Космические хроники. 153

                Кулон-талисман

   Рубка притягивала людей сильнее, чем кают-компания, так как главное помещение было единственным местом на корабле, где постоянно находилось два человека - дежурных, и это гарантировало хоть какое-то развлечение. Вахтенным нравилось такое, потому что скучали, как и все.
   Штурман влетел в рубку, оглядел присутствующих и спросил:
   - Хотите необычную новость?
   Откликнулся врач.
   - Ты с детства был любознательным мальчиком и обладал пытливым умом. Помнится, отец твой рассказал, как отвёл сына в школу первого сентября в первый класс. Время перевалило далеко за полдень, а тебя всё нет и нет. Ближе к вечеру пришёл, забросил портфель в угол и объявил, дескать, живёте вы тут, питекантропы, и даже не знаете, что писька членом называется!
   Раздались смешки, новоприбывший насупился и огрызнулся в ответ:
   - А ты замшелый старик, с которого сыпется песок. Тогда стучал, а сейчас постукиваешь!
   - Обиделся? – удивился врач. – Не членом, а по-другому письку назвал? Извини, матерные слова не употребляю. Или каждая такая штучка мечтает стать клизмой, - поэтому?
   - А вот сейчас я поменяю угол обзора камеры, и сам узнаешь, что можно увидеть через иллюминатор в моей каюте!
   Штурман подошёл к пульту управления и произвёл необходимые манипуляции. Изображение на экране сменилось, и среди множества звёзд появилось довольно большое абсолютно чёрное пространство.
   - Как вам такое?
   - И что? У меня волосы на голове тоже не везде растут! - ответил врач по инерции и задумался.
   - Мы летим, и, кажется, что это звёзды движутся. С одной стороны как прячутся за пятно, а из-за другой выплывают. Это медленно происходит, поэтому не бросается в глаза.
   - Ну да, мы далеко в стороне. Огромный объект, ничего не скажешь. Как чёрный туман. Откуда он здесь?
   Вопрос предназначался уже капитану, который прислушивался к разговору, но не вмешивался. Пришлось ответить:
   - В вакууме не может быть тумана!
   - А дорогу нужно переходить на зелёный свет. Спасибо, шеф, что напомнили, - съязвил врач.
   - Ты потерял ориентиры, старик? - скривился командир и распорядился: - Дежурный, настрой аппаратуру для исследования объекта. Чтобы распознать коровью лепёшку не обязательно брать её в руки.
   - А понюхать никак? Ближе не подлетим?
   - У нас другое задание.
   - Вернёмся, доложим, и нас вернут, чтобы понюхали, - настаивал на своём врач.
   - После выполнения заглянем сюда, и ты попробуешь на вкус! Как тебе такое на десерт?
   - Если вы кушаете мясо, а я капусту, это не значит, что мы едим голубцы. Я готов поделиться любым блюдом. Это же не общеизвестная всем чёрная дыра. Та давно бы затянула нас. Почему не пролететь через пятно?
   - У нас другое задание. Не ясно сказал?
   Заместитель почувствовал, что команда недовольна решением командира, и внёс свою лепту.
   - А если это исследование принесёт больше пользы, чем задуманное на Земле? Одно другого не исключает! Будь пятно прямо по курсу, мы бы проткнули его, чтобы не терять время на облёт.
   - Нам ещё долго добираться до цели, и легко восстановим график полёта, - подсказал штурман, поддержав заместителя командира.
   Капитан хмыкнул и сдался:
   - Чёрт с вами. Надоела спокойная жизнь? Пусть будет по-вашему.
   Через пять минут чёрный объект занял центральное место на мониторе, так как корабль развернулся в его сторону. Команда сгрудилась у компьютера, который начал выдавать результаты анализа. Ничто не предвещало неожиданностей. Смущало лишь то, что никто не смог объяснить природу пятна.

