Шани и Аннета!.. Языковые игры и А, которое не-А

Витгенштейну посвящается.

Это будет трудный текст. Приготовьтесь. Но кто прочтет его, поймет и расскажет другим добрым мужчинам или добрым женщинам, благость счастия того будет поистине дхармической; его карма будет преодолена, а жизнь перестанет быть полосатой в том смысле, что темные полосы исчезнут, а светлая полоса будет длиться долго. Тут у меня спрашивали, что такое удача? Удача – это когда Бог обратил на тебя внимание и время от времени подсыпает тебе из кувшина счастья. А большая удача – это когда он тебе подсыпает и подсыпает все время, как любимому сыну или дочери. Но были и такие люди которые и это умудрились про… ну, как Промах, но только не хорошем смысле, а в противоположном… в хорошем – это Первый Боец – Про Мах. Ну, Пролог («первое слово») или Прометей («вперед смотрящий»). Есть еще Эпилог, Эпиметей – брат Прометея, кстати, муж Пандоры. Эпитафия, в конце концов… Махия (ударение на «и»; хотя Вики пишет, что на «а», странно..) – это битва. Титаномахия. Битва богов с титанами. Гигантомахия. Опять же, с гигантами... Промах – самый правый боец первого ряда правого фланга. К нему, фактически, пристегивалось все крыло фаланги. Ну, а до этого – просто Первый (лучший) боец передовой линии. Странно... в Вики нет этого слова – ни «смысла», ни «значения»… Ну, довольно. О! Афина часто выполняла эту функцию!.. гуглим не просто «Промах», а – «Афина Промах»… Есть! Удача! Хе-хе. – «…она носит эпитеты...» идет перечисление… много перечислений… – вот! –  «…Промаха – передовой боец».  Ну, ладно. Тем более, что в Вики нашлась Афина Промахос. 

Поехали.

Шани (ударение на последнем слоге) – это один из богов древних индо-ариев и современных индийцев. Олицетворяет планету Сатурн. Он же – Повелитель Кармы. Карма – это наказание, справедливое воздаяние. Но просто так – сразу – Шани никого не наказывает.

Сначала Шани всегда предупреждает: «Мар пара джао, аннетА...» – «Стань на путь, а не то!..»

Это сходство  «аннетА» – «а не то!..» – не случайность.

«А не то!..» – это русифицированная версия древнего индо-арийского слова «аннетА» (с ударением на последний слог). С тем же самым значение «а иначе!..», произносимое в тех же ситуациях, и с тем же выражением угрозы.

Также, впрочем, как и существующие как в хинди (индийском языке), так и в русском языке – «ага», «кой» и «то» (в значении «если, то»). И многие другие слова, включая «васант» (весна), шанти (ти шан) тишина, «панч» пять, агни – огонь, мата, брата, петаджи – папаша, баба (бабушка), путра ставшее «отцом» (patr, патриот) бывшее «сын, дочь». И тысячи других слов… впрочем, не только в русском, но и в итальянском «джао – чао», нонна (бабушка), латинском «Индра – intrico – запутывать», греческом «кула – схоля», и  ( – сквола – скул – шуле – школа) и многих других языках, входящих в индо-европейскую языковую группу. 
 
«Мар пара джао!» – «Вернись на путь!»

До сих пор говорят: Сбился с пути, сбился с дороги. Заблудший. Заблудшая душа. Заблуждается. Заблуждение. И даже «блуд, блудить», как специфический вид сбившести с пути. Поэтому «Вернись на путь!»

«аннетА...» – «а не то!..»

«А не то…» – это специфическое русское слово, искусственно выведенное русским ухом из музыки забытого за тысячелетия слова.

Как написал недавно Виктор Степаненко: В будущем будут говорить «пасиб», и никто это не будет связывать со словом «спасибо», – точно так же, как мы не связываем его сегодня со «Спаси Бог».

«А не то!», будучи словом специфическим, искусственно выведенным из звуковых сочетаний, отличается ото все остальных слов (выражений) русского языка.

Поясню:

Солнце – не солнце; зеленое – не зеленое; идти – не идти; далеко – не далеко; спасибо – не спасибо; я – не я. – Это противоположности. Нечто и отрицание этого нечто.

Благодаря отрицанию создается смысл, противоположный исходному смыслу.

Слово и его отрицание имеют разные смыслы.

Всегда.

Смотрим на пару «а не то!..» – «а то!..» 

И слово (словосочетание) и его отрицание имеют... правильно! – одинаковый смысл.

Удивительно же?..

И по какой причине?

