проблематики - творч. и техники и формосодержанья

проблематики - творч.ва и техники; и, формосодержанья.




--
в двух источникахх - пересечения любопытные однакоо:


м.кундера "нарушенные завещанья"
(гл.) часть 6-я
"творения и пауки"

и

книжка "смыслообразование в графич.дизайне"
и.н. стор
(первые маленькыя главки 4,5: худож.образ
в графич.дизайне и взаимообусловл.содерж.и
формы).



----

**


--
в первом - проблематика - спонтанного интуитивного
трансцендентного талантливого метода стихийного ..
`пляшущего танцующего` метода - ..`потока` некоего
и
системности (рационального,логического),структурн.

=  в   т в о р ч е с к о м   акте., про ц ц е ссее.
и соотв. попытки
~ с и н т е з з а ~  обоихх методовв = в нечто ун..



--
во второй книжке(-учебнике -как бы по статусу,назн.)
исследуется вопрос оформления -визуального графич.-
объёмно-пространственного  - среды обитания и деят-
ти человека. изучаются вопросы воздействия визуальн.
графич. культуры на человека; связь этой сферы твор.
с культурою в целом; с духовно-художеств., эстэтич.-
в частности. ибо, техническая эстэтика, техническая-
художественность таки - хоть и имеет налёт буднично-
сти,прагматики и утилитарности некоей, однако, это -
несомненно преобразовывает окруж.мир. и от того как-
среда человека - материальная,интеллектуальная -офо-
рмлена - зависит его культурный уровень.; отражает -
ценности: как повседневной необходимости, так и неп-
реходящихх духовныхх. хотя чаще, надо признать - ди-
зайн всё же более приземлён можно сказать, - в срав-
нении с `настоящим`истинным художеством-художеством..
т.к. последнее - более элитарно можно сказать (в хор.
смысле), требует от человека большей подготовки интл.
натренированности;глубины познаний.,самоосознанности
и т.п.  дизайн же по своему назнач. и происх. - ори-
ентирован всё же на массового потребителя. он же не
блещет чаще всего эстэтическим вкусом и духовным бо-
гатством однако. но, и в этом нету особенной ж беды.,
ежели философски таки смотреть на энти вещи.: кто-то
же должен и `горшки обжигать` и мыть подмывать, обс-
луживать.; - простите уж за нескромность, прямоту.,-
в, принижении неком физического обыкновенного труда.
я его уважаю: когда он в меру опять-таки.; не 8 часов
в день, а по-божески,по-человечески - з-4 часа в день.

итак, дизайн - больше,чаще и скорее - для обывателя;-
прямо сказать, - широкого так сказать потребления ..-
ширпотреб.
в массе опять-таки.
есть и в дизайне - веяния высокого искусства - элита-
рного назначения так сказать. носит скорее `авторскый`
характер; индивидуальный, `эхксклюзивный` (в хорош.с.),
уникальный стиль.

так что дизайнъ - многолик и разновелик; разного уро-
вня, категории.; качества.
то, что он отражает социокультурную динамику в общес-
тве.; текущие оперативные потребности, ценности наро-
да - это фактъ. то, что динамика - положительная - в
плане и, духовного некоего подъёму (как это ни стран-
но и удивительно слышать наверное интеллигентному чел.)
- не мифъ. хотя и продвижение это медленное, но надеюс
будетт наращивать об%ты. ибо, вера - есть оптимизмъ,-
есть собственно счастье самое. если одним хотя бы чел.,
-каждый божий день будет больше, - надеющимся таки на..
хорошее,доброе,светлое - согласитес уже кое-что, уже не
плохо.

так что дизайнируйте сами - среду - которая вас окружает.
по своему индивид. субъективному вкусу. а если вкус хоро-
ший - то это вдвойне будетт приятно и полезно и хорошо; -
и конечно же, и как минимум - самим же себе. а там глядишь
и друзьям., соседям - понравится.; дальше - больше.




====
на правах некоего приложения . (цитаты из двух книжек соотв.).



