Первый директор-1
Скоро начало учебного года Вновь, как и десять и сто лет назад в классы к своим детям придут учителя. И вновь перед нашими школьниками будет постепенно раскрываться удивительно гармоничный мир знаний , искусств и чувств.
И вновь вечно зеленеющее древо жизни будет раскрывать перед нашей младой порослью свои удивительные тайны.
- О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!,- писал вечно великий и молодой А. С. Пушкин.
У Пушкина можно учиться всю жизнь. И сам он всю жизнь вспоминал о своей школе.
- В начале жизни школу помню я ,- писал он в одном из своих стихотворений .
Первого сентября учителя страны слышат немало добрых слов, поздравлений.
Давайте и мы вспомним в этот день своих учителей.
Сколько их, скромных и незаметных в жизни, ушло от нас.
Но они живут в своих учениках.
В 1968 году я начал работать завучем Нижне-Прысковской восьмилетней школы Козельского района.
Помню свои сомнения: ведь еще не успела остыть институтская скамья, и сразу- заместитель директора. Помню также, как мой отец тоже учитель, директор Сосенской восьмилетки, напутствовал, успокаивая меня:
- Все будет хорошо. У тебя будет замечательный директор. Учись у него.
Действительно, Василий Геогиевич Собенников,- так звали моего первого директора, был удивительный человек.
Орденоносцем он пришел с Великой Отечественной На этой войне получил тяжелейшее ранение сразу же после жестокого боя был отправлен в глубокий тыл на лечение. Врачи, опасаясь гангрены, были вынуждены отнять ногу выше колена.Сегодня, спустя много лет, я искренне сожалею, что что не узнал где, в каком сражении он потерял ногу, не удосужился узнать за что он получил Орден Красной Звезды.
Не следует поэтому и сегодня возводить в сверхотрицательную степень так ранящее нас равнодушие молодежи .
Молодость расточительна и беззаботна, как сказал кто-то из классиков.
Лишь позднее, став взрослым, мы мы обретаем мудрость и сожалеем , часто безвозвратно, что о многом не задумывались, жили , порхая, одним днем.
Педагогом Василий Георгиевич был и до войны.И остался им навсегда. Не стал менять свою профессию на более легкую и оплачиваемую.
Сегодня же молодые специалисты идут в школу с неохотой.
А сколько я буду получать?,-= спрашивает обычно учитель" специалист", только что окончивший пединстит.
Конечно, в чем-то он прав.
На одном энтузиазме не проживешь.
В нашей Нижне- Прысковской школе дополнительно за коммунальные услуги, и за работу в сельской местности, учитель получает немногим более двух тысяч рублей И это с 50% по сути дела надбавкой. А , если без нее.
- Вот и не доходят нынче до школы учителя.
Василий Георгиевич, как и мой отец,преподавал историю.
Учителя и ученики, не преувеличивая его не только уважали, но и обожали.
\ Старая, сельская наша школа стояла на семи ветрах , на возвышении, в ней всегда было холодно, хотя технички, уважая директора, топили не жалея ни дров, ни себя.
Старенький , директорский мотоцикл с коляской не в любую погоду преодолевал крутой подъем в школу. Тогда десятки мальчишек , выбежав из школьного здания, бросались помочь: вели мотоцикл в гору. А сзади, немного отстав, прихрамывая, шел наш директор.
Его жизнелюбию, внутренней энергии мог позавидовать каждый.
В свободное время - он неутомимый рыболов и охотник. Помню, какие жесточайшие боли причиняла ему нога, натертая о протез , но но проходила неделя, другая аи Василий Георгиевич снова звал на рыбалку.
Как то нас, , я ехал с ним на мотоцикле, остановил работник ГАИ. Узнав, что водитель без ноги, а на тяжелом мотоцикле" Урал" управление не предназначено для инвалидов , инспектор долго недоумевал и удивлялся , сделал замечание, но не мог скрыть восхищение мастерством вождения Василия Георгиевича.
А отец мой оказался прав. Это действительно был настоящий Учитель.
Главное, о чем не забывал повторять Василий Георгиевич, -это видеть в каждом ученике: - мальчишке, девчонке неповторимую личность, которая заслуживает уважения
Школа должна, считал он, не только готовить детей к жизни- ведь дети уже живут и очень многое у них в семь-десять лет сформировалось: педагогическая задача- развивать все хорошее и не давать развиваться плохому.
Доброта, вера в людей , наверное, и притягивали к нему детей.
На уроках истории, которую он преподавал. дети сидели, затаив дыхание.
В день победы Василий Георгиевич приходил, надев орден Красной Звезды. По радио в этот день с утра звучала песня: Фронтовики, наденьте ордена!
Как правило, ветераны- скромные люди., не кичатся своими наградами. Но День Победы- святой праздник. В этот день приходил к нам в школу и друг Василия Георгиевича директор предприятия общества слепых ( УПП ВОС- учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых) Иван Сергеевич Курочкин.
Судьба этого человека, наверное, не менее интересна.
