидесятых. Я только что получила университетский диплом, горела желанием поделиться полученными знаниями и… попала в общество книголюбов, созданное при Хабаровском управлении полиграфии и книжной торговли. Активней и инициативней книголюбов в те годы никого не встречала, потому что книги тогда были… Да вы все сами знаете, чем тогда были книги…
        Мы даже создали университет «Книга» (для этой цели я ездила в командировку в Москву перенимать опыт у Центрального правления книголюбов). Мы мечтали научить людей грамотно любить книгу. В нашем университете собирались очень интересные люди, преподаватели вузов, ученые, журналисты, артисты… Слушали великолепные лекции по истории книги профессора С.Пайчадзе, С. Нарыжной, да и сами друг другу были интересны, а на десерт слушатели получали возможность приобрести вожделенную, новенькую, обалденно пахнущую типографской краской дефицитную книгу. Но вот времени на организационные моменты у нас ни у кого не было, поэтому мы выбирали себе помощников из самых активных… Тех, которые всегда есть при любом благом начинании и мечтающих быть максимально приближенными к … Чему ? Ну, к «избранным», что ли что, если можно так сказать…, к тем, что у руля… Короче, к «своему кругу», как говорят нынче …
… … Среди них была такая Людмила Н. По образованию инженер в деревообрабатывающей сфере, с кучей связей во всяких потребкооперациях, с задатками массовика – затейника, всегда при деньгах и в супермодных сапожках на супермодных платформах… Она с завываниями читала стихи поэтов серебрянного века, путалась и в именах, и во временах… Кирсанов и Хлебников в её воображении жили где-то в одном доме и в одном месте. Но … никто так быстро не оформлял стенды, не организовывал конференции, не находил деньги, как она… День, когда я её разглядела полностью, был для меня каким-то неуловимым предчувствием краха нашему начинанию, но только предчувствием, и я , к сожалению, к нему не прислушалась…
… … После вечера, посвященного уже не помню кому, Леониду Леонову, что ли, Людмила подошла ко мне с вопросом, может ли она в благодарность за организацию мероприятия получить от меня приглянувшуюся ей книгу.
- Какая же книга вам приглянулась, Людмила Александровна?
- Да вот у вас была такая… Француз один написал… Про известную балерину… Жорж Санд….
Обалдевшая до потери дара речи я протянула ей книгу Андре Моруа «Жорж Санд»…
- Это писательница, Люда.
- Да какая разница! – ответила мне книголюбка… В городском отделении её ещё в прошлом месяце распределяли, а вы всё тянете…
Потом я уже и не могу вспомнить, как это случилось, Людмила оказалась членом правления и стала принимать самое активное участие в распределении книг. Присутствующие на этом мероприятии должны были иметь железные нервы. Кандидатов в обладатели вожделенных томиков и подписок эта книголюбка отбирала по каким-то только ей понятным достоинствам . Не забуду, как она настаивала на отказе в книге Манфреда о Наполеоне нашему старенькому ученому-биологу, страстному собирателю исторических сочинений, Иосифу Ефимовичу Троппу.
  -Ну что он сделал для нашего общества? Что?,- вопрошала она, тряся растопыренной ладошкой перед нашими носами…
  -Ну как что?, - пытались мы её урезонить. – Тропп высокообразованный человек, с ним даже просто беседовать – равносильно получению дополнительного образования…
  - А мне не надо такого дополнительного образования, мне достойным активным людЯм надо книги дать!!!
   Потихоньку, потихоньку эти активные люди заполонили все первичные организации, университет превратился в место обмена книгами, налаживания нужных связей. Интеллигенция ещё какое-то время организованно пособиралась под «два прихлопа, три притопа» общественного правления Университета «Книга», потом незаметно так разгруппировались по интересам и стали собираться кто в Доме творческой интеллигенции, кто в писательской, кто просто у меня дома…
    А потом книги перестали быть дефицитом, домашняя библиотека у меня постоянно пополняется, однако, случайных книг в ней нет… С кем-то из книголюбов я встречаюсь и по сей день, кто-то покинул город, кто-то ушёл в мир иной… Но от тех дней у меня осталось непреходящее отвращение ко всяким пирожникам, пытающимся тачать сапоги…. И то, что я предпочитаю больше просто прислушиваться к мнению профессионалов, чем участвовать в спорах с дилетантами – это именно оттуда.
    ...    А вот почему эти воспоминания именно сейчас догнали меня , конкретно объяснить не сумею. Заметила только, что всё чаще вспоминаю эту активную деревообработчицу Людочку, листая книжки для детей в книжных магазинах, или пробежав по детским рубрикам поэтических сайтов.Вымученные натужные слоганы, рифмованная бессмысленная чепуха выдаются за поэзию для детей. Рулят массовики-затейники и массовички… И никто не видит, что главную ниточку в свитерочке они уже ухватили, и расползается, на глазах расползается добротно связанная вещь…


Рецензии