Призрачное счастье 71 глава

     Поезд прибыл на станцию в назначенный час, Андрей стоял и смотрел на вагоны. Минут через семь, он увидел мать и подбежал к вагону.
     - Андрей? Помоги отцу, - позвала Зоя Михайловна.
     Двое ребят, поддерживая Владислава Николаевича под руки, осторожно спустили его вниз. Андрей подхватил отца, хотя удержать его было непросто. Высокого роста, довольно упитанный мужчина, погрустневшим взглядом смотрел на сына. Ещё один мужчина поставил на землю чемоданы, Зоя Михайловна поблагодарила его и позвала носильщика, тот тут же подошёл и сложил чемоданы на тележку. Тут подошел ещё молодой человек и предложил помощь.
     - Спасибо. Тут недалеко моя машина, его нужно посадить в неё, - сказал Андрей.
     Зоя Михайловна шла следом, вид у неё был усталый. Владислава Николаевича посадили на заднее сидение, чемоданы сложили в багажник, Андрей поблагодарил мужчину, который помог им, тот пожелал здоровья и быстро ушёл. Взяв деньги, носильщик тоже ушёл,толкая впереди себя свою тележку. Зоя Михайловна села рядом с Андреем и попросила Андрея ехать в больницу.
     - Здравствуй, мамочка, может сначала домой поедем? Из дома скорую вызовем, - предложил Андрей.
     - Здравствуй, сын. Времени нет, поезжай в больницу, - ответила Зоя Михайловна, целуя Андрея в щёку.
     Андрей обернулся назад и посмотрел на отца, потом завёл машину и выехал на дорогу. Они приехали в больницу, где Зоя Михайловна проработала много лет и заехали во двор.
     - Позови санитаров, пусть каталку вынесут. Отец едва на ногах стоит, - сказала Зоя Михайловна.
     Андрей забежал в здание и через пять минут вышел с двумя санитарами, которые везли каталку. Они уложили Владислава Николаевича и увезли, Андрей и Зоя Михайловна пошли следом. В приёмном покое, Зоя Михайловна попросила вызвать главного врача, чтобы без промедления положить мужа в палату интенсивной терапии.
     - Не волнуйтесь так, Зоя Михайловна, он сейчас спустится, - сказала дежурный врач, женщина лет сорока.
     Вошёл главный врач, узнав Зою Михайловну, он поздоровался и спросил, в чём дело.
     - Сердечный приступ, буквально, четыре дня назад. Леонид Борисович, Вы понимаете, если бы не серьёзность положения... мы только что прибыли из Африки, прошу Вас, - тихо говорила Зоя Михайловна.
     - Везите его в палату, быстро, - сказал Леонид Борисович.
     Поблагодарив его, Зоя Михайловна пошла следом за санитарами, бросив на ходу, чтобы Андрей подождал её в машине. В палату вошёл врач и осмотрев Владислава Николаевича, посмотрел на Зою Михайловну.
     - Виктор Алексеевич, говорите всё, как есть. Я врач и пойму, - сказала Зоя Михайловна.
     - Верно, Вы врач, Зоя Михайловна и сами понимаете, положение более, чем серьёзное. В Москву бы его, сейчас там операции на сердце делают, но боюсь, он не перенесёт перелёт и поездку на поезде, - сказал Виктор Алексеевич.
     Андрей не выдержал и поднялся в палату. Приоткрыв дверь, он вошёл.
     - Почему входите? Да ещё и без халата, - строго посмотрев на Андрея, сказал Виктор Алексеевич.
     - Вы меня не узнаёте, Виктор Алексеевич? Это отец мой. Я лежал у Вас после аварии, Вы мне очень тогда помогли. Кудрявцев я, Андрей Владиславович, - сказал Андрей, вспомнив лечащего врача.
     - Сейчас не время, да и больных прибывает и убывает столько, что всех не упомнишь. Хорошо, халат наденьте. Так вот, уважаемая Зоя Михайловна, положение, сами понимаете, серьезное, сейчас ему капельницы поставят, лекарства, уколы, - сказал Виктор Алексеевич.
     - Какая жалость, а мы только из Москвы приехали. Нужно было там остаться, как же я не догадалась... - произнесла Зоя Михайловна, с грустью посмотрев на мужа.
     - Да, очень жаль. Прошу, ему покой нужен, - сказал Виктор Алексеевич, посмотрев на Андрея.