   - Если задумка удастся, не факт, что дома это одобрят. Не получится, и меня сотрут в порошок. Вам не кажется, что я становлюсь потенциальным стрелочником? – командир всё ещё сомневался.
   - А чего вы боитесь? У вас же есть талисман! – возразил программист.
   Капитан протянул руку к груди и потрогал круглую пластинку, проверив наличие висящего на цепочке оберега. Он сам подставился, рассказав о нём команде. Скука сделала всех откровенными, и он не стал исключением. Рассказал свою историю, которую несколько дней потом обсуждали, так как фантазия у всех разыгралась. Тогда он посчитал это полезным.
   Мать его работала археологом и иногда привозила сувениры, найденные на раскопках. Они не имели историческую ценность, но один необычный остался дома. Случилось это, потому что женщина не сумела сходу прочитать едва видимую надпись на нём и взялась изучить. На первый взгляд арабы оставили послание, но никто из известных учёных не подтвердил этого. В результате удалось получить набор слов, из которого предстояло составить послание. Мать сделала невозможное и не сразу решилась рассказать об этом, потому что сама не до конца поверила: уж слишком неправдоподобно всё выглядело. Кто-то из прошлого предсказал, что обладатель данного раритета сможет если не покорить мир, то упорядочить его.
   Над женщиной посмеялись, а она подарила находку сыну и успокоилась.
   Команда поиздевалась тогда над предсказанием, а капитан сделал вид, что смеётся со всеми, хотя почувствовал тепло медальона, что он нагрелся.
   Это случилось не так давно, но сейчас показалось, что грудь покалывает током. Ощущение вызвало чувство опасности, и захотелось поделиться подозрениями.
   - Есть очевидное, а присмотришься, становится сомнительным. Выберите любое слово, которым не часто пользуемся, и повторите его много-много раз. Не поверите, сначала усомнитесь в правописании, а потом в смысле. Память не поможет, разве что потом, когда перестанете насиловать её, и шторм в голове уляжется.
   О чём хочу сказать? Вот пример. Моя школьная учительница по математике как-то сообщила нам - ученикам, мол, готова доказать, что четыре равно двум. И сделала это! Я сейчас представлю её умозаключения.
   Пусть А равно Б и равно при этом двум! Это исходные данные. Простые, как коровье мычание.
   Составим очевидное уравнение: возведённое в квадрат А равно произведению АБ. Это не противоречит условию задачи. Теперь из обеих частей вычтем одно и то же число - Б в квадрате. Слева получилась разность квадратов, которую можно представить как (А-Б), умноженное на (А+Б), а справа вынесем за скобки Б. Равноценное уравнение стало выглядеть по-другому: (А-Б)(А+Б) = Б(А-Б). Осталось сократить обе половины на (А-Б), и в итоге останется А+Б = Б. Это не что иное, как 4=2!
   Преподавательница сообщила, что в пример закралась ошибка, и попросила найти её.
   В рубке зависла тишина – все задумались. Лишь врач не стал ломать голову.
   - Капитан, только вы могли найти ошибку в почти биноме Ньютона! Вы и только вы смогли возглавить такой бестолковый экипаж! Я прав?
   Старик никого не боялся, ничто не смущало его, и поэтому говорил, что думает, и если издевался при этом, то чуть-чуть.
   Командир не ответил, выждал несколько минут, но никто не нашёл решения. И тогда он признался: 
   - Рано или поздно, я бы разобрался, но отыскался более сообразительный ученик.
   - Вовочка, надо думать! - съязвил заместитель командира.
   - Виктором звали моего друга. Он сказал, что разница между А и Б рана нулю, а на ноль делить нельзя, и сокращение такое ошибочно! Вот таким образом ларчик открывается!
   - Его на руках потом носили?
   - Всего лишь пятёрку получил.
   - Теперь-то вы знаете ответы на все вопросы? Мне пятёрок не жалко! – проворчал врач.
   - Если бы! Вот вам зеркальный пример. Давным-давно Лобачевский доказал, что параллельные прямые пересекаются. Другая геометрия? Какая разница, если Земля раньше была плоской, а потом превратилась в планету! Науки-то развиваются, и люди пытаются всё объяснить.
   Учёные проверили доказательство и поверили, а в моей голове такое не укладывается! Прямые пересекаются где-то очень далеко, приблизительно там, где мы находимся. Ты, штурман, видел такое  в иллюминаторе? Не в тёмном ли пятне это происходит? Кто сказал, что при пересечении прямых должны возникать искры как при электросварке? Может быть, такой срам под чернотой прячется? А ты, инженер, хоть какую-нибудь версию природы пятна выдвинул?
   Мужчина ответил, словно знал, что рано или поздно его спросят об этом.
   - Думал над казусом. Любое моё предположение порождает больше вопросов, чем уверенности. Похоже, пятно образовано скоплением наэлектризованной космической пыли. Корпускулы, как дельфины в море, шныряют вокруг да около, но остаются в косяке. Многие анализы можно объяснить этим, но не все. Время или подтвердит моё предположение, или опровергнет.
   - Ну да, - проворчал командир, - либо грудь в крестах, либо голова в кустах….

