Командир Свободы

Участник французского  Сопротивления Иван Федорович Самарин прожил удивительную, насыщенную невероятными событиями жизнь, о которой мне рассказал его младший сын Игорь Самарин. Он является хранителем памяти об отце и сберегает семейные реликвии, часть которых передал в музей истории города Ровеньки Луганской области.   
Как все начиналось
Иван  Самарин родился  сто лет назад 27 октября  1919 года в Орловской губернии (ныне с. Меловое Хотынецкого района,   Орловской области) в семье мелкопоместных дворян.
У него было такое же пионерско-комсомольское детство, как и у миллионов других детей, затем ремесленное училище и курсы, после которых молодой специалист Иван Самарин был назначен директором пекарни. Перед началом войны, в 1940 году Иван был призван в ряды Красной Армии. Служил в 479-м стрелковом полку 149-й стрелковой дивизии в г. Острогожске  Воронежской области, где окончил полковую школу, затем был направлен в Московское военное пехотное  училище имени ВЦИК.
Война
В октябре 1941 года в составе отдельного курсантского полка Иван Самарин из  летних лагерей Солнечногорска был направлен на фронт — на участок Волоколамско-Ржевского направления в 70 километрах от Москвы. По приказу начальника училища генерал-лейтенанта С.И. Младенцева курсантам — отличникам боевой подготовки, в том числе и И.Ф. Самарину — было присвоено досрочно звание лейтенанта и вверены боевые курсантские взводы.
Через двое суток, достигнув намеченного рубежа, курсанты заняли оборону в районе населенного пункта Лотошино на реке Лама. А наутро третьего дня получили первое боевое крещение.
Плен
В ноябре, при попытке вырваться из окружения с оставшимися в живых бойцами  взвода, Иван Самарин был контужен и захвачен немцами в плен.
Иван Федорович не любил вспоминать то страшное время, но иногда рассказывал, что людей, как скот, немцы грузили в вагоны, в которых они ехали в неизвестность по нескольку дней. Было так тесно, что умершие продолжали стоять между живыми, поддерживаемые  плотными рядами узников. Как в этой ситуации можно было не впасть в отчаяние и не сойти с ума?
 Иван Самарин прошёл немецкие лагеря в Погорелом Городище (Калининская область),  Вязьме (Смоленская область), откуда в 1942 году совершил два неудачных побега. После второго был схвачен в районе города Белые Берега (Брянская область) и направлен в Каунасскую крепость, откуда весной 1943 года был доставлен в каторжный лагерь на рудокопную шахту в г. Пьени в Лотарингии (департамент Мёрт и Мозель).
Побег
Ни тяжелая работа, ни голод,  ни ужас немецкой каторги не смогли сломить волю молодого лейтенанта. В лагере Иван Самарин познакомила с Николаем Москалевым, шахтером из Донбасса. Он ввёл Самарина в курс лагерной жизни и рассказал, что они находятся недалеко от мест, где действуют французские партизаны.
В 1943 году во Франции между городами Верден и Бар-ле-Дюк свою деятельность развернули «маки», французские партизаны, об этом советским пленным рассказал мастер на руднике, он же и научил их нескольким французским выражениям: «Мы русские. Бежали из плена. Как найти партизан?»
Узники не знали французского, не могли ориентироваться на местности, но все равно решили бежать в неизвестность, предпочтя почти неминуемую смерть жалкому существованию в лагере.
Ночью 23 декабря 1943  года убив карбидной лампой часового, Иван вместе с Николаем Москалевым и ещё  пятью товарищами  по запасному вертикальному стволу поднялись наружу. Обезоружив немецкий пост, они выбрались на свободу и бежали в лесной массив между городами Верден и Бар-ле-Дюк.
Мадам, же не манж па...
Несколько выученных французских фраз бывшим узникам очень пригодились, когда обессиленные беглецы оказались на крошечной ферме мадам Изабель в селении Самиэль. Ее муж, господин Тамес, поддерживал связь с партизанами. Он и помог русским наладить контакт с капитаном Габриэлем - командиром отряда «Libertе», который  участвовал во французском Сопротивлении.      