Причина в том, что:

Не «а не то...» родилось из «а то...» как все нормальные слова – сначала возникающие, а затем приобретающие отрицания, а наоборот:

Слово «а то!..» родилось из «а не то...»! 

Как будущее сокращение «пасиб» из «спасибо» или как уже существующее «телек» из «телевизор», велик из велосипед, скейт из скейтборд, бутер – из бутерброд. А «дума» из «думанианопарломенториум конституционалис».

Поясним подробнее.

Здесь мы наблюдаем Два Шага Лингвистического Чапая:

Шаг 1. Забытая лингвистическая форма, «значение» которой хорошо помнят и понимают («помнимают – понимают») молодые потомки («Эпи-», как вы уже знаете, «-гоны»; «последняя линия обороны вида от всасывающей его бесконечности», «последний пазл», а точнее «последний паттерн из собирающихся и постоянно разбирающихся паззлов»)  и абсолютно не понимаемым «смыслом» превращается путем звуково-созвучных преобразований в понятную «по смыслу» конструкцию. Метморфоза «Аннета» – «А не то...»

Древняя забытая «Аннета!..» – превращается в новое понятное «А не то!..»

Шаг 2. Новая родившаяся форма сокращается. Метморфоза «А не то...» – «А то...»

Имеющееся, понятное, но слишком длинное «А не то!..» превращается в современное «А то!..»

Непонятно зачем говорить длинно, когда можно сказать то же самое коротко. Ну, вообще-то, это отражение в лингвистике принципа «минимума диссипации», который с одной стороны обеспечивает необходимую толщину стенок кровеносных сосудов динозавров – ну, чтобы, с одной стороны, стенки были достаточно толсты, чтобы их не разрывало кровяное давление, а с другой стороны, достаточно тонки, чтобы динозавры не слишком потели при беге. А с другой стороны, этот принцип «минимума диссипации» обеспечивает неизменность структуры колец Сатурна – ну, все эти щели Кассини и прочее. Два раза с одной стороны и два раза с другой стороны дают нам в сумме «странное четыре», позволяющее нам плавно перейти к 4-мерному пространству, чтобы увидеть, как в нем известный нам теперь принцип «минимума диссипации» обеспечивает превращение Бытия в шар, как об этом и пишет Парменид. Но о нем напишем позже.

«А не то!..»

Так как здесь есть слог «не» в середине, то для потомков он выглядит не просто как пустой поэтичный звук, а как знакомая и понятная частица «не», привычное отрицание «не». Потомки, естественно, заблуждаются. Как «солнце встает на востоке» – Витгенштейн называет это утверждение «языковыми играми туристов и крестьян, недостойными философов» – так и «А не то» видится как отрицание «А то».

Это чудо!.. Есть объект и отрицание объекта, и оба они – равны. Как «по смыслу», так и «по значению»! Ну, чудо же?.. Никогда такого не было, и вот опять.

Прав был Ветров-тракторист, когда, придя на свидание к Гальцеву-девушке и рассказывая о чем-то подобном, со значением говорил: «А это уже Парменидом попахивает!..»

Или как у нас говорят в диалектической логике: А = А и, одновременно, равно не-А.

Но это совпадение. Практически, шутка. Нет здесь никакой диалектики. Хотя в других случаях мы повсеместно видим как А = А и, одновременно, не равно А: «учение, которое не-учение», «формат, который не-формат» и даже «дураки, которые не-дураки».

Даже на себя посмотрите.  Вы, который сегодня, равны тому «вы», который был год назад? А = А? Или не равно А? …А?.. Вот то-то же… Получается, что А = А и, одновременно, не равно А. Такой простой объект, как вы – в хорошем смысле этого слова – в том смысле, что уж себя-то вы знаете как облупленного… Нет?.. И здесь – то знаю, то не знаю? Опять А не А и лошадь не мойа?.. Ладно, забудем. …Но «кто вы» вы же знаете? – Да не мне, себе скажите. Родному, знаемому себе сегодня и год назад. Кем знаемому? Да вами. Кем «вами»?.. Тем, кто сейчас, или тем, кто тогда?.. Так вы один или вас 2? Кто кого знает? Или тем, кто знает этих обоих?.. Ну, это, знаете, уже ни в какие ворота!.. Не просто А, которое не-А, а уже А, которое не А, и которое не не-А!.. Уже дзен какой-то! Но все верно. Если тот, кто был год назад, это А, а сейчашний отличается, то он не-А.

А тот «вы», который знает этих обоих и отличен от них – он А, который не А и не не-А. …Логично?

Пока вы думаете, закончим про «А не то...», которое  «А то...».