     - Ты иди, сын, я останусь возле отца, - сказала Зоя Михайловна.
     - Я тоже останусь, мама, не уеду, - ответил Андрей.
     - Ты слышал, отцу покой нужен, да и чем ты поможешь? Поезжай, приедешь утром, - сказала Зоя Михайловна.
     Она вышла вместе с ним из палаты.
     - Отец ведь поправится, да? - спросил Андрей, когда Зоя Михайловна закрыла дверь палаты.
     - Будем на это надеяться, сынок. Иди, я вернусь к нему, - ответила Зоя Михайловна.
     Андрей медленно побрёл по коридору, ноги у него были ватные, мать так неуверенно это сказала...
     Приехав домой, он увидел Марию, она стояла возле калитки и ждала его родителей. Но из машины, Андрей вышел один.
     - Андрей? А где твои родители? Они что, не приехали? - спросила Мария, подходя к нему.
     - Приехали, - тяжело вздохнув, ответил Андрей, с тоской посмотрев на неё.
     - Андрей... папа ведь жив? - осторожно, со страхом, боясь услышать худшее, спросила Мария.
     - Жив... да, жив. Не волнуйся так, мама с поезда попросила отвезти их в больницу. Сейчас отцу начали лечение. Помнишь Виктора Алексеевича? Ну, который и меня лечил, когда я в аварию... в аварию, первый раз, по-настоящему попал, - Андрей осёкся, увидев, как Мария нахмурила лицо.
     - Помню. Он хороший доктор, надеюсь, папа поправится. Владислав Николаевич крепкий и сильный, он справится. Ну я тогда пойду, ведь я думала, что они приедут домой, повидать их хотела, - сказала Мария, собираясь уйти.
     - Мария? Может... ты останешься? - робко спросил Андрей.
     - Я завтра в больницу схожу, если хочешь, утром заезжай за мной, вместе поедем. Соскучилась я по ним, - ответила Мария.
     - Да, хорошо, я заеду. Давай, я отвезу тебя, - собираясь сесть за руль, сказал Андрей.
     - Не стоит, ещё не так поздно, я сама доеду, а ты отдыхай, у тебя вид уставший. До завтра, - ответила Мария и быстро пошла по улице к дороге, а оттуда, до остановки.
     Тяжело вздохнув, Андрей посмотрел вслед уходящей Марие, потом открыл ворота и завёл машину во двор. Вытащив из багажника вещи родителей, он занёс их в дом. Распаковывать их он не стал, прошёл на террасу, поел холодным ужин и ушёл в спальню.
     Так всё навалилось разом в последние дни, что сон не шел. Мысли в голове настолько напрягали, что у Андрея разболелась голова. Он встал, вышел на террасу, открыл коробку с лекарствами, нашёл амидопирин и налив в стакан воды, выпил две таблетки. Уснул он только в четвёртом часу утра. В шесть часов тридцать минут, зазвонил будильник, Андрей нажал на кнопку и повернулся на другой бок.
     Мария прождала его до половины восьмого, не дождавшись, сама поехала в больницу. Где находилась палата интенсивной терапии, она прекрасно знала и поднялась туда. Постучавшись, Мария, не дождавшись ответа, приоткрыла дверь. Зоя Михайловна сидела на пустой кровати и уронив голову на руки, медленно раскачивалась из стороны в сторону.
     - Зоя Михайловна... а папа где? - спросила Мария, подходя к кровати, где ещё вчера лежал Владислав Николаевич.
     Зоя Михайловна подняла голову и растерянно посмотрела на неё.
     - Мария? Это ты? А Андрей где? - спросила она.
     - Дома, наверное... мама, где папа? Он ведь жив? - присев перед женщиной на корточки, осторожно спросила Мария.
     - А папы больше нет. Ночью приступ случился, повторный, врачи не смогли ему помочь. А я знала, я тоже врач, я знала, что не оправится Владик, но надеялась... что же Андрей не приехал? - женщина была растеряна, она была не готова к такому исходу.
     - Он приедет, мамочка, скоро приедет. Господи... поверить не могу... папы больше нет... - Мария заплакала, уронив голову на колени Зои Михайловны.