Вскоре отряд из шести беглых пленников вырос до тридцати человек, позднее отряд стал интернациональным, бок о бок с французскими патриотами сражались испанцы, поляки, румыны, чехи. Было немало и советских воинов.
Командир «Свободы»
 28 января 1944 года Иван Самарин возглавил партизанский отряд «La Liberte», что по-французски значит «Свобода».
Первоначальным вооружением отряда была одна неисправная французская винтовка и немецкий пистолет, захваченный у часового при побеге из шахты. Уничтожая боевую силу противника, бойцы постепенно  вооружались.  Во время очередного нападения на немецкую автоколонну в плен был захвачен фашистский генерал, обладавший ценнейшей информацией. С  января  по август 44-го отряд «Свобода» принял участие в 16 боевых операциях.
18 августа 1944 года отряд Самарина освободил из крепости французского города Бар-ле-Дюк 47 политических заключенных, приговоренных гитлеровцами к смерти.  Французская связная Сюзанна сообщила, что через два дня их должны казнить на главной площади города, времени на раздумья не было, ведь вместе с французскими товарищами должны были убить и двух советских партизан, захваченных фашистами во время нападения отряда на немецких карателей. 
Тщательно продуманная операция, вошедшая в историю французского Сопротивления, завершилась в течение 15 минут, люди, уже не надеявшиеся на спасение, поняли, что будут жить.
Этот факт описывается в книге В.П. Павлова «Белорусы в Европейском Сопротивлении»: «Первую часть операции было поручено выполнить женскому партизанскому отряду «Родина»: установить точное место нахождения заключенных патриотов, режим содержания, систему охраны. Женщины с помощью разведчицы Сюзанны из французского отряда «Либерасьон» узнали, что арестованные патриоты содержатся в старой крепости на окраине небольшого городка Бар-ле-Дюк, выяснили также, что в ближайшее время часть охраны отправится на стрельбище. Использовав сведения, добытые разведчицами, партизаны совершили удачный налет на тюрьму, смогли освободить своих боевых товарищей".
За  подвиги, совершённые на французской земле Иван Самарин был награждён Военным Крестом с серебряной звездой .
Правда, эту награду  никто из членов семьи Самариных никогда не видел. Крест, документы и  личное оружие  были изъяты у Ивана Самарина сразу после войны при проверке в Цербсте (Германия).
После освобождения Франции
После освобождения Франции Самарин и его партизаны были направлены на сборный пункт в Сен-Мийель. Самарин занимался наведением порядка и организацией лагерей для репатриации советских граждан на Родину. Он был назначен заместителем начальника лагеря № 33 в г. Бур-Ластик (департамент Пюи-де-Дом) по строевой подготовке, позднее переведен в лагерь в Клермон-Ферране, где осуществлял всю работу через уполномоченных советской военной миссии - капитана Трофимчука и  майора Дерюгина.
Возвращение в СССР
Мог ли он остаться во Франции? Конечно, такие предложения поступали. Иван Самарин мог бы сделать отличную военную карьеру, но он стремился вернуться домой, хотя до него доходили слухи, что на всех, кто побывал в немецком плену, ставят клеймо «изменник Родины». Десятки тысяч репатриантов, вернувшихся в Советский Союз, без вести сгинули в сталинских лагерях. Наверное, Ивану повезло ещё раз, и после тщательной проверки особым отделом СМЕРШа, из пересылочного лагеря он вместе с другими бывшими военнопленными в составе 59-го трудового батальона был направлен на восстановление шахт Донбасса.
Шесть месяцев Самарин был командиром взвода трудового  батальона, позднее солдаты были переведены в постоянные кадры шахты имени Дзержинского г.  Ровеньки Луганской области (Украина), где Иван Федорович и проработал 25 лет.
Он стал настоящим мастером своего дела. Постигнув азы горняцкой профессии, И.Ф. Самарин работал  помощником  начальника эксплуатационного участка шахты им. Дзержинского.               
Во Франции встретил свою любовь
Во Франции Иван встретил свою судьбу – русскую девушку Ольгу, которая была угнана немцами в Германию, а потом попала во Францию. Брак молодые люди заключили в муниципалитете Парижа, в этом же романтичном городе провели медовый месяц.
