Тиамат. Часть 1. Глава 5

Читать сначала: http://www.proza.ru/2019/09/22/1107

Глава пятая. Меню из плейстоцена

Встреча состоялась в небольшом кафе с говорящим названьем "У мамонта". Антону оно очень понравилось. Уютное, с разнообразной кухней и приятным обслуживанием. А главное - замечательно оформленное!
Стены были расписаны в виде картин, на которых были изображены сцены жизни в плейстоцене. Охота. Пасущиеся животные. Жизнь в человеческих стойбищах.
Картины были выполнены с большим количеством подробностей и были очень красивыми. В какой-то степени создавалась иллюзия присутствия.
Животные были разные – как знакомые, так и довольно экзотичные. А многие просто устрашающими – не только из-за вида, но и из-за размера. Откуда был известен их размер? Так на каждой картине обязательно присутствовали люди, одетые в меховые шкуры.
Антон, как любой современный образованный человек, в палеонтологии немного разбирался. Но не настолько, чтобы “с ходу” узнавать первобытных зверей или птиц. Тем более не “вживую”, а на картине.
Впрочем, в этом не было ничего страшного. Профессор готов был подробно рассказать про каждое животное.

В первую очередь внимание Антона привлекли две картины с огромными птицами. Само собой, нелетающими, - потому что такие махины летать в принципе не могли!
Обе птички в первом приближении походили нас страусов. Но, в отличие от них, были более массивными. И ростом гораздо повыше.
- Вот та, чуть поменьше, с маленькой головой – моа. А та, что повыше, с более крупной головой – эпиорнис, - подсказал профессор.
Потрясённый Антон даже и нашёлся сразу, что ответить. “Более мелкая” моа была ростом с африканского слона. А эпиорнис по высоте вообще приближался к жирафу!

На двух следующих картинах были существа, похожие на слонов.
Мамонта Антон узнал сразу. Он был покрыт длинной густой шерстью, имел бивни более причудливой формы, чем у слона. И при этом был гораздо выше.
Дело в том, что передние ноги мамонтов были гораздо длиннее, чем задние. Поэтому голова мамонта и смотрела на окружающий мир с гораздо большей высоты, чем голова слона.
Животное на следующей картине выглядело совсем по-другому. Тоже похожее на слона – но гораздо более изящное. Тоже покрыто густой шерстью – но не длинной, как у мамонта, а короткой. И бивни выглядели по-другому – не загнутые хитрой фигурой, а торчащие вразлёт, как будённовские усы.
- На первой картине - мамонт, а на второй… мастодонт? – не совсем уверенно спросил Антон.
- Всё правильно! – улыбнулся профессор.

Следующий зверь вообще был ни на кого не похож. Весь покрытый бурой шерстью, с вытянутой головой. Он стоял на задних лапах, обхватив передними дерево. И объедал с него листву.
Рост животного был чудовищным. Не меньше, чем у жирафа!
- Перед вами мегатерий, - пояснил профессор. – Гигантский ленивец.
- А, вспомнил! – хлопнул себя по лбу Антон. – Герберт Уэллс! Роман “Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь”.
- Вот-вот! Именно так!
- Да, после этого романа мне неделю снились кошмары! Неужели мегатерии были настолько ужасны?
- Что касается размеров – всё правильно. А вот отвратительные подробности их образа жизни – это уже на совести знаменитого фантаста.

Следующее животное выглядело ещё более странно. Нет, вовсе не размерами. Четвероногое было умеренно высоким – ростом с человека. По виду – обычное копытное вроде антилопы. Если не смотреть на голову.
А что странное было в голове? Хобот. Не такой, конечно, как у слона. Сантиметров тридцать, не больше. Но копытное животное с хоботом выглядело феерически!
- Прошу любить и жаловать! – улыбнулся профессор. – Макраухения. Не слышали о такой?

Со следующими двумя картинами всё было с точностью до наоборот. Животные так были изображены вроде бы вполне обычные – бобр и комодский варан. Но совершенно невероятного размера.
Голова сидящего на земле бобра доставала до груди стоящего рядом человека. А варан был так велик, что скорее походил на динозавра.
- Вот, полюбуйтесь, - гигантский бобр! – пояснил профессор. – Кстати говоря, если верить легендам, индейцы боялись его до ужаса. А на следующей картине – мегалания. Крупнейший из варанов, когда-либо живших на Земле.

