Екатерина Великая и Греческая империя

О нашей великой императрице написано столько много, что нового найти, да даже и придумать невероятно сложно. Все ее действия, да и жизнь после государственного переворота, приведшего ее к власти, описаны, чуть ли не по дням, а то и по часам.

Стоп! А вот это, пожалуй, и может дать нам право посмотреть на ее правление со стороны потомков, нащупав во всем многообразии ее деятельности главные элементы, отрешившись от миллионов деталей.

И одной из таких главных деталей стало нерешение проблемы восстановления греческой православной империи на обломках империи Османов. Выходит, не все, что она задумывала, назвав своего внука Константином в честь Константина Великого, создателя греческой православной империи, ей удалось свершить. Остановимся коротко именно на этом вопросе. Правда, он требует некоторого введения.

Итак, по своим внутренним представлениям о мире, в котором она жила, будучи чрезвычайно умной, но и изворотливой женщиной, что и позволило ей заполучить трон самой большой в мире империи, она была скорее либеральных взглядов, чем имперских, но одновременно и рациональной. Делай, что возможно, но по этой самой возможности делай все рационально. На основе идей западных просветителей у нее, похоже, сложилось убеждение в том, что в перспективе весь мир должен состоять из рационально устроенных государств, находящихся в естественных границах (по морям, большим рекам, горам). Возможно, ее идея простиралась и до того, что нерационально устроенные народы должны или сами развиваться в нужном направлении, или войти в состав «рациональных государств.

Россия, вообще то, по ее понятиям, не была в полной мере рациональным государством в естественных границах. Мешало этому крепостное право, неучастие в государственных делах третьего сословия, отсутствие естественной границы на юге по Черному морю, разобщенность русского мира по Днепру (на правобережье России принадлежал только Киев с округой), территориальные споры со Швецией в Финляндии и т.д.

Первые шаги Екатерины во внутренней политике были связаны как раз с решением задачи повышения роли третьего сословия в жизни государства, не дожидаясь от него революций, как это уже случалось в Англии, а вскоре случится и во Франции. Однако слишком заострять внимание на решении этих проблем она не могла, так как получила власть незаконно, на штыках гвардии. А поэтому всерьез трогать гвардию и дворянство было нельзя, а значит, и крепостное право. Вся ее надежда была на третье сословие, о чем она четко написала в своем Наказе собранным в Москве представителям сословий для разработки нового Уложения об устройстве государства. Но, когда третье сословие потребовало иметь крепостных, она быстро все поняла, и никаких революций от нее уже нельзя было ожидать.

Ну, а что во внешней политике? Мы знаем, что она зависит от политики внутренней. Или все-таки наоборот? Не будем спорить, что первичней: яйцо или курица. Екатерина поняла, что вопрос создания естественных границ, восстановления русского мира находится в приоритете и у дворянства. Множество плодородных, черноземных земель было у него под боком, а не дотянуться. Вдобавок, с этих земель шли непрерывные набеги, в результате которых население угонялось в рабство, разорялись усадьбы и прочие неприятности. Тут все дворяне были заодно с Екатериной, и на этом направлении были реальные шансы добиться чего-то важного.

Итак, изначально, перед Екатериной и правящим классом России стояло три глобальных пограничных проблемы. Необходимо было:

- установить естественную границу с Турцией по Черному морю;

- присоединить от Польши, находящиеся под ее властью русские, украинские, белорусские земли;

- укрепить положение России на Балтике.

Решать одновременно три эти задачи было невозможно. Это продемонстрировал и последующий опыт решения этих задач. Стоило России перебросить с северо-запада на южный фронт значительные военные и военно-морские силы, как двоюродный брат и друг императрицы, месяцами гостивший у нее в Петербурге, шведский король Густав атаковал Петербург с моря.  Атаковал сильно сказано, был отбит от Кронштадта, но шума наделал много.

Екатерине лично больше импонировала идея присоединения к России всей Украины. Это была чисто европейская проблема и Екатерине, у которой в числе ее слабостей была и жажда к европейской славе, казалось, что здесь она наберет наибольшее число вистов. Но этого сразу не случилось. Дело в том, что Польша по существу находилась почти в полной русской власти. Ее королем был избран, с помощью русских штыков, бывший любовник Екатерины Станислав Понятовский. Против его власти с оружием в руках выступила Барская конфедерация.

Одновременно Понятовского атаковали гайдамаки правобережной Украины, требовавшие присоединения ее к России. Возник удобнейший момент воссоединения лево и правобережной Украины в составе России, но он был упущен. Русским войскам было поручено восстановить власть Понятовского. И они крушили и Барскую конфедерацию, и гайдамаков. В этих боях Суворов получил, наконец, первое генеральское звание в достаточно почтенном возрасте.