   Через час корабль приблизился к цели настолько, что пятно заняло весь экран, и он просто потемнел, потому что звёзды разбежались в разные стороны.
   Штурман объявил, что через несколько минут летательный аппарат нырнёт в омут. Шутка не понравилась, и никто не отреагировал на неё, но командир подошёл к пульту, что-то переключил, и экран заполонили светлые пятна.
   - Включил боковой обзор, - прокомментировал он свои действия, - а то влетим негру в задницу и не заметим, а теперь всё будет понятно.
   Капитан подстраховался и сделал то, о чём никто даже не подумал.

   Летательный аппарат нёс любопытных людей в будущее. Все экспедиции были такими, но этой достались неожиданные вопросы, на которые предстояло ответить.
   Капитан не скупился на гипотезы и смешивал их с прогнозами.
   - Что вы видите снаружи? Картину Малевича или Шагала? С Малевичем понятно, пусть не пятно, но чёрный квадрат изобразил. А  Шагал видел непонятное нормальному человеку. Его люди на корявых ножках и с дебильными рожами кому-то нравятся, потому что он видел так! Мало поклонников такого, но уж больно крикливые!
   Однажды довольно богатая женщина попросила известного портретиста, чтобы нарисовал её портрет. Тот управился за несколько секунд и написал на чистом холсте – «Дура». Показал своё творчество и объяснил, дескать, я так вижу. Его возмутила просьба нарисовать портрет, а их пишут, но никак не рисуют!
   По такой логике я композитор. Люблю классическую музыку. Специалист проверил когда-то мой слух и сказал, что мелодии буду рожать лишь в другой жизни. А ведь я мечтал об этом и при этом чувствовал себя немым: слышал нутром и не мог изложить на нотном стане!
   Парадокс: мазать на картине, не пойми что, можно, а какофония никого не устраивает! Даже меня. До сих пор ищу гармонию!
   Неожиданно в рубке потемнело, потому что пропало освещение, и погасли светодиоды на панели управления. Никто не успел удивиться, так как всё сразу же восстановилось: ожил экран, и вернулось освещение. Открывшаяся после этого картина поразила, но не напугала, так как раздался спокойный голос командира:
   - Накаркал, чёрт побери! Не паникуйте – всего лишь изменилось наше ощущение окружающего мира.
   Все поняли, что имел в виду начальник, так как конфигурация помещения поменялась.
   Преобразилось всё, даже люди. Рубка приняла овальную форму, а человеческие тела стали округлыми, словно все участвовали в спектакле о колобке и исполняли при этом главную роль.
   Метаморфоза заставила задуматься, и посыпались вопросы. Командир поднял руку, призывая к тишине, и объявил:
   - Я знаю не больше вашего! По всему выходит, что мы попали в портал перехода в другое измерение. Скажите спасибо штурману и собственной любознательности. Хотели? Получите! Это необратимо? Вопрос! Начнём паниковать, и вернуться не получится!
   В рубке воцарилась тишина, а командир продолжал:
   - Мы летим дальше. Автоматы отслеживают путь, и проблем пока не вижу. Я прав, штурман?
   Подчинённый знал своё дело и первым делом проверил аппаратуру. Его ответ огорчил.
   - Шеф, возвращаться предстоит неизвестно откуда: здесь действительно другое измерение, и все предыдущие данные трансформировались.
   - Что это значит?
   - Я проклинаю тот час, когда заметил чёрное пятно!
   - Вход в портал! Называй вещи своими именами, и тогда получится правильно оценить обстановку.
   Капитан смотрел на подчинённых, узнавал их только по выражению на расплывшихся лицах и хотел сбежать, чтобы посмотреть на себя со стороны, и выдал неожиданное:
   - Не считаю нужным менять маршрут. Располнели? Посажу на диету! Сомневаетесь? Поделюсь нарядами вне очереди! Мы попали в область неизведанного! Коровьи лепёшки попробуем сообща. Корабль поддаётся управлению, а значит, нет причины паниковать! И, знаете, что? В этих условиях вероятность встретить разумную жизнь гораздо больше. Не удивляйтесь, если такое случится. У нас инопланетяне выглядят худыми, маленькими и зелёными существами, летающими почему-то в тарелках. Если не врут те, кто встречался с ними. Здесь всё может выглядеть по-другому. И всё же разойдитесь, будьте готовы ко всему.
   Команда выкатилась из рубки, и командир отправился следом, лишь слегка касаясь короткими и толстыми ногами пола. Он спешил добраться до своей каюты.
   Скоро все привыкли к новому обличию, а корабль продолжал лететь вперёд с упорством бегемота.
   Через два часа штурман пришёл к командиру в его каюту.
   - Что-то опять случилось? – недовольно спросил офицер, потому что его застали кривляющимся у зеркала. – Инопланетяне объявились? Желают пообщаться?
   - Хуже. Я думал, что эта штука имеет шарообразную форму, рассчитал диаметр, но уже час прошёл, как мы должны были выбраться наружу. Похоже, чернота цилиндрической формы, а мы влетели в дно.
   - Передай приказ дежурному, чтобы развернул корабль на девяносто градусов, и скройся с глаз моих, колобок.
   В конце дня штурман вновь навестил командира, а тот опять стоял у зеркала.
   - Капитан, мы давно должны были выскочить из ловушки. Она что, резиновая?
   - В таких случаях выходят, где вошли. Пусть программист откорректирует маршрут для дежурного, а тот поменяет курс. Выполняй.
   - Утро ничего не изменило, но во время обеда штурман кашлянул, привлекая к себе внимание. Он долго набирался смелости и, наконец, сказал:
   - Шеф, мы не нашли место, в которое влетели, и мечемся в лабиринте!
   Сообщение огорошило. Командир не сразу отреагировал.
   - Без нити Ариадны никак?
   - Никак.
   - Доигрались. Всем думать, искать решение! - распорядился капитан и притих сам.
   Заканчивался приём пищи в полной тишине. Нарушил её через несколько минут командир.
   - Как в анекдоте получилось. В кабак ввалился крестьянин, выпил кружку вина и лишь потом сообщил, мол, мужики, не ругайтесь, но я принёс две плохие новости и поэтому выпил для храбрости. Барин надумал восстановить право первой ночи!
   Кто-то из присутствующих хохотнул и возразил, что тот мальчиков предпочитает.
   Крестьянин допил вторую кружку и признался, что это и есть вторая плохая новость.
   Нам по-любому будет хреново! – подвёл итог командир. - Вспомните свой класс, когда учились в школе. В каждом было по два-три лидера. Основная масса - середнячки и, конечно, двоечники. Куда без них? Командиром на корабль назначают исключительно лидера. Вам не повезло – достался идиот. Не тревожьте меня, дайте подумать.
   Слово «самокритика» отсутствовало в словарном запасе капитана, а тут выдал такое! Он встал и ушёл, теребя бесполезный оберег, а команда замерла в изумлении.

   В каюте офицер снял талисман и только тогда заметил, что тот поменял форму: кругляшек превратился в квадрат. Было в этом что-то неприятное и неестественное. Бессознательно он нашёл пилку для ногтей и сточил углы. Форма получилась уродливой, и пришлось ещё поработать, чтобы сделать пластинку круглой. Мысли при этом крутились вокруг плачевного состояния корабля, но спасительная догадка так и не пришла. Зато пришла усталость. Постель приняла тело, но  думать не мешала.
   «Нельзя принимать радикальные решения единолично, - мысли поменяли направление. – Если от этого зависит жизнь экипажа, нужно голосовать, а голос командира засчитывать за два».
   Капитан перевернулся на другой бок и прошептал: «Два мало, пусть мой голос считается за три!»
   Усталость победила, и он заснул. Сказалось нервное потрясение, и поэтому спал он долго.