Правда, этот брак в Советском Союзе признали недействительным, и им пришлось еще раз  регистрироваться на Родине. Вместе в любви и согласии они прожили 48 лет, вырастив шестерых детей. Иван Фёдорович ушёл в мир иной в 1992 году, его супруга-в 2010. Они прожили достойную жизнь, которой могут гордиться потомки!               
О патриотизме
На вопрос, не жалел ли Иван Самарин о том, что не остался во Франции, его сын Игорь ответил:
- Отец был настоящим патриотом, поэтому не мог поступить иначе. Некоторые его товарищи остались на Западе. Да, они жили лучше нас, были богаче, но отец никогда им не завидовал и не жалел, что так поступил.
Он был патриотом своей родины во всем, даже в бытовых мелочах. Его не прельщала знаменитая французская кухня. Всем деликатесам и изысканным винам он предпочитал нашу горилочку, борщ и сало. Единственное, что импонировало ему во французах, - манера одеваться. Он тоже был щеголем, из-за границы привез великолепный гардероб и много красивых платьев для мамы. Жаль, но их пришлось выменять на еду в голодные послевоенные сороковые…               
Во Франции он был и остался героем
Иван Самарин никогда больше не бывал во Франции, но до конца своих дней помнил поэтический французский язык и иногда даже позволял себе высказываться на нем, элегантно грассируя. Он очень хотел побывать в местах своей боевой юности, встретиться с товарищами, но жизненные обстоятельства не позволили этого сделать. Зато Иван Фёдорович Самарин был не обделен вниманием прессы. Его жизнь, похожая на захватывающий сценарий военного боевика, ложилась в основу книг о советских бойцах французского Сопротивления и становилась темой газетных публикаций в центральной прессе. Свою мечту ему так и не удалось осуществить, зато  в 1994 году во Франции, в местах, где воевал дед, побывал его внук Олег.
 Несмотря на то, что прошло немало лет после окончания Второй мировой войны, Ивана там хорошо помнили. На ферме в Самиэль  в то время жила госпожа Изабель, спасшая беглого русского. Ей было далеко за девяносто, но она с восторгом встретила внука русского героя. Олег был просто сражен гостеприимством французов. Его поселили в лучших апартаментах и принимали как самого дорогого гостя. Сколько теплых слов он выслушал о своем деде – Иване Самарине!
Удивительно, как французы бережно относятся к своей и чужой исторической памяти. Это чувствуется во всем: в том, как они от чистого сердца принимают русских, которым обязаны победой в войне, как заботятся о стариках и как чтут память павших солдат - своих и чужих.
Как красиво и чисто на военных кладбищах французских городов и деревушек. Там нет огромных памятников, зарастающих травой, там не проводят раз в год пафосных митингов, и в школах нет уроков мужества. Там просто живут этим, не на словах, а на деле чтут память героев, которым Франция обязана свободой. Эта историческая память передается от отца к сыну и уходит в поколения. Может быть, и нам надо брать с них пример и без ложного пафоса  не только 9-го мая вспоминать о героях, но и просто постараться их не забывать…

События, связанные с участием советских людей во французском движении Сопротивления до сих пор являются малоизвестными страницами Второй мировой войны. Они наполнены трагедией, мужеством, яркими примерами самоотверженной борьбы с фашизмом за Свободу.
Прошло немало времени после окончания войны, прежде чем было отдано должное героическим подвигам этих людей, и восторжествовала справедливость.
5 августа 1991 года Кабинет Министров СССР принял постановление «О предоставлении льгот бывшим участникам антифашистского движения Сопротивления», их наконец-то приравняли к участникам войны, некоторых наградили советскими орденами и медалями, но извиниться перед этими людьми, хотя они воевали не хуже других, никто не счел нужным.

Автор благодарит Игоря и Анатолия Самариных (г. Ровеньки, Луганская область, ЛНР), Олега Глазкина (Гомельская область, г. Речица Беларусь)   за помощь в работе над очерком.


Рецензии