Вся жизнь в поиске

ВСЯ ЖИЗНЬ В ПОИСКЕ
(Об авторе книги «Поиск продолжается» Александре Афанасьевиче Голубеве, из книги "Поиск продолжается")

Имя Голубева Александра Афанасьевича навеки вписано в историю Тербунского района  Липецкой области, как имя человека, который посвятил  родному краю всю свою жизнь. Действительно, даже само происхождение топонима Тербуны было исследовано именно им. Именно он установил точную дату возникновения железнодорожной станции, написал несколько монументальных трудов, среди которых особенного внимания заслуживает учебник по краеведению «Край родной».
Это лишь часть того огромного труда , который проделал Голубев А.А. во благо родному краю. Стоит также упомянуть о созданном им краеведческом музее,  о разработке множества тем по истории села и района, о всестороннем анализе  материалов, об археологической, поисковой и исторической деятельности неутомимого краеведа,  созданном им поисковом клубе «Искатели». О его  работе в  Совете  ветеранов района, о длинном и славном педагогическом пути, об увековечивании памяти павших воинов на Тербунской земле, о сооружении монумента погибшим, об огромной патриотической работе в деле воспитания подрастающего поколения, о его журналистской деятельности и ещё много о чём можно сказать и вспомнить. Не зря он, в своё  время,  был удостоен звания Почётный гражданин Тербунского района. Голубев  Александр Афанасьевич прожил честную, славную, достойную подражанию жизнь, и достаточно сложно осветить весь его жизненный путь в короткой статье. Всё же, постараюсь сделать это, оставаясь, как можно более кратким.      
Голубев Александр Афанасьевич родился 20 февраля 1925 года в селе Васильевка Тербунского района Курской ( теперь Липецкой) области . Его родители были крестьяне – Афанасий Иванович и Федосья  Григорьевна Голубева. В семье было пятеро детей, но мальчик был только один. Александр Голубев рано проявил свои способности.  Он быстро и легко учился, учителя хорошо о нём отзывались. В 1939 году, после окончания Васильевской семилетней школы, он поступил учиться  в Борковскую ШКМ (школу крестьянской молодёжи), которая располагалась во дворце великих князей Романовых.
Десятый класс окончить не пришлось, приближалась линия фронта. В октябре 1941 года все занятия были прекращены . В этот период Александру Голубеву, как и многим другим, пришлось работать  на сооружении противотанковых рвов у Косторного и у Кшени. Работа была сложной и совершенно не детской. Приходилось  работать в любую погоду и в течение всего светового дня. Когда нехватка нехватка  кадров  стала ощущаться ещё острее, РК ВЛКСМ поручил  Александру Голубеву трудиться в качестве инспектора Тербунского  райсобеса, чем он занимался до июня 1942 года.
В конце июня 1942 года он был мобилизован в Советскую Армию. Призывники шли пешком от Тербунов  до Мичуринска, где их рассортировали. Благодаря высокому, для военного времени, уровню образования, Александр Голубев стал курсантом полковой школы при 181-м запасном стрелковом полку. По окончании школы направлен в Ленинградское ордена Ленина Краснознамённое артиллерийское училище  (Ижевск).
В 1943 году, узнав о гибели отца, решает подать прошение о досрочном направлении в действующую армию. Только с третьего раза его прошение было удовлетворено. Александр Голубев был направлен в 73-ю артиллерийскую дивизию. К 1944 году, эта дивизия была полностью сформирована и отправлена на фронт. Артиллерийская дивизия входила в специальный резерв Ставки, и её часто перебрасывали туда, где была необходима артиллерийская поддержка. Это соединение участвовало в боях на Ленинградском , 1-м и 2-м Прибалтийском фронтах. А  после окончания войны с Германией воевала с японскими войсками в составе 2-го Дальневосточного фронта.
Был контужен взрывам бомбы, слух  так полностью и не восстановился. Однажды немцы обстреляли батарею, Где служил Александр Голубев, фугасами. Одно из орудий было полностью уничтожено. Будучи командиром соседнего орудия, Александр Афанасьевич, принял решение вытаскивать горящие ящики с боеприпасами, чтобы спасти и свой орудие от уничтожения. Носить горящие ящики приходилось в руках, рискуя жизнью. Результатом стали множественные ожоги, которые всю жизнь напоминали о себе.
После войны А.А. Голубев пять лет служил на Камчатке. В этот же период окончил Петропавловское-на-Камчатке педагогическое училище. Командование с пониманием относилось к желанию младших офицеров учиться и получать образование. Именно тогда Александр Афанасьевич снова смог вернуться в свою стихию – в педагогику. Членом КПСС Александр Афанасьевич стал в 1945 году. В 1949 году, будучи в отпуске на родине, он женился на Голубевой  (Ларских) Зинаиде Тихоновне, с которой прожил до конца своей жизни.
В сентябре 1950 года , окончательно вернувшись на родину и отдохнув всего один день, он приступил к учительскому труду в Тербунской средней школе. Сам же он жил  в селе Васильевка Тербунского района, где у него родилась первая дочь – Серафима  Александровна.  