Фаталистический металл для обывателей

     Так можно перевести английское словосочетание doom metal. Ну и что?
     Существует такое стойкое заблуждение, оно же - замкнутый круг кривотолков о том, что doom metal (можно перевести как фаталистический металл, исходя из тематики большинства релизов разных ансамблей, образовавших жанр, и просто исходя из значения словосочетания), для которого, тем не менее, не всегда характерны интонации тоски, скорби, просто грусти или меланхолии, и могут присутствовать пренебрежительность, нотации поучительности (даже если это антирелигиозная вариация), бравада и ирония, бредовые образы и описания сумасшествия. Бывают, конечно, также опусы мракобесия, оды сатане. При этом, если были популяризованы и распространены в качестве изданий в силу стараний продюсеров и незадачливых слушателей ряд рок-групп с негативной тематикой, это не значит, что все остальные ансамбли, любительские и профессиональные, такие же.
     Сознательным слушателям известно, что есть клонирующие идеи известных композиций музыканты, а есть оригинальные, предлагающие результаты своего творческого самовыражения. И в прямых производных от жанра и его предтечи (Black Sabbath), таких, как stoner rock/ metal, post-rock/ metal, временами встречаются бодрые или шутливые (саркастические) композиции. Ну, гипертрофированные депрессивные песни тоже. Кто-то приобщает к этому музыкальному течению звучащий похожим образом "депрессивный чёрный металл" или "атмосферный чёрный металл", принципиально разные поджанры, сколько бы в них сходства кем-то не виделось. Следует также помнить, что слушать первое и второе - дело выбора, а не основа для суждения, что всё очень плохо. Да и содержание песен тут, опять же, бывает очень разное.
     В упрощённом виде утверждение гласит, что doom metal - исключительно депрессивная музыка. Для тех, кому хорошая музыка - только весёлая, уж точно. И ой, значительная часть столпа культуры в виде классической и неоклассической музыки тогда получится плохой тоже. Однако успешным доводом против doom metal является то, что в этой формации водятся эзотерические оккультные композиции, для которых важна вера в антагонизмы норм (морали, религии, гуманизма). При этом откровенно сатанинская музыка может быть довольно качественной, но нести в себе неявно пропаганду таких антагонизмов. А что, сатанизм - это, мол, плохо? Да нет же, мол, это всё правдивее религиозной дребедени. Да-а? Никто не мешает проигнорировать христианский или прохристианский фаталистический металл или характер такой музыки. И слушайте без разбора, что к чему; точно избежите холиваров с коллегами по поводу религий.
     На что человеку голова? Бог дал её, чтобы хватало ума для свободного полезного выбора. Улыбаюсь, написав это. Описывание состояний, которые в том числе происходят от заблуждений "зубрил картонной морали", для которой свойственны циничность и меркантильность, может быть основано сразу на двух столпах развитой культуры - партитурах классической музыки и классической литературе, и отражать последствия архаичных предубеждений эпохи культурной номенклатурности, тупиковой схоластики и эстетики ради эстетики или инстинктивных стремлений доминирования, полезного в корыстных побуждениях. Если не бороться убеждённо, по-дурацки, с малопонятным и малоизвестным, то можно заметить, что в doom metal можно найти такие основания. Не удивительно, что смежный в виде модификаций и представления ансамблями жанр, "чёрный металл" (black metal), успешно поддерживается и развивается в русле современной светской культуры, затрагивая вместе с тем в творчестве темы религии и этнического наследия. Пусть и являет собой нередко "хвалы путям деградации", контрастируя с интеллектуальными вариациями. И стоит не забывать, что есть песни, иллюстрирующие собой словесно порочную маету или похождения на поводу у пустых и одновременно привлекательных посулов и желаний.
     Разновидности жанра, представленные профессиональными музыкантами, могут совершенно однозначно нести в себе негативные деструктивные, просто безрадостные и объёмные, многозначительные в этом плане идеи. Можно взять на заметку носителей первого и отказаться от прослушивания таких композиций. А можно закрыть глаза на характер словесности, которая привносит в композиции больше смысла, чем того, который способен придумывать слушатель, делая композиции песнями. И это нечто может слушателем хвалиться, даже если является описанием или пропагандой суицида или употребления наркотиков и спиртного, а также описывает причинение вреда со стороны жертвы или обидчика. Какое же искушение проклясть весь doom metal  может появиться у узнавшего это человека... А очарованные звучанием легкомысленные слушатели продолжат своё занятие. Кто-то даже проявит изрядное хамство, заявляя, что критик просто не понимает такой музыки. А кому на самом деле не понятен предмет критики? Да если не будет негативного словесного довеска, какие проблемы? Хм.
     Можно ли представить себе музыкальное направление "тяжёлый металл" без негативных поделок? Наверно, сложновато, если не идеализировать невозможное. Такова человеческая природа. Жизнь полна радостей и невзгод. И кто как может, делится своими переживаниями, временами будучи не совсем адекватными.
     Любопытен по смыслу вышедший зимой 2018 года альбом шведского ансамбля "Зверь", который  называется "Возлюбленный антихрист" (по мотивам "Краткой повести об антихристе" В. Соловьёва, русского литератора). Любопытность смысла того заключается в представлении слушателям противостояния христианской морали и идей сатанизма или познания в трудах и искушения лёгкостью бытия. Неявном представлении, которое будет понято в силу готовности это сделать объективно. Упомянуть об этом альбоме нелишне также потому, что он концептуально исполнен в оперном готическом рок-жанре в виде трилогии. Драматична ли временная победа порочных желаний, обреченная на обращение в горести, упоминаемая в альбоме, кому как. И разве в ком-то не побеждают здравый смысл пороки? Форма исполнения не чужда "фаталистическому металлу".
     Развитие рок-сцены для этого жанра (doom metal), оно проходило довольно компромиссно по отношению к традиционной морали за рубежом, сразу приобретя в глазах обывателей негативный характер, а по мнению молодёжи вид отдушины и развлечения. Итог же оказался неоднозначным. Как уже было написано, он разнится, и однозначно плохо или хорошо об этом жанре сложно отозваться. Ансамбль ансамблю рознь. То есть, существует много разных групп, часть которых объединяет желание описать тяжёлые переживания, уведомить о них слушателей, предостеречь или подготовить к неизбежному. Все мы умрём, перед этим ощутив скорбь по близким, а ещё раньше родившись, чтобы наслаждаться жизнью или быть на это не способными. Да обретут все свою радость в жизни и покой в смерти.
     Но нет смысла искать радость там, где её быть не может. Смерть наступит внезапно или после страданий с лишениями, и останется то, что вы сделали для других, или память о том, что вы сделали с собой. А также пожелания оставшихся жить с вашим упоминанием, пусть об умерших и не принято говорить плохо. Ваши желания исполнят немногие, или желания не будут учтены вообще. Возразите? О том и сказ подчас в грустных песнях. И даже в навевающих грусть ассоциативно аккордах.


Рецензии