На следующей картине был изображён зверь из семейства кошачьих. То ли огромный леопард, то ли умеренно крупный тигр. Только вот раскраска шкуры была совсем другая – ни полосатая, ни вызывающе-пятнистая. Шерсть животного была жёлто-серая – с тёмно-серыми продолговатыми пятнами.
И ещё – у животного были потрясающе длинные клыки.
- Это саблезубый тигр? Махайрод? – спросил Антон.
Профессор улыбнулся:
- На оба вопроса – отрицательный ответ. Во-первых, саблезубый тигр - это некорректный термин. Правильнее говорить – саблезубая кошка или саблезуб. Во-вторых – это не махайрод, а смилодон.
- А картина с махайродом тут есть?
- Нет, и быть не может. Махайроды вымерли три миллиона лет назад, так что с нашей цивилизацией пересечься никак не могли.
- Так значит, на картинах изображены только те животные, которые дожили до вашего Лихвинского межледниковья?
- Да, вы правильно всё поняли!

На остальных картинах были изображены обычные животные. Ну… или почти обычные. Медведи, олени, антилопы. Очень часто - более крупные, чем обычно. Иногда - более волосатые (как, например, шерстистый носорог).
Но Антон был немного разочарован:
- А где же фороракос? Где инндрикотерий? Где эндрюсарх?
- Там же, где махайрод. Не дожили они до лихвинского межледниковья! Вымерли гораздо раньше…

Продавец, стоящий за стойкой, с пониманием отнёсся к тому, что люди, пришедшие в кафе, отвлеклись на картины. Но профессор слишком долго его терпение испытывать не стал. Подойдя к прилавку, он что-то тихо спросил, - и указал Антону на двухместный столик:
- Давайте-ка мы сядем на наше место. Картины вы осмотрели – а разговор можно продолжить и за столиком. Вон там он, по пологой лестнице надо подняться!
Устроившись в удобном кресле, Антон неожиданно отвлёкся от разговора. Его заинтересовал внутренний интерьер кафе.
Он был довольно непривычен, состоя как будто из необработанных камней (хотя и было понятно, что это имитация). И эти грубые камни причудливым образом соединялись в ажурные конструкции, выглядевшие невесомыми.

- Я очень люблю здесь бывать! - тихо сказал профессор. - Хозяин - мой старый приятель, и я несколько раз помогал ему советами по оформлению. А художника он вообще по моей рекомендации нанимал. Так что здесь многое напоминает мне старый мир...
- Так значит, эти картины полностью соответствуют тому времени, когда вы родились? - спросил Антон.
- Лишь отчасти, - уточнил его собеседник. – В части животных и растений – целиком и полностью. Но если брать картины в целом – кое-что изменено. В основном в целях маскировки.
- И много таких изменений?
- Я их вам сейчас перечислю – а вы сами решайте, много это или мало.

- Во-первых, на картинах нет людей в костюмах того времени – только в шкурах. Иными словами, все люди - первобытные. Хотя в наше время никаких первобытных людей не было. По крайней мере, похожих на обычного человека.
Во-вторых, все люди стоят слишком близко к животным. А ведь дикие животные крупного размера опасны даже сами по себе, потому что могут навредить человеку чисто случайно. А уж если они хищные или обладают плохим характером – опасность возрастает многократно.
В-третьих, на многих картинах – зима. Холодное время, лежит снег… Это тоже достаточно произвольное допущение – ведь во времена лихвинского межледниковья климат был гораздо мягче, чем сейчас. Тогда найти где-нибудь снег было очень непросто.
В-четвёртых – конкретные подробности внешнего вида животных. Мы гораздо лучше, чем современные палеонтологи, знаем, как выглядели животные плейстоцена. Потому что мы их реально видели, а не реконструировали. Но знанием этим мы не злоупотребляем. Поэтому животные на картинах больше соответствуют современным представлениям, нежели реальности.

