Сходство театра и спорта

Еще на страницах учебников истории древней Греции и Рима мы читали лозунг «Хлеба и зрелищ». Именно этого требовали голодные люди. Насытившись, им хотелось зрелищ, которых в те далекие века было не так много. Развлекали на площадях лицедеи с небольшими сценками на бытовые темы, выступления бродячих артистов, да еще состязания атлетов. В древней Греции на время проведения Олимпийских игр прекращались боевые действия в воюющих армиях. Помните, где  начал выступать великий отечественный борец Иван Поддубный? На арене цирка!  Там же поднимали тяжеленые гири  атлеты, и выступления спортсменов сочетались с выступления артистов цирка. А клоуны разве не те же актеры юмористического жанра?

В древнем Риме огромные толпы зрителей собирал Колизей, де не на жизнь, а на смерть, сражались гладиаторы. Об это сейчас мы можем не только прочитать, но и увидеть. Можно было увидеть в фильме «Собор Парижской богоматери» и театральную постановку, которую сорвала Эсмеральда со своей козой. Публике её выступление на площади показалось более интересным, чем игра актеров в скучной пьесе местного драматурга.

Со временем спорт стал не таким кровавым, по крайней мере, не все его виды. И театральные постановки стали более совершенные,  игра актеров стала больше волновать публику, более утонченную, чем народ, в намного большем количестве собиравшийся на спортивных аренах. Но и одно, и другое было просто зрелищем, в подготовке к которому у театральных артистов и спортсменов много общего.  Помните фильм «Берегись автомобиля», где режиссера в самодеятельном театре играл Евгений Евстигнеев, который всегда путал артистов с футболистами, так как до этого он был футбольных тренер.

Чтобы не провалиться на спектакле, забыв слова роли, артисты очень долго репетируют, выслушивают замечания режиссеров спектакля.  Конечно, не такого, как Евстигнеев, а намного более именитых  Галины Волчек, Олега  Ефремова, Марка Захарова, Георгия Товстоногова, не говоря уж про тех, кто создавал славу нашего отечественного театра – Станиславский, Немерович-Данченко и другие.  В процессе репетиций отрабатывается каждая фраза, каждый поворот головы или взгляд, все-все, до мелочей. Ведь зритель, пришедший на спектакль и сидящий в первых рядах, все это замечает и именно за это любит великих театральных артистов. А те, кто сидит в дальних рядах, берут театральные бинокли, чтобы разглядеть тонкости игры любимых артистов.  Сюжет – это второе, если не третье по важности обстоятельство, ведь все же знают, что Отелло задушит Дездемону,  а не наоборот.

Так же тщательно готовятся к спектаклям артисты музыкальных театров, оперетты,  оперы и балета.  Там не только требуется правильно двигаться, но и петь или прыгать, и все это отрабатывается на многочисленных репетициях.

А спортсмены готовятся к поединкам, которые сравни премьерам спектаклей, на тренировках. Там, ежедневно по много часов, отрабатывают удар по воротам и дриблинг футболисты, броски и силовые приемы хоккеисты, точные попадания по кольцу баскетболисты, нападающие удары и блок волейболисты. Доведенные до автоматизма движения помогают обыгрывать  соперников а захватывающих и напряженных поединках.

Только вот у театральных актеров таких премьер бывает две-три за сезон, а у тех же футболистов  - 30-40, и каждый раз сюжет может быть разный,  и результат поединка непредсказуем. Вот за эту непредсказуемость и любит спорт болельщик.  Чуть было не написал зритель, но во-время остановился. Болельщик не зритель, хотя он тоже смотрит спектакль на том же футбольном поле, он намного больше переживает за результат матча, чем зритель в зале театра на известной пьесе.  Не так часто, но бывает, что болельщики умирают на матчах от этих переживаний.

Те люди, для которых профессией являются организация спортивных соревнований, уже давно учли то, что больше всего на трибуны болельщиков привлекает именно непредсказуемость результата.  Ведь существует и тотализатор, в котором можно или спустить все состояние, или, наоборот, приобрести.  Чтобы уравнять силы команд, в организованных в Северной Америке лигах по американскому футболу, бейсболу, баскетболу и хоккею с шайбой существует драф, на нём все команды по очереди выбирают лучших молодых спортсменов, которых ищут по всему миру скауты этих команд. Причем команда, занявшая последнее место, имеет право выбрать лучшего новичка, вторая с конца – второго по силах и т.д.  Таким образом уравниваются силы команд, а это делает более непредсказуемые результаты в следующем сезоне. Конечно, далеко не всегда самый лучший новичок становится хорошим игроком в команде, пример нашего хоккеиста Якупова показателен. Выбранный под первым номером на драфте, он так и не заиграл за океаном, и сейчас играет в питерском СКА.