     - Ну что ты, дочка, он ушёл во сне, даже и не понял... наверное. Все мы смертны, рано или поздно, все мы когда-то уйдём. Не плачь, Владик не хотел оставаться там... в Африке, говорил, что хочет лежать в своей земле, я сделала всё, как он хотел, - говорила женщина, без слёз и казалось, что она спокойна.
     Только взгляд, полный боли и отчаяния, выдавал её. Дверь палаты открылась и вошёл Андрей. Увидев мать и Марию в таком состоянии, он, кажется, понял без слов, что отца больше нет. Он подошёл к матери, Зоя Михайловна поднялась вместе с Марией и посмотрела на сына.
     - Мамочка? Папа... он умер? - убитым голосом спросил Андрей.
     - Осиротели мы, сынок, нет больше папы. Сегодня нам выдадут его тело, нужно позаботиться насчёт похорон. Отпросись с работы, скажи Юрию Петровичу, что папа умер, поедешь на кладбище, место заказать нужно, гроб, венки... ну всё, как полагается. Скажи в институте, похороны в воскресенье, в два часа, - говорила Зоя Михайловна.
     Андрей был так растерян, что не понимал, что ему говорят. Он тяжело опустился на кровать, где только вчера лежал его отец и стал гладить подушку.
     - Андрей, держись, ну что теперь делать... Владислав Николаевич был светлым человеком, память о нём сохранится навечно, - сев рядом с ним, говорила Мария, не сдерживая слёзы.
     Андрей вдруг как-то странно посмотрел на неё, резко встал и вышел из палаты.
     - Андрей? Подожди! Я с тобой! - выбегая следом за ним, крикнула Мария.
     Зоя Михайловна села на кровать и наконец, заплакала, оставшись одна.
     - Владик, как же так? Как мне жить без тебя? Столько лет вместе... Прости меня... мне нужно было в Москве с тобой остаться... а теперь... - бормотала женщина.
     - Андрей? Прошу тебя, остановись! - громко звала Мария, едва поспевая за мужем.
     Андрей бежал по ступеням, перепрыгивая через них, выскочил во двор, потом на улицу и сев в машину, завёл её. Мария открыла дверцу и запыхавшись, села рядом с ним.
     - Андрей, успокойся, прошу тебя. Мы вместе поедем в институт и зайдём к Юрию Петровичу. Ты за рулём, нельзя же так, - взяв его за руку, сказала Мария.
     Андрей повернул голову и посмотрел на неё.
     - Как же так, Мария? Я ведь год его не видел, не успел даже поговорить с ним... это ведь из-за меня у него приступ случился, что же я наделал... я всем только горе приношу. Тебе, матери, отец вот... да я жить права не имею. Слышишь? Я права не имею! - последние слова, Андрей выкрикнул и с силой ударил руками по рулю.
     - Да что ты такое говоришь? Ты о матери подумал? Только о себе и думаешь! А если и с тобой что случится, она же не выдержит. Успокойся и будь стойким. Да, это горе, мне тоже больно, я люблю и Зою Михайловну, и Владислава Николаевича... любила. Они и мне родные. Поехали в институт, - сказала Мария.
     Андрей молча выехал на дорогу и поехал в институт. Кажется, там ещё никто не знал о смерти скромного учёного. Андрей и Мария прошли в кабинет директора института.
     - Можно, Юрий Петрович? - постучавшись и приоткрыв дверь, тихо спросила Мария.
     - Кудрявцева? А Вы почему не в лаборатории? Андрей? Случилось что-то? - спросил Юрий Петрович, увидев скорбное лицо Андрея.
     - Случилось, Юрий Петрович... сегодня ранним утром, Владислав Николаевич скончался... в местной больнице. Зоя Михайловна сейчас тоже там. Мы пришли сообщить, что похороны в воскресенье, в два часа дня, - сказала Мария, стоя у стола.
     - Оххо-хо! Горе-то какое. Примите мои соболезнования. Терпения тебе, Андрей и твоей матери. Наука потеряла достойного учёного. Владислав Николаевич много труда вложил в науку. Как жаль... - искренне сожалея, говорил Юрий Петрович.
     - Если разрешите, я взяла бы до понедельника отпуск за свой счёт, сами понимаете, им помочь нужно, - сказала Мария.
     - Да, конечно... но я думаю, прощание с Владиславом Николаевичем нужно провести здесь, в институте, где он проработал без малого сорок три года. В фойе поставим пьедестал, на него гроб с телом... его портрет повесим в центре... - Юрий Петрович замолчал, увидев, как тяжело слушать его слова Андрею.