   Утром командир вошёл в рубку одним из последних. Там, как всегда, развлекались, обсуждая что-то. Не хотелось мешать и участвовать в бессмысленном разговоре, и капитан застыл, вспоминая сон. Приснился какой-то кошмар. Содержание не задержалось в памяти, но ощущение ужаса сохранилось.
   В рубку чуть ли не вбежал штурман и громко объявил:
   - Хотите новость? Необычную?
      Откликнулся врач.
   - Ты рос любознательным мальчиком, обладал пытливым умом и отличался сообразительностью. Правда, мало кто замечал это. И вот однажды директриса вызвала твоего отца. Почему? Пожаловалась молоденькая математичка. Она заметила как-то, что класс скучает, и решила оживить обстановку. Задала абстрактную задачу на сообразительность. Условие высказала странное: летят, мол, по небу навстречу два крокодила. Один зелёный, а другой серый. И попросила учеников определить, сколько ей лет. Все, конечно, притихли, и только ты тянул руку, сказал, что ей двадцать четыре года. Учительница удивилась и поинтересовалась, как умудрился отгадать? И тут ты проявил себя в лучшем виде, сказал, что тебе двенадцать лет, а отец называет полудурком.
   Рубка взорвалась от смеха. Штурман насупился и огрызнулся:
    - А ты замшелый старик, с которого сыпется песок. Тогда стучал, а теперь постукиваешь!
   - Обиделся? – удивился врач. – Зря. Это был комплимент!
   - А я вот сейчас поменяю угол обзора камеры, и увидите тогда чёрное пятно, которое я разглядел через иллюминатор!
   Командир сдержался от смеха, но всё же улыбнулся. Он гладил в это время талисман и вдруг почувствовал какое-то несоответствие. Снял его и увидел, что кругляшек поменял форму – стал скорее овальным, чем круглым, и значительно меньше по размеру.
   - Нет, нет и нет! – закричал он при последних словах штурмана. – Демократии не может быть на корабле! Она тут сродни анархии! Чёрное пятно – это вселенский мусор, который космос согнал в кучу и наэлектризовал, чтобы не разлетался, и получилась ловушка для любопытных! Ни в коем случае не менять изображение на экране! Дежурный, переведи его на мой компьютер. В каюте прослежу, чтобы не хулиганили. И не талисман у меня вовсе, а что-то наподобие шагреневой кожи, которая выполняет желание и при этом сокращается. Правда, укорачивать нужно собственноручно. И никогда не суйтесь со своими советами, пока не попрошу об этом!
   Капитан выговорился и ушёл.
   - Что это было? – спросил инженер.
   - Тоже мне – бином Ньютона! – ответил штурман. – Ночью шефу снились кошмары, и неожиданно вспомнил.
   - Вполне вероятно, - глубокомысленно заметил врач. – Или интуиция сработала? А может ещё что-то? Нужно найти предлог и осмотреть его. Ты, математик, поможешь решить эту проблему? Для тебя это пустяки.
   - Легко! Придумай симптомы, и пусть пара человек прикинется больными. Объяви карантин. Назначь осмотр и попроси командира подать пример – пройти его первым. С остальными поболтаешь о чём-нибудь в медицинской каюте. Что-что, а трепаться ты умеешь.
   Глаза медика чуть не вылезли из орбит.
   - Снимаю шляпу, молодой человек, ты действительно обладаешь зачатками мудрости.

   Чёрное пятно осталось позади. На корабле провели краткосрочный карантин. Экипаж ни разу не отвлёкся от выполнения поставленной задачи.  Им пришлось пережить чуть позже такое, что попадание в другое измерение показалось бы безобидным приключением.
   Но это была уже совсем другая история….

                *****


Рецензии