----
1.
собственно цитата кундеры м. - копирование его главы-части,
из сборника эссе "нарушенныя завещанья". пакет эссе под об-
щим заголовком,титулом - "творчество и пауки" (..часть 6-я).
[на самом деле, точнее - "творения и пауки", - но д/разнообр.
позволил себе такую вольность в интерпретации., точнее игре-
слов, -..производных одного и того же понятия соотв.).  итак,



--
начало цитирования:


>>


Часть шестая. Творения и пауки


1
   «Я думаю». Ницше подвергает сомнению это утверждение, продиктованное грамматической условностью, требующей, чтобы каждое сказуемое имело подлежащее. В действительности, говорит он, «мысль приходит, когда „ей" захочется, поэтому сказать, что подлежащее „я" является определением сказуемого „думаю", будет искажением фактов». Мысль приходит философу «извне, свыше или снизу, как событие или удар молнии, ему уготованные». Она приходит быстрым шагом. Ибо Ницше любит «мышление дерзкое и буйное, бегущее presto» и насмехается над учеными, которым мысль кажется «процессом медленным, запинающимся, чем-то вроде каторжного труда, зачастую достойного усилий доблестных ученых, работающих в поте лица своего, но отнюдь не процессом легким, Божественным, сродни танцу или бьющей через край радости».

   Согласно Ницше, философ «не должен искажать путем ложно построенных умозаключений и диалектики вещи и мысли, к которым он пришел иным путем… Не следует ни скрывать, ни извращать тот истинный путь, которым пришли к нам мысли. Самые глубокие, самые неисчерпаемые книги навсегда, наверное, сохранят частицу афористичного и непредсказуемого духа Мыслей Паскаля».

   «Не следует ни скрывать, ни извращать истинный путь, которым пришли к нам наши мысли»: я нахожу это требование замечательным и хочу заметить, что, начиная сАвроры, все главы во всех его книгах написаны одним абзацем: для того, чтобы мысль была высказана на одном дыхании; чтобы запечатлеть ее такой, какой она явилась, примчавшись к философу, — стремительной и пляшущей.


2
   Желание Ницше сохранить «истинный путь», которым пришли к нему мысли, неотделимо от другого его требования, которое столь же привлекает меня, как и первое: противиться искушению обратить свои мысли в систему. Философские системы «предстают сегодня жалкими и подавленными, если вообще их можно назвать достойными представления». Атака метит в неизбежный догматизм систематизирующей мысли не меньше, чем в ее форму: «комедия создателей систем»: желая заполнить свою систему и округлить окружающий ее горизонт, они поневоле стараются выставить напоказ свои слабые стороны в том же стиле, что и свои сильные стороны».
   Последние слова выделены мною: философский трактат, излагающий некую систему, обречен на наличие слабых пассажей; не потому, что философу не хватает таланта, а потому, что того требует форма трактата; ибо, прежде чем прийти к новаторским заключениям, философ должен разъяснить то, что думают по поводу данной проблемы другие, должен оспорить их мнение, предложить иные решения, выбрать наилучшее из них, привести аргументы в его защиту, как неожиданные, так и само собой разумеющиеся, и т. д., поэтому читателю хочется перескакивать через страницы, чтобы наконец добраться до самой сути, до подлинной мысли философа.
   Гегель в своей Эстетике представляет нам великолепный синтетический образ искусства: мы заворожены этим орлиным взором; хотя сам текст вовсе не завораживает, он не показывает нам мысль столь же соблазнительной, какой она предстала, примчавшись к философу. «Желая заполнить свою систему», Гегель выписывает каждую ее деталь, клеточка за клеточкой, сантиметр за сантиметром, так что его Эстетикасоздает впечатление произведения, над которым сообща трудились один орел и сотни доблестных пауков, которые ткали паутину, чтобы затянуть ею все потаенные уголки.


3
   Для Андре Бретона (Манифест сюрреализма) роман — это «низший жанр»; его стиль — «голая и простая информация»; приводимые данные носят «бесполезно частный» характер («от меня не утаивается ни одно из колебаний, связанных с персонажами: будет ли он блондином, как его будут звать?..); это же относится и к описаниям — «ничто не поддается сравнению с их ничтожностью; это чередование картинок из каталога»; в качестве примера приводится цитата из Преступления и наказания, описание комнаты Раскольникова с комментариями: «Кто-то может утверждать, что этот ученический рисунок — на своем месте и что автор имеет свои собственные основания, чтобы докучать мне в этой части книги». Но Бретон не считает эти доводы серьезными, так как: «…я не отмечаю ничтожные моменты своей жизни». Затем психология: затянутые описания, из которых все известно заранее: «…этот герой, действия и реакции которого блестящим образом предвосхищены, не чувствует себя вправе нарушать расчеты, объектом которых он является (при этом делая вид, что нарушает их)».
   Несмотря на предвзятость этой критики, ее нельзя не принимать во внимание; она точно отражает сдержанность модернистского искусства по отношению к роману. Резюмирую: информация; описания; ненужное внимание к ничтожным моментам существования; психология, благодаря которой все реакции персонажей заранее известны; короче, если свести эти упреки к одному, фатальное отсутствие поэзии, по мнению Бретона, превращает роман в низший жанр. Я говорю о той поэзии, которую превозносят сюрреалисты и все модернистское искусство, о поэзии не как о литературном жанре, версифицированном письме, а как о некой концепции красоты, как о вспышке чудесного, высшем моменте жизни, сгустке эмоций, свежести взгляда, чарующей неожиданности. В глазах Бретона роман — это в высшей степени не-поэзия.