- С картинами понятно, - кивнул головой Антон. – А ещё что-нибудь тут есть плейстоценовое?
- Конечно! - улыбнулся профессор. – Хотя бы внутренняя организация помещения.
Антон ещё раз взглянул на ажурные каменные конструкции, перекрывающие зал. Теперь они предстали перед ним совершенно в другом свете.
Объём кафе был организован совершенно необычным способом. Каждый стол стоял на своей площадке. Причём все площадки находились на разном уровне.
Каждая из площадок пологой лестницей соединялась с центральным залом.
Да, важная подробность! Площадки вовсе не отделялись друг от друга сплошными стенами. Нет, их разделяло всего лишь что-то вроде колонн. Не таких, к которым привык Антон – тяжёлых и прямых. Нет, колонны в этом кафе походили на каменное кружево.

- Я вот только одного не понимаю… - задумчиво проговорил Антон, - как это кафе не разоряется. Объём помещения используется крайне нерационально. Да и посетителей не так уж много…
- Хозяева кафе берут не количеством, а качеством. Публика здесь непростая, и посещение его стоит недёшево. А то что мало людей – так пока ещё рано. К десяти вечера здесь все места будут заняты.
Услышав слово “недёшево”, Антон полез за бумажником, чтобы на всякий случай проверить свою платежеспособность. Но профессор его остановил:
- Стоп! – За сегодняшний вечер плачу я! И это не обсуждается!
- Ну как же… - попробовал возразить молодой человек.
- А вот так! Считайте это частью аванса.
Антон пожал плечами, но спорить не стал.

- Сегодня вечером, - загадочно улыбнувшись, заявил профессор, - я хочу немного познакомить вас с нашей кухней. Точнее, с кухней того народа, который четыреста тысяч лет назад жил в Восточной Европе. Набор продуктов у них был примерно такой же, как у ваших современных соотечественников, разве чуть побольше. Так что сравнение будет достаточно корректное.
Вот это уже было интересно. Антон, после того как он узнал о существовании Прошлого человечества, жадно стремился узнать как можно больше о жизни в те времена. И очень расстраивался, что информация ему выдаётся очень маленькими порциями.
Но были все основания надеяться, что сегодня в этом плане наступит прорыв - и ему удастся узнать что-то достаточно серьёзное. Знакомство с кухней того времени было неким символом... Как бы залогом того, что теперь он начнёт узнавать не какие-то абстрактные сведения, а живые подробности той далёкой и таинственной жизни.

- Что вы больше любите - кислое или сладкое? - вдруг прервал его размышления профессор.
- Кислое, пожалуй, больше! - вздрогнув от неожиданного вопроса, машинально ответил Антон.
- Всё ясно! - ответил его собеседник, и, подозвав официанта, что-то сказал ему вполголоса.
Через несколько минут на их стол поставили два больших бокала с прозрачным напитком ярко-зелёного цвета.
- Перед едой обязательно надо выпить стакан воды или специального предобеденного напитка! - пояснил Гость из плейстоцена. - Так что не будем нарушать традиции и приступим!
Антон сделал глоток. Ощущение было потрясающим!

Напиток был холодный, вкусный, освежающий. С каждым глотком в теле появлялась совершенно необъяснимая лёгкость. И голова стала ясной, как никогда!
- Это что, спиртное? - удивлённо спросил Антон.
- Да нет, что вы! Сегодня спиртного в меню у нас вообще не будет - слишком серьёзный предстоит разговор!
- Но откуда такой интересный эффект? Что это - какой-то энергетический напиток?
- Вы меня обижаете! Наша цивилизация такими сомнительными вещами не увлекалась. Всё, что вы здесь выпьете и съедите - исключительно натуральное, без всяких искусственных эффектов. И очень полезное для здоровья!
- Что ж - мне не остаётся ничего другого, как вам поверить... - задумчиво проговорил Антон. И, быстро допив свой бокал, стал ждать продолжения.
Поскольку им пока ничего не несли, Антон решил развить затронутую тему:
- А у вас как, спиртные напитки вообще были?
- В общем да. Но, конечно, не такие варварские, как у вас!
- А что же в наших напитках варварского? - обиделся Антон.
- А то, что они медленно убивают человека. А иногда и не очень медленно...
- Вы хотите сказать, что ваше спиртное совершенно безопасно? Может быть, в нём и алкоголя нет? - иронично спросил Антон.
- Алкоголь в нашем спиртном, конечно, есть - иначе оно бы так не называлось. Но одновременно есть и компенсирующие вещества - которые ущерб от алкоголя сводят практически на нет. Будет возможность -  я вам всё это продемонстрирую!
"Опять меня кормят обещаниями!” - грустно подумал Антон.
Но тут его размышления были прерваны самым приятным образом: наконец-то принесли первое блюдо.

