Добро любит тишину?

                С детства меня учили, что, сделав доброе дело, надо молчать, а не требовать похвалы и награды за него. Говорили, что нельзя бахвалиться своей щедростью, а делать добро от всего сердца. Бог, мол, всё видит, и тот, кто совершает добро, обретёт воздаяние за него. Я не ждала никакого воздаяния, а делала добро, потому что так поступали мои родители, просто так было принято в нашей семье.
                Но бывали и промахи. Однажды я испытала стыд за то, что не совсем усвоила урок родителей. И поняла, что иногда одного сочувствия бывает мало.
                В нашей школе работала молодая семья. Жена была уборщицей, а её муж помогал ей и по совместительству убирал школьный двор. Жили они с маленьким сыном в комнате при школе. Краем уха услышала я, что муж чистил снег с крыши физкультурного зала, свалился и сломал руку. Мы посочувствовали жене, представив, как увеличился объём её работы. Пожалели семью и всё.
                А потом я случайно услышала от этой уборщицы, что одна из учительниц, Юлия Евгеньевна, узнав о несчастье, дала ей деньги, на молоко для сына, как она сказала. Вот уж точно: вдвойне даёт тот, кто даёт быстро. Конечно, мы тут же скинулись и передали семье деньги. А на душе у меня кошки скребли: меня поразило, что Юля молча помогла, а я просто посочувствовала, не подумав, что семья нуждалась в деньгах.
                Но на днях я вдруг подумала: а почему мы должны делать добрые дела молча? Почему мы должны ждать, что нам воздастся на том свете, а не на этом? Почему мы не можем услышать спасибо от того, кому сделали добро?
                Эти мысли пришли мне в голову после таких событий. Может быть, это покажется мелочью, но в тот момент мне было так больно и обидно, как будто это коснулось меня.
                Позвонила Вера, моя школьная подруга и сказала, что дочка попросила её посидеть с маленькой Алёнкой целый день. Вот подруга и предложила встретиться и провести время вместе. Я с радостью согласилась.
                На следующее утро мы встретились, зашли в магазин, купили продукты, я ещё купила подарок для Алёнки: книжку-раскраску и фломастеры.
                Трёхлетняя Алёнка обрадовалась бабушке и скакала вокруг неё.
                - Какая ты нарядная! - воскликнула я, вручая свой подарок. - Какое красивое у тебя платье!
                - Это мне бабушка Лена подарила. На день рождения. Бабушка Лена – папина мама.
                Я знала, что бабушка Лена виделась с внучкой редко, два – три раза в год.
                - А ещё она мне подарила платье как у принцессы и туфельки как у Золушки, - щебетала Алёнка. - А ты мне дарила что-нибудь? - вдруг повернулась она к бабушке.
                И тут-то моё сердце сжалось. Как это несправедливо: подарок, полученный раз в год, запоминается, а каждодневные подарки воспринимаются как должное. Я знала, сколько упаковок памперсов, какие склады баночек с детским питанием и бутылочек с соками, горы фруктов приносила им бабушка Вера. Половину своей пенсии тратила она, помогая молодой семье.
                - Дарила! - заступилась я за неё, но ты свои подарки съедала.
                - Как съедала? - удивилась внучка.
                - А вот так и съедала, пошли на кухню, я тебе покажу.
                И мы пришли на кухню, где на табуретке стояла сумка с продуктами, которые накупила Вера.
                - Ну-ка, бабушка Вера, какие съедобные подарки ты принесла внучке? - обратилась я к подруге.
                Она выкладывала продукты на стол, а я комментировала:
                - Яблоки, чтобы Алёнкины щёчки розовели. Курица, чтобы бабушка сделала котлеты на всю семью. Творожки…
                - Ой, мои любимые с шоколадными шариками, - запрыгала Алёнка от радости.
                - Ватрушки, ещё тёплые, бабушка рано утром испекла их.
                Алёнка помогала бабушке укладывать ароматные ватрушки на блюдо.
                - Вот сколько подарков бабушка всем вам принесла. Их в шкаф не спрячешь, сразу съешь. Вот и ты замечай, что бабушка любит, что ей нужно. Когда вырастешь, тоже привезёшь подарки бабушке.
                - Я знаю, что я привезу! - воскликнула Алёнка.
                - Что? - почти одновременно спросили мы с подругой.
                - Тёплые носочки! Бабушка говорила, что у неё ноги мёрзнут! - громко сказала Алёнка, взбираясь бабушке на колени.
                Мы с подругой переглянулись: как верно подметила внучка! И я подумала, что бабушке будет приятно, когда Алёнка когда-нибудь вспомнит, сколько вкусных подарков привозила ей бабушка Вера, сколько любви и заботы дарила ей. Это и будет бабушке награда.
                Надо учить людей замечать добро, хотя люди бывают разные. «Дай хлеба одному – навек запомнит. Другому жизнь пожертвуй – не поймёт», как сказал Омар Хайям. И не надо молчать.


Рецензии
Мудрость на базарах не кричит,
Она в душе сокрыта!
...
Её тихонько открывай,
Пусть будет всем открыта.

С благодарением за мудрость открытую в рассказе!
С сердечным теплом к Вам, Галина,
Тёзка.

Галина Ефатерова   09.03.2022 12:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина! Красиво сказано!

Галина Марчукова   09.03.2022 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.