Сегодня его тоже нет в живых.
В годы войны- танкист. В одном из боев его машина была подбита, в бессознательном состоянии друзья его вытащили из горящего танка. Со временем тяжелые ожоги затянулись. Время лечит все. -Заросли травой траншеи А вот глаза Ивана Сергеевича врачам спасти не удалось. Он стал слепым. Правда, не любил он этого слова.
- Я незрячий, говорил он. А слепым можно быть и с нормальным зрением. ( Что с успехом демонстрируют сегодня наши некоторые политические деятели.)
Так, вот. 9 Мая на торжественной линейке в строгом строю своих детей, так мы называем своих учеников, они стояли рядом. Два орденоносца, два Героя, один без ноги, другой незрячий, два руководителя с неутомимой верой в жизнь , с верой, что наши дети будут жить лучше нас , что наша жизнь будет лучше.
Своей жизнью они делали все для этого.
Думаю, для многих выпускников школы , учившихся у Собенникова, слушавших выступления Курочкина И.С. , сегодня понятие Родины первично и слова" Раньше думай о Родине, а потом о себе"- не пустой звук,рожденный якобы в эпоху тоталитаризма.
Для более полного впечатления о своем директоре хочу рассказать один случай. Утром в учительскую( кабинет директора был на втором этаже вечно холодный , и Василий Георгиевич чаще всего был в учительской) вбежала взволнованная техничка и сообщила, что у одного из учеников пропали сапоги
Василий Георгиевич на перемене собрал на линейке всю школу. Перед собравшимися выступил сам.
Все учителя ожидали, что он сообщит о пропаже, потребует найти сапоги,
найти виновного.
Я попытаюсь вкратце воспроизвести его выступление.
--Мы собрались, ребята, начал Василий Георгиевич , в связи с чрезвычайным случаем, который произошел у нас в школе.
Но начну я не с него, а с истории, которая произошла значительно ранее, и не с нами а с офицерами-дворянами в начале нашего( теперь уже прошлого) века
Они собрались вместе, отмечали день рождения своего товарища.
Один из офицеров достал из кармана старинные и редкие часы-брегет, стал показывать своим друзьям. Часы пошли по кругу, передавались их рук в руки.
Через некоторое время была обнаружена их пропажа.Что делать? Никто из комнаты не выходил.
Было решено-тщательно обыскивать каждого..
Так и сделали. Проверили одного, другого, третьего. И вдруг один из офицеров отказался дать себя обыскивать.Друзья настаивают, стыдят его, и, в конце концов заявляют, так как он не дает себя обыскать, будут считать, что именно он украл брегет.
Подозреваемый офицер выбежал из комнаты и вскоре раздался выстрел.
Офицеры рванулись туда Возле убитого нашли записку.
-У меня в кармане точно такой же брегет, доставшийся от дедушки в наследство, поэтому я не дал себя обыскивать. Но я не вор. Простите и прощайте.
Офицеры, потрясенные самоубийством товарища, возвращаются в комнату и случайно на столе, заваленном посудой под вазой находят никем не похищенный злополучный брегет.
Школа стояла в напряженной тишине.
В то время я еще не читал замечательного русского писателя А.И. Куприна. Василий Георгиевич свои рассказом открыл мне его.
Далее он продолжал:
Представьте ребята, что для них , дворян, офицеров российских, лучше было застрелиться, чем считаться в глазах товарищей вором. Неужели мы, крестьянские дети, но такие же русские люди сможем спокойно жить. ходить в ворованных сапогах. Пусть хорошенько подумает тот , кто совершил этот позорный для нормального человека поступок , и пусть незаметно принесет сапоги на место.
На этом линейка была окончена. Ребята не зашумели как обычно, а тихо переговариваясь разошлись по классам.
Как вы догадались, читатель, на следующий день сапоги незаметно появились в школе.
Василий Георгиевич любил шутку, остроумную мысль. Вот чего не любил он- так это говорить штампованными фразами.Тезисы его выступлений- маленькие педагогические открытия. В общении с людьми-ровный и спокойный, но, если надо, будет твердо отстаивать свои взгляды. Тогда еще не появились произведения Дейла Карнеги об искусстве общения с людьми влиянии на них.
Василий Георгиевич сам, опытом своей жизни дошел до многих положений учения этого популярного сегодня в педагогической среде психолога.
Сама школа жила при Василии Георгиевиче напряженной, творческой жизнью здорового организма.
За свою более, чем 35 летнюю педагогическую деятельность, я встречал многих учителей, как правило трудолюбивых добросовестных и талантливых
Но, бесспорно, этот директор для меня не просто первый по счету, а первый как Учитель, как Человек, которого я знал и горжусь, что с ним работал.
Испытывая некоторую вину за то что и мы, учителя. подчас забываем своих прежних наставников, с которыми вместе работали, и в преддверие нового учебного года я и написал как смог этот очерк о дорогом мне Учителе.
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №219120201040
Анна Жабурина 03.08.2020 02:10 Заявить о нарушении