     - Ладно, вы пока идите, я сам всё устрою. Зое Михайловне мои искренние соболезнования. Если позволите, вечером я зайду к вам, чтобы лично выразить семье профессора свои соболезнования, - сказал Юрий Петрович.
     - Спасибо Вам, Юрий Петрович. Мы пойдём, - сказала Мария.
     Вместе с Андреем они вышли на улицу и поехали на кладбище.
     - Спасибо, Мария, что не оставила меня в такой день, - сказал Андрей, подъезжая к воротам кладбища, которое находилось на окраине города.
     - Не говори так, мы же не чужие. Пошли, - выходя из машины, сказала Мария.
     - Удручающее место. Я только раз здесь и бывал, когда мы хоронили нашего сотрудника, - сказал Андрей, подходя к сторожке у ворот.
     К ним вышел пожилой мужчина и спросил, что им нужно. Ему сказали, зачем они пришли, сторож попросил их идти за ним. К ним подошёл ещё один мужчина, помоложе.
     - Игнат, могилу к воскресению нужно подготовить, важный человек помер, профессор. Сам понимаешь, место видное нужно, - сказал сторож.
     Записав данные Владислава Николаевича, они пообещали, что могила будет готова в полдень, в воскресенье. Заказав венки, Андрей и Мария оставили задаток и поехали в больницу, к Зое Михайловне. В палате её не было, Андрей и Мария нашли её в морге, на вскрытии своего мужа, она решила присутствовать сама. Обширный инфаркт - таково было заключение патологоанатома. Зоя Михайловна, как врач и сама знала, от чего умер её муж. Взяв заключение, она вышла во двор больницы, где её ждали Андрей и Мария.
     - Я договорилась с труповозом, мы забираем тело отца. Ты должен помочь, Андрей. Покрывало я занесла и простыню тоже. Помоги перенести тело отца в машину, - совершенно хладнокровно, говорила Зоя Михайловна.
     Андрей едва держался на ногах, но послушно прошёл в морг. Минут через десять, он, с двумя санитарами, вынес завернутое тело отца и они положили его в труповоз.
     - Я с ним поеду, а вы следом поезжайте. Ты на кладбище ездил? - спросила Зоя Михайловна.
     - Мы только что оттуда. Зоя Михайловна... Юрий Петрович сказал, что прощание пройдёт в фойе института, чтобы с ним могли проститься все, он сказал, что сам займётся этим, - ответила вместо Андрея Мария.
     - Хорошо, так будет правильнее. До воскресенья, он побудет с нами, дома, - сказала Зоя Михайловна.
     Приехав домой, она попросила занести тело мужа в зал и положить на диван. Водитель труповоза, вместе с Андреем, занесли тело.
     - Зоя Михайловна, примите мои соболезнования. Держитесь, дорогая, мы скорбим вместе с Вами. Все уважали Вашего мужа, - сказал водитель и направился к выходу.
     - Саша? Подожди, я деньги тебе дам, - сказала Зоя Михайловна, догоняя парня.
     - Не обижайте меня, Зоя Михайловна. Не нужно денег, - ответил парень и тут же вышел за калитку.
     - Спасибо тебе, Саша, - успела сказать Зоя Михайловна.
     - Андрей? Соседей позови, нужно омыть тело и переодеть. Всё по-людски нужно сделать. Алефтине скажи, пусть с мужем зайдёт, они всё знают, - устало сказала Зоя Михайловна.
     Бессонная ночь, долгая дорога, тревога за мужа, обессилили женщину, она едва держалась на ногах.
     - Зоя Михайловна? Мамочка? Вам поесть нужно и отдохнуть. Вы едва на ногах стоите, - сказала Мария, уводя женщину в дом.
     - Да, я поем немного. Потом нужно заняться делом, - садясь за стол на террасе, сказала Зоя Михайловна.
     Мария быстро пожарила ей сосиски и два яйца, накрыла на стол и села рядом.
     - Спасибо тебе, Мария. Сама тоже поешь и Андрей пусть поест, потом некогда будет. Люди соберутся, - сказала Зоя Михайловна.
     Мария хотела позвать Андрея, но он сам вошёл, в сопровождении двух мужчин и двух женщин.


Рецензии