Похоже, тут мы имеем дело с первой международной ошибкой Екатерины. Нежелание поддержать народное восстание, даже с целью присоединения к России, всерьез, на долгое время,  затянуло решение всех, стоящих перед ней задач. Правда, Белоруссию удалось к России присоединить. Но худа без добра не бывает.

Активность России на польском направлении дала толчок западным дипломатиям натравить на нее Турцию. Последовал последний, но ужасный по опустошительности, набег крымского хана Крым-Гирея. Началась первая русско-турецкая война. К сожалению, она не принесла ожидаемых результатов. Связано это было с восстанием Пугачева. Это наглядное свидетельство того, что без решения внутренних проблем, решение актуальных внешнеполитических задач было крайне затруднительно.

Для разгрома Пугачева Екатерина потребовала немедленно заключить мир с Турцией. Несмотря на множество одержанных русской армией побед, по Кучук-Кайнарджийскому  миру получила не столько приобретения, сколько надежды на будущие приобретения. В частности Крым получил независимость от Турции, как и ногайские племена. К России отошли Таганрог и Азов.

Но пока надо было решать внутренние проблемы. Пугачев был казаком, а значит, первостепенной стала проблема казачества. Новый губернатор Новороссии Григорий Потемкин ликвидировал Запорожскую Сечь, хотя и числился в ней старшиной Грицько Нечесой. Часть запорожцев отплыла к туркам на Дунай.

Донское войско было переведено на Кубань. На небольшом числе завоеванных у турок побережий Потемкин стал строить города Херсон, Николаев, а в них строить флот для будущей войны.

Но встал вопрос, а под какими знаменами ее вести? И вот тут мы переходим, наконец, к главному. Возникает в голове Екатерины, а по ряду данных и в голове Потемкина идея восстановления  Греческой империи. О православии пока речи нет. В России Екатерины процветают все конфессии, в том числе и старообрядчество. Хоть тут она реализует свои либеральные идеи. Понятно, что реализовать греческий проект одной России никто не даст. Это, как говорится, и турку ясно.

Неожиданно интерес к проекту проявляет Австрия. И понятно почему. Для его реализации от Турции надо отделить Балканы, а на них интересы Австро-Венгрии более чем очевидны. Но Иосиф II человек недоверчивый. Он должен своими глазами увидеть, насколько вероятно проект может быть реализован. Так и было организовано знаменитое путешествие Екатерины и Иосифа  II в Новороссию к Потемкину. Иосиф заключает союз с Россией. Турки, узнав о путешествии высоких особ в земли, которые они все еще считают своими, объявляют России и Австрии войну. А им только этого и было надо. Начинается вторая русско-австрийско-турецкая война 1787-1791 гг.

Казалось бы все карты у России, со всеми козырями на руках. И победы одерживаются одна за другой. Однако результаты минимальны по сравнению с греческим проектом.

Россия получает Крым и участок побережья, на котором будет построена красавица Одесса. Почему так случилось? Произошла французская революция. Австрия от коалиции отпала, начав войну с революционной Францией.

И тут же, по калькам революционной Франции, начинается революция  в Польше. Екатерина мгновенно реагирует. Она понимает, лучше синица в руках, чем журавль в небе. Она больше  выиграет в Польше, чем двинется одна без союзников на Балканы. И приобретет головную боль не только для себя, но и для ее горячо любимых внуков. Суворов направляется в Польшу. Только здесь становится фельдмаршалом. Восстание Костюшко (кстати, генералиссимуса) подавлено. Правобережная Украина входит в состав России, как и значительная часть Польши с Варшавой. Казалось бы, все первоначальные задачи решены. А греческий проект как внезапно возник, так и сгинул. Ан нет. Галиция и Холмская Русь оказались вне России. Значит русский мир восстановлен не был.

Удивительно, но очень короткое время полностью внешнеполитические задачи России почти были решены Николаем II в I Мировой войне. Присоединена Галиция. Англия и Франция официально уведомили Россию о праве владеть черноморской проливной зоной.

Ну а то, что произошло во 2-й Мировой войне, Вы и так знаете. Выходит, для решения задач Екатерины нужны были Мировые войны на континентах. Но она об этом, возможно, не догадывалась.

 

 


Рецензии
Очень хорошая и интересная статья:—))Хотя, если уж так говорить, то проекты были реализованы при СССР в более чистом виде. С уважением:—)) удачи в творчестве:—))

Александр Михельман   09.02.2022 08:00     Заявить о нарушении
Главное начать. Помните Михаила Сергеевича.

Игорь Тычинин   09.02.2022 18:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.