Освобождение субъекта

Структура опыта и субъект-объектная оппозиция


На самом общем уровне и с наибольшей уверенностью можно сказать, что есть нечто, а не ничто. Или, иными словами, есть опыт во всём его многообразии. Субстанция постоянно меняется и формирует всю сложность опыта, как бы являясь его тканью. Она движется хаотически или организующимся образом, разлагается или сгущается. Таким образом, любое явление в опыте раскладывается на хаотическую и организующую составляющие.
 
В процессе нормального развития человека происходит усвоение языка, формирование Я, а впоследствии формируется и представление о субъект-объектной оппозиции, специфическом разделении опыта на бытие и сознание. Я является важной структурой психики, задающей константность человеку, сохраняющей его во времени. Возникающие позднее понятия субъекта и объекта обладают большой оперативной значимостью, позволяя трансформировать опыт на индивидуальном и социальном уровнях.

Особое значение имеет язык. Он обеспечивает такой мощный инструмент преобразования опыта, как понятийное мышление и является одним из основных источников субъект-объектной оппозиции. Каждый раз называя что-то, или тем более включая некое явление в виде понятия в структуру определённого дискурса, субъект отстраняется от самого явления. Таким образом, субъект-объектная оппозиция прямо следует из языка. В этом смысле язык представляет собой как бы инородное тело в пределах чистого опыта: язык – это часть опыта, но он порождает эффект как бы отдельности от опыта.

Практически хаотическое и организующее начала можно рассматривать как сырье для творения опыта. Хаос – это неисчерпаемая чистая потенция: с одной стороны он даёт жизнь, с другой – это неодолимая напрямую слепая сила уничтожения. Организующее начало как система позволяет канализировать хаос, порождая различные более устойчивые и структурированные формы опыта. В то же время система, не подключённая к хаотическому движению, обречена на закостенение и разрушение.

Субъект может занимать пассивную созерцательную позицию или активную позицию включённости в движение. Предельно пассивная позиция характеризуется уплощением опыта и как бы угасанием сознания, предельно активная, напротив, – разрушительной интенсификацией опыта, неконтролируемой включённостью в него. В обоих случаях субъект-объектная оппозиция снимается и с наибольшей остротой она проявляется при срединном положении субъекта (речь скорее идёт о золотой середине). Выбор позиции зависит от стратегии поведения и конкретной ситуации.

Субъект как носитель языка как бы является центром преломления потока разложения и потока сгущения и ограниченно волен управлять этими потоками в соответствии со своими целями. Он может активно включаться в опыт или входить в пассивное состояние созерцания.

Наиболее плодотворной представляется срединная позиция или скорее позиция золотой середины, в которой потенциал субъекта проявляется наиболее полно. В ней субъект пассивен настолько, чтобы воспринимать вещи холодно и ясно, но без чрезмерной отстранённости, и активен настолько, чтобы целенаправленно и с полной отдачей осуществлять лишь необходимое, не распыляясь на второстепенные действия. Субъект, искусно балансирующий на грани восприимчивости и активной вовлечённости, наилучшим образом справляется с субстанциональным движением, играючи скользя от одной ситуации в опыте к другой.

Здесь важно остановиться на способности субъекта к полному принятию существующего положения вещей. Нас интересует такое принятие, которое бы не сводилось к одному лишь созерцанию и ассимиляции субъекта. Принятие должно выделить для субъекта ведущую линию, выделить его сильные стороны, которым необходимо дать волю для достижения его целей.

Однако ни цель, ни воля не смогут отвратить судьбу. Случайные события всесторонне формируют личность, особенно в начале жизни. Лишь значительно позднее возможно возникновение личности, способной частично взять под контроль происходящее с ней.


Интерсубъективность


На уровне одного субъекта опыт сильно ограничен. Важной частью опыта субъекта является столкновение с Другим. Вступая во взаимодействие субъекты оказывают большое влияние на опыт друг друга.

При взаимодействии с другими субъектами для субъекта возникает представление о внутреннем духовном и внешнем материальном. Таким образом, субстанция оказывается имеющей две стороны. О внутренней стороне других людей  мы можем рассуждать, имея в виду внешнее сходство между нами. Внутренняя сторона других биологических объектов угадывается по аналогии с человеческой организацией. Внутренняя же сторона небиологических объектов остаётся неясной.

На интерсубъективном уровне формируются коллективные субъекты, социумы, обладающие большей устойчивостью, нежели один субъект сам по себе. Социум даёт защиту своим членам, но также накладывает определённые ограничения. Успех социальной системы зависит от нахождения правильного баланса между контролем и свободой составляющих социум субъектов.

Желательно существование как можно большего количества видов коллективных субъектов или социальных систем для максимального охвата возможного опыта и нахождения наиболее действенных методов реализации субъекта. Создание универсальной системы с жёстким подчинением всех субъектов губительно, так как такая система будет сковывать потенциал своих членов и сама по себе будет ограничена.

При взаимодействии с другими субъектами для субъекта раскрывается конечность человеческого существования. Становится ясным, что время существования строго ограничено рождением с одной стороны и смертью – с другой. Посмертный опыт оказывается уделом религиозных рассуждений. Смерть же как подводящая черта жизни становится предметом философии.


Рецензии