4
   Фуга: одна-единственная тема порождает сплетение мелодий в контрапункте, поток, который сохраняет тот же характер, ту же ритмическую пульсацию, свое единство на всем протяжении долгого течения. После Баха с появлением классицизма в музыке все меняется: мелодическая тема становится замкнутой и короткой; из-за ее непродолжительности монотематизм становится практически невозможным; чтобы построить крупную композицию (в смысле: архитектурно организованный ансамбль большого объема), композитор обязан сменять одну тему другой; так родилось новое искусство композиции, которое лучше всего воплощается в сонате, главной форме классической и романтической эпох.

   Чтобы одна тема сменялась другой, требовались промежуточные пассажи, или, как говорил Сезар Франк, мостики. Слово «мостик» подразумевает, что в одной композиции наряду с пассажами, которые имеют смысл сами по себе (темы), есть и другие, удовлетворяющие потребности первых, но не имеющие при этом их напряженности или значимости. Когда слушаешь Бетховена, создается ощущение, что уровень напряженности постоянно меняется: моментами что-то готовится, затем наступает, затем уходит, и ждешь появления чего-то нового.

   Противоречивость, неотъемлемо присущая музыке второго тайма (классицизм и романтизм): она видит смысл своего существования в способности к выражению эмоций, но в то же время разрабатывает свои мостики, свои коды, свое развитие, являющиеся чистым требованием формы, результатом навыков, в которых нет ничего индивидуального, которые можно освоить и которые с трудом могут обойтись без рутины и общих музыкальных формул (иногда они даже встречаются у самых великих, Моцарта или Бетховена, но в изобилии присутствуют у их современников рангом ниже). Таким образом, вдохновение и техника бесконечно подвергаются риску разъединиться; рождается дихотомия между спонтанным и разработанным; между тем, что хочет непосредственно выразить эмоции, и тем, что является техническим развитием тех же эмоций, положенных на музыку; между темами и заполнением (термин объективный, хотя и унизительный; действительно нужно горизонтально «заполнять» время между темами и вертикально — оркестровое звучание).
   Рассказывают, что, когда Мусоргский играл на рояле симфонию Шумана, он остановился перед развитием и воскликнул: «Здесь начинается музыкальная математика!» Именно эта сторона музыки — точные расчеты, педантизм, наукообразие, школярство, отсутствие вдохновения — побудила Дебюсси сказать, что после Бетховена симфонии превращаются в «однообразные упражнения, требующие усидчивости», и что произведения Брамса и Чайковского «спорят между собой за первенство в навевании скуки».



(..)



<<.
--
конец цитирования.





----
2.
книжка "смыслообразование в графич.дизайне", и.н. стор.
(первые маленькыя главки 4,5: худож.образ в графич.дизайне и
взаимообусловл. с о д е р ж.  и   ф о р м ы).



--
начало цитирования:

>>

гл.4

(..)

{стр.2з}

..воздействуя на эмоции,сознание и поведение людей в обществе,
графическый диззай#ъ явл. од#им из видовв х у д 0 ж е с т в .
освоения мира (..познания постижения жисни - моё ввёрт.-серх.);

организации объёмно-пространственнойй  и  интеллектуальнойй (..
материальной, предметной., социальной .. и, культурной (духовн.)
- моё примеч.-дополнен. - серхьоо))   - с р е д ы  обитания чело-
века и человеч.деят-ти соотв.

(..)

<<.


гл.5

(..)

{стр.25}

..проблемы `с м ы с л о о б р а з о в а н и я`  в графич.дизайне,
поиски адекватной  х у д 0 * е с т в е # 0 й  формы д/выражения..
с м ы с л а   графического сообщения лежат в плоскостии проблемъ,
назыв.
п р о б л е м а т и к а м и (=моё, т.к. `проблемами" - как-то суро-
вее звучит, на мой взглядъ-слухъ)    -  с о д е р ж а н и я    и
ф о р м ы    в   искусстве   соотв.

(..~калокагатия ..г а р м о н и я  - мой рефференс соотв. -серхьоо).



<<.
----
конец цитированийй.


Рецензии