- Извините, что я не согласовал с вами меню! - подал реплику профессор. - Я внимательно следил за вами во время того самого дня рождения и, смею надеяться, сумел понять ваши вкусы. Вы же не станете говорить, что вот это вам не нравится?
- Что вы? - улыбнулся Антон.  – Выглядит блюдо просто великолепное! Я не сомневаюсь, что и на вкус оно не хуже!

Это были тушёные овощи. Невероятно вкусные и очень мягкие - буквально таяли во рту. Но что-то ещё в этом блюде было странное. Странное и непривычное...
Антон присмотрелся внимательно - и понял.
Овощи были пропитаны изумительно вкусным соусом. Но отнюдь не плавали в нём. Вниз этот соус не стекал! Даже когда Антон прижал ложкой кусочек тушёной моркови, попытавшись выдавить из него хоть капельку соуса, у него ничего не получилось!
Так что, когда он закончил есть, тарелка выглядела непривычно чистой. На дне ничего не было!
Профессор с интересом наблюдал за его манипуляциями. А потом пояснил:
- Понимаете, в нашем обществе огромное значение уделялось экологии. Но не так, как у вас. Из этого не устраивали политических компаний, не проповедовали ненависти к людям под видом борьбы за сохранение природы. А просто тихо, спокойно и без лишнего шума обустраивали среду обитания людей.
- А какое отношение к экологии имеют кулинарные рецепты? - удивился Антон.
- В данном случае - самое прямое! На изготовление продуктов были израсходованы природные ресурсы, и выбрасывать что-то из заготовленного - крайне нежелательно. Мы придерживались этого принципа даже в мелочах! Например, всё, что положено на тарелку, должно быть съедено. Поэтому заранее устраняются все причины, которые могут этому воспрепятствовать. Никаких соусов, остающихся на дне тарелки! Ничего, что нельзя разжевать!  В блюде не должно быть даже ничего двусмысленного - чтобы не вызвать сомнение у того, кто ест, и не принудить его к тому, чтобы что-то не доесть...
- Знаете, а это всё вы хорошо придумали! - улыбнулся Антон.
Действительно, такие принципы выглядели неожиданными - но на самом деле были правильными и логичными.

Тем временем принесли второе блюдо - рыбу.
Антону в первый момент показалось, что в этом блюде принципы плейстоценовой кулинарии всё-таки оказались нарушенными. Куски рыбы были покрыты грубой толстой кожей, а на торцах просматривались довольно заметные кости.
Но когда он осторожно начал есть, всё разъяснилось. Кожа была удивительно мягкой и абсолютно съедобной. Она по вкусу немного отличалась от мяса - но отнюдь не в худшую сторону...
С костями было ещё интереснее. Они были не просто "в принципе съедобными" (делать такое неплохо научились уже в советское время, хотя частично разучились при капитализме). Нет, они тоже были абсолютно мягкими!
Ну а третье блюдо - баранина - было вообще потрясающим! И тоже было сделано так, что было съедено всё, что лежало на тарелках - вплоть до грамма!
Съев три блюда, Антон почувствовал, что сильно наелся. Можно даже сказать, объелся.

Тут им принесли две большие кофейные чашки с каким-то непонятным напитком. Он был оранжевым - но не прозрачным, а матовым. И ещё - он был горячим.
Антон даже немного отшатнулся. Он не хотел сейчас пить ТАКОЕ.
Но профессор всё-таки настоял на том, чтобы Антон сделал хотя бы один глоток.
Это было потрясающе! Напиток очень отдалённо походил на кофе - хотя, если быть точным, вкус его был совершенно другой.
- Это надо пить очень маленькими глотками! Только тогда вы получите максимальное удовольствие! - сказал профессор Антону.
Тот так и сделал. И почувствовал, что с каждым глотком ощущение "объелся" куда-то уходит, а вместо него появляется ощущение приятной сытости.
- Ну что ж! - сказал профессор. - Сейчас самое удобное время поговорить!

Читать дальше: http://www.proza.ru/2019/11/30/813


Рецензии