Тамань. Путевые заметки Ариадны Синичкиной

Сентябрь 2019г.

    В этом году сбылась моя мечта побывать в Тамани, в центре некогда Тмутараканского княжества*, в этом милом уютном кубанском городке. И, кажется, я поняла, почему Лермонтов, несмотря на то что привёз оттуда сюжет для повести «Герой нашего времени», назвал его «самым скверным городишком из всех приморских городов России». Очевидно он, как и я, попал туда в не самое лучшее время.
Тмутаракань – это древнее городище, расположенное на Таманском полуострове, там, где сливаются три моря: Чёрное, Азовское и море солнца. Эти удивительные места славятся уникальным сухим морским климатом. Там всё само растёт. В благотворном климате за полгода выздоравливают с бронхолёгочными проблемами, целебными грязями лечатся кожные и суставные болезни. Много народу переезжает туда из разных регионов чтобы продлить себе жизнь в этом райском уголке.
      Я много слышала про эти места. Меня приглашала туда моя подруга Нина – учёный-вулканолог. Изучая грязевые вулканы Таманского полуострова, которых здесь множество, и приезжая сюда в экспедиции, она влюбилась в этот уголок и теперь ежегодно отдыхает в станице с жизнерадостным названием Веселовка.
    «Какое классное название, почему она так называется?», – спросила я. «Когда я расспрашивала об этом жителей Веселовки, кто-то пожимал плечами, кто-то отводил глаза. Но помню, что, приехав сюда первый раз, мы в поисках жилья шли по улице, и из каждого дома курился дымок и разливался запах самогонки", – высказала предположение Нина.
    А ещё про эти места я знала от сына. Он с друзьями каждую осень ездит туда летать на кайтах над лиманом. «Со своей поездкой ты припозднилась. Это как раз мне нужно ехать, сейчас там сезон ветров. Постоянно дует сильный «не рваный» ветер. И вода будет холодной, и скучно. Что ты будешь там делать?», – сказал он, узнав о моих планах. Но его доводы не могли меня остановить.
      «Ну и ладно, – сказала я себе. – Зато там народ не будет толпиться. И если вода в Чёрном море будет холодной, то буду купаться в Азовском. На крайний случай есть ещё лиманы. Так или иначе солнце и морской воздух мне обеспечены. И Нина уже там».
    У всех своё счастье. Моё следует за мной как тень. И куда бы я ни приехала, оно не даёт забыть о себе.
    При посадке самолёта стюардесса объявила: «Температура в Анапе + 28, ветрено».
    «Это хорошо, – подумала я, – ветерок будет обдувать, жара не будет так чувствоваться». Но как только я ступила на трап, сильный порыв ветра чуть не сбил меня с ног. Хорошо, что чемодан меня удержал, так бы унесло, как осенний листок.
За поездку от Анапы до Веселовки, – а это 80 км, – где меня уже ждала подруга, с меня запросили 2 800. Но я не дала себя облапошить, согласившись на 1800. Водитель, видя во мне состоятельного клиента, сразу поинтересовался, когда я буду возвращаться назад. И узнав о том, что я приехала отдохнуть на 10 дней, сокрушённо покачал головой. «Где же вы были раньше? Ещё вчера была прекрасная погода, а с сегодняшнего дня задул ветер. Вообще-то период ветров у нас начинается позже, но в этом году он совпал с бархатным сезоном».
    «Ну не может же он дуть вечно, пару дней можно потерпеть», – подумала я, глядя из окна машины на уходящие к горизонту виноградники. Шоссе пролегало вдоль Чёрного моря, огибая лиманы.
    Водитель показал: здесь море Чёрное, там – Азовское, между ними – Крымский мост. По дороге он рассказывал о здешних местах, известных по маркам вин: Витязево, Темрюк, Тамань. При Советском Союзе эти земли принадлежали винодельческому совхозу «Янтарь». Для своих работников совхоз-миллионер построил посёлок с основательными каменными домами с городскими удобствами: газом, водой, централизованным отоплением, с прилегающими к ним земельными участками. В 90-х виноградники вырубили, совхоз разорился, но дома остались в собственности бывших работников. А посёлку вернули прежнее название – Веселовка.
     Меня, конечно, интересовали местные достопримечательности.
– Здесь центр – на площади за участком три магазина, рыночек, рядом почта, – показала мне хозяйка дома.
– А библиотека?
– А как же! Есть и библиотека.
    На следующий день, несмотря на сильный ветер, мы с подругой поехали на море. Кроме нас на берегу никого не было. Вода была такой холоднющей, что сводило ноги. Мы нашли укрытие между домиками турбазы и немножко позагорали.
Так продолжалось целую неделю из моих 10 дней. Беспрерывно дул сильнейший ветер. Никто и не думал купаться. Что делать при такой погоде?
     Я стояла на берегу в минорном настроении и у меня родилось двустишие в стиле японского хокку:
«Северный ветер Борей унёс
тёплую воду к берегам Турции.
Пойду в библиотеку – там тепло!»

    В следующие три дня штормило. Но теперь я успокаивала себя: «Зато здесь море витамина Д, можно сутками не вылезать из него».
     К тому же нам удалось осуществить обширную культурную программу. Мы посетили краеведческие музеи, в Тамани побывали в домике, где останавливался Лермонтов (новодел, но быт всё равно наглядный), посмотрели раскопки Тмутаракани, побывали в Керчи, проехав по знаменитому Керченскому мосту. Кстати, когда по нему едешь, он не производит никакого впечатления – весь обзор закрыт щитами и отбойниками. Увидеть всё великолепие моста нам удалось поднявшись по серпантину на гору Митридат. Отсюда мы смогли оценить его красоту и масштаб.
     Ещё одна рукотворная Керченская достопримечательность – Царский курган произвела на нас особенно сильное впечатление. Построенный в IV веке до н.э. предположительно скифами, он предназначался для царского захоронения. Потрясает не только архитектура, но и сокрытая в этом огромном древнем каменном склепе вера в жизнь после смерти. Вера в воскрешение.
     На память о поездке мы привезли из Тамани амфоры, сделанные местными художниками, не уступающие по исполнению древнегреческим сосудам.

    Когда я улетала из Анапы, люди, собравшиеся на регистрацию, сокрушались. Говорили: «Как нам не повезло с погодой в этом году! Ни одного хорошего дня не досталось!» А люди-то, люди прилетели погреться с севера, с Дальнего Востока. И тут я со своим везеньем. В общем, жалко их. Но мне, несмотря на плохую погоду, удалось зарядить аккумуляторы и наполниться впечатлениями.
    А теперь! Другая моя знакомая вернулась из средиземноморского круиза. Ей особенно понравилась Барселона. Она пообещала на следующий год взять меня с собой. И тут началось... Сначала Барселона**, а дальше понеслось...
В общем, я сделала выводы и решила пока никуда не ездить.

------------------------------
*Тмутараканское княжество — русское княжество, существовавшее в X—XII веках с центром в городе Тмутаракань (Тамань). Княжество было известно с древности по летописям и «Слову о полку Игореве», но, поскольку местоположение его было неизвестно, многие считали княжество вымышленным эпосом, пока в 1792 году не был обнаружен Тмутараканский камень, на месте которого археологами открыты развалины легендарной Тмутаракани.
---------------------------------
**На улицах столицы автономии Барселоны с новой силой вспыхнула борьба за выход Каталонии из состава Испании. Начались беспорядки, перекрытие дорог и железнодорожных путей, прошла всеобщая забастовка, Против акции протеста полицейские вынуждены были применить силу, использовав дубинки, слезоточивый газ, водомёты и резиновые пули.


Рецензии