В футболе другая картина. Там все решают деньги, ведь сильные команды разбросаны по всему миру, и хорошие, талантливые футболисты рождаются в Европе, Южной Америке, Африке и Азии.  И чем больше денег у хозяина клуба, тем большее количество хороших игроков он может купить. Очень дорого стоят звезды, но их не так и много. Сейчас Месси, Рональдо, Мбаппе, Неймар и еще с десяток суперзвездных игроков.  На них ходит болельщик, и их доходы заоблачные.  Платят не только клубы по контракту, немало денег они получают от спонсоров.  Но спонсоры имеют от рекламы известных во всем мире спортсменов огромные доходы, а так как на футбол, спорт № 1 в мире, ходят больше всего, то и доходы от рекламы  больше. 

Но набрать в команду звездных игроков не конец дела. Надо их организовать одной идеей, чтобы они прониклись тактикой игры, которую им ставит режиссер. Да, да, именно театральному режиссеру подобен хороший тренер.  Все звезды капризные, что в театре, что в спорте, и найти к ним подход, чтобы они каждый спектакль или игру провели на высочайшем уровне, не просто ни в театре, ни в команде. Правда, как режиссерам нравится определенный типаж артистов, так и у тренеров свои причуды.  Переходят же их театра в театр артисты, и спортсмены из команды в команду. И не всегда при этом решает сумма с нулями в контракте.  Это тоже сближает театр и спорт.

А хорошие тренеры - это настоящие режиссеры.  Вот хоккейный тренер Анатолий Тарасов в перерыве матча сборной в раздевалке спел гимн Советского Союза, чтобы поднять команду на бой с соперником. И ведь переломили ход неудачно складывающегося матча,  выиграли.  Сколько новых тренировочных упражнений придумал Тарасов, чтобы развивать физические качества своих игроков,  доводить технические приемы до автоматизма. Даже предлагал хоккеистам собирать грибы в лесу, присаживаясь на одно колено. Именно так игроки ловят шайбу на себя при бросках соперника.  Так что Тарасов в спорте сродни Станиславскому в театре с  его «Не верю!».

Но быть театральным артистом намного безопаснее, чем спортсменом. Бывало, отмороженные болельщики даже убивали своих кумиров, которые неудачно провели матч или два. Особенно часто это встречается в Южной Америке и Африке.  Правда, я слишком сгустил краски, написав часто. Это единичные случаи, но они тоже есть в истории спорта, особенно футбола.

Намного чаще погибают спортсмены от травм, полученных во время соревнований.  Наиболее травмо-опасные виды спорта – бокс, смешанные единоборства, горные лыжи, спортивная гимнастика, автоспорт, прыжки на лыжах. Так что  если не умирают, то остаются инвалидами на всю оставшуюся жизнь, как наша гимнастка Мухина. Таких факто много, не хочу расстраивать читателя их перечислением.

Да и продолжительность карьеры в спорте намного короче, чем у театральных артистов. Максимум лет до 35-40 выступают на высоком уровне спортсмены, лишь такие уникумы, как хоккеист Горди Хоу играют до 50 лет. Я не внес в эту категорию шахматистов,  те могут играть очень долго. Но ветераны с их огромным опытом, тактическим мастерством играют важную роль и в поединках. Наверно, это чем-то сродни ветеранам сцены, но в этом я «не копенгаген».

А вот талантливые артисты, которых полюбил зритель, радуют их своей игрой долгие годы, меняя с возрастом свои амплуа. Не может же 60-летний мужчина играть молодого ловеласа.  Правда, с возрастом у некоторых крыша едет. Например, как с Ахеджаковой, которая  требует, чтобы мы покаялись перед всем миром. И Басилашвили что-то не то стал блекотать.  Вообще  много актеров сходили с ума, видимо, это результат постоянного проживания чужой жизни, огромное напряжение мозга, постоянное запоминание текстов, смещение графика работы и отдыха. Ведь спектакли заканчиваются поздно вечером, надо отойти от эмоций и приехать домой.  Кто-то старается  снимать стрессы алкоголем. Это ведет к деградации и распаду личности. Вот вам блеск и ужас театра.

Вообще чем еще схожи артисты и спортсмены, так это выражением эмоций. Только у первых они наигранные, отрепетированные, а у спортсменов настоящие.  Если радость, то выше крыши, если горе, то хоть в гроб ложись.  И от полученных травм они корчатся по-настоящему, а не на потребу публике. Но есть среди игроков и настоящие артисты.  При любом прикосновении соперника валялся, как подкошенные, и потом еще минут пять-десять изображают серьезную травму. Если противнику назначат штрафной удар или удалят, хорошо, можно вставать и продолжать играть.  А если нет, то продолжать лежать, изображая тяжело травмированного. Но бывает, что такие любители изобразить пострадавшего получают предупреждения, желтые карточки в футболе или удаление в хоккей за симуляцию.  Ну чем не артисты, скажите?

Можно сравнивать театр и спорт еще долго, но, думаю, хватит.  У каждого из этих зрелищных мероприятий свои зрители. В театрах они более воспитанные, выдержанные, в чем-то даже чопорные. А вот в спорте болельщики не сдерживают свои эмоции, кричат, вопят, болеют за свои команды. И дерутся на трибунах во время матчей, хулиганят, ломают сиденья. Бывают настоящие побоища футбольных фанатов перед матчами или после них. К нам эта традиция пришла из «туманного Альбиона», из Англии, где футбол чем-то сродни религии.  В театрах не услышишь расистские выкрики в адрес Отелло, а вот на футболе они очень часто звучат в адрес темнокожих спортсменов.

Кстати, многие артисты и режиссеры московских театров были настоящими болельщиками, даже балерина Майя Плисецкая вела как все на футбольных матчах.  Артисты чаще болели за московский «Спартак», и молодые артисты театров Москвы проводили товарищеские матчи с этой командой. Сборная артистов московских театров выезжала в советское время по городам Советского Союза на матчи с местными командами. 

А недавно в нашей стране проходил чемпионат мира (!!!) по футболу среди артистов. Да, да, не удивляйтесь.  Только вот я не знаю, кто был зрителем на этих матчах. Футбольные болельщики или театральные зрители.

Сборная артистов России, представленная на Чемпионате мира среди артистов командой «Старко», включала:

Вратари: Давыдов Юрий (Музыкант, композитор, лидер группы «Зодчие», Соорганизатор Фестиваля «Арт-футбол», Президент футбольного клуба «Старко», организатор Акции «Под флагом Добра!»), Гервассиев Глеб (Актёр театра Ермоловой), Величко Дмитрий (Артист, создатель и автор команды КВН «БАК станица Брюховецкая»);

Защитники: Викулов Иван (Солист театра «Московская оперетта»), Алёшкин Александр (Актёр Театра «Содружество актёров Таганки»), Корнаухов Олег (Ветеран футбола, защитник (ФК «Торпедо», ЦСКА), участник легендарного матча Барселона - ЦСКА 2:3 (1992 год)), Марат Махмутов (Ветеран футбола, защитник, ФК «Торпедо», «Рубин», «Сатурн»), Кузнецов Антон (Актёр театров «Сатирикон», Театра Практика, Театра Наций, актёр кино (сериал «Борис Годунов», фильм «28 панфиловцев»)), Южаков Григорий (Режиссёр и актёр театра им. Ермоловой), Якин Александр (Актёр (сериалы «Счастливы вместе», «Восьмидесятые», «Физрук»));
 
Полузащитники: Пирцхалава Ираклий (Певец, радиоведущий), Белоцерковский Дмитрий (Актёр, сериал «Восьмидесятые»), Хаит Ростислав (Актёр, сценарист, «Квартет И»), Ромарио (Автор и исполнитель, группа «Ромарио»), Мельник Игорь (Солист группы «Демарш»), Иванов Павел (Солист театра «Московская оперетта» и «Московского театра мюзикла»), Ефремов Валерий (Солист и сооснователь группы "5sta Family", автор текстов и музыки), Барац Алексей (Актёр, режиссёр, сценарист, «Квартет И»), Васильев Виктор (Российский телеведущий, актёр, бывший капитан команды КВН «Сборная Санкт-Петербурга» и бывший резидент проекта "Comedy Club"), Горяев Лиджи (Солист Государственного Хора Республики Калмыкия имени Анатолия Цебекова), Кемпо Сергей (Актёр театра Ермоловой, актёр кино (снимался в фильмах «Утомленные солнцем 2», «Легенда № 17», «Экипаж»)), Каряка Андрей (Ветеран футбола, полузащитник («Крылья Советов», «Сатурн»)), Белый Богдан (Музыкант), Пешков Максим (Сценарист, продюсер), Степанов Иван (Актёр театра и кино, актер «Театра Романа Виктюка», Исполнял одну из ролей в сериале «Консультант», фильме «Мы»), Шаталов Сергей (Актёр театра и кино («Тренер», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «Тихий Дон»)), Трубин Юрий (Актёр театра и кино);
 
Нападающие: Зинчук Виктор (Гитарист, композитор и аранжировщик, Заслуженный артист России, Золотая гитара России, рекордсмен книги рекордов Гиннеса), Минаев Сергей (Певец и музыкант), Сильченко Игорь (Актёр театра и кино, «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»), Авербух Илья (Телеведущий, чемпион мира и Европы по фигурному катанию), Дворкович Аркадий (Президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ), Сопредседатель фонда «Сколково»), Раскачаев Станислав (Актёр кино), Алаев Александр (Генеральный директор «Российского футбольного союза»), Пьер Нарцисс (Артист, шоумен), Майданов Денис (Автор-исполнитель песен, композитор, поэт, актёр, музыкальный продюсер), Маликов Дмитрий (Композитор, пианист, певец, актёр, продюсер и телеведущий. Народный артист России), Медведев Алексей (Ветеран футбола и тренер («Сатурн», «Сибирь»)).
 
Главный тренер – Сергей Горлукович (Олимпийский чемпион, ветеран футбола ФК «Спартак», «Локомотив»)
Тренер – Марат Махмутов (ветеран футбола, защитник, ФК «Торпедо», «Рубин», «Сатурн»).
 
Большое количество участников обусловлено тем, что не все артисты могут быть на всех матчах в связи со съёмками, концертами, спектаклями.
 
Так что общего между театром и спортом намного больше, чем мы иногда думаем.


Рецензии