Как вы поняли, это такая «языковая игра», как определял это явление Витгенштейн, – просто растянувшаяся на тысячелетия, и потому не особо заметная людям с их коротким сроком проживания в теле тела.

Противоречие между смыслом» и «значением» рождает все многообразие «языковых игр». Все их типы. Витгенштейн не знал этого про «языковые игры», но в глубине души догадывался. Это так же, как противоречие между «дхармами», которые являются «священными долгами» человека – долг сына, долг мужа, долг друга, долг гражданина, долг честного человека, долг хорошего человека и проч. – рождают все противоречия в человеческой душе, все ее метания.

Эпилог.

Обычно, «игроки» языковых игр не читают «значений». Читают только «смысл» высказывания, но не читают его «значений». Или, говоря другими словами – не видят второго и третьего дна сказанного, сути высказанного, скрытого смысла, содержащегося в словах.

Но иногда бывает и наоборот: «значение» (применение) – понятно, а «смысл» не читается.

Например «спасибо». Или «здравствуйте». Как, когда и зачем говорить – понятно («значение»). А что означает само слово – его «смысл», т.е. истоки, происхождение, связанность с другими смыслами – не знают. Дети. …Как говорил Витгенштейн (хорошо, Ницше) – говорят и моргают.

А есть случаи, когда «истоки», наоборот, надо отвергнуть! Растереть и забыть. А то видал я заслуженных умников, – или правильнее сказать «А не то»? – которые как выучили, что диалектика – это «диа-лектика», «два лектора»… на Плющихе… типа «двое говорят»… и что это такой «разговорной метод исследования всякой мути» – придуманный специально какими-то левыми философами, эсерами-антисофистами… антифашистами… ну, не важно!.. – и  так до сих пор на этой древне-греческой козе и едут. Кузнецы типа своего и козы счастья.

Как-то надо во всем этом не запутаться. Во всем этом идейно-мысле-слово-понятийном субстрате. Превратить этот кисель во что-то твердое, как говорил Ленин и в жизни, и в фильме «Шестое июля», всем рекомендую его смотреть как образец-кейс по мышлению – как по правильному (Ленин и его гвардия), так и по неправильному (левые эсеры во главе со Спиридоновой).

Особенно, когда это касается таких высот как диалектическая логика, диалектическое мышление и диалектика, важно не запутаться. Это, примерно, как уметь себя рассмотреть, как вы пытались: «Так я это или не я?», но не так, как вы, а с пользой, конструктивно, чтобы все было понятно, и результатами вело к счастью. Здесь, видите? тоже это проскальзывает – «как вы, но не как вы, а…». И это, замечу вам – во всех вопросах вашей личной и общественной жизни, во всех сферах вашего вмешательства, равно как и невмешательства, в важные дела окружающих граждан и организаций, в любом вашем проекте – от масштабов вселенной до такой мелочи, как ваша жизнь. Привет, муравьишки!.. Ну, хорошо, согласен – великий... Но не величайший. Почему? И тут – Второй Лингвистический Удар Чапая:

А как ты армией командовать будешь в международном масштабе, когда ты диалектической логики не знаешь? Когда ты даже жизнью своей управлять не можешь? А просто тупо обижаешься, когда ее называют мелкой вместе с тобой? А великой ты ее не делаешь, потому что логики не знаешь? Диалектической!

Как созреешь, скажи: «Хочу начать изучать диалектическую логику». Тогда проведу для тебя пару тестов, опубликую пару лекций. А там посмотрим.

Как это «мало»?

Пора привыкать тебе к тому, что никому, кроме тебя, ты не нужен. Как правильно говорил Мичурин то ли про яблоки, то ли про картошку – «…взять их у нее наша задача!» У природы. У окружающего мира. А в метафорическом смысле – Знания взять! И другие милости.

Так что, зрей и говори.

Что-то такое уже было 100 лет назад… типа «Зрей, Москва, говори, Рассея».

А не то!...


Александр Клейн
30 ноября – 1 декабря 2019 г.
Рис.: Кл.


Какова связь между Кармой и Дхармой?
http://www.proza.ru/2019/11/30/1958

День Шани Shani day и Душанбе
http://proza.ru/2021/03/05/1976

Шани, Бог Кармы
http://proza.ru/2019/11/29/43

Шани и Аннета!.. Языковые игры и А, которое не-А
http://proza.ru/2019/12/01/390

Шани - отец Юпитера и Зевса
http://proza.ru/2021/11/26/1458

Шани, Шива, Брахиспати, Индра и Зевс-Юпитер
http://proza.ru/2021/11/30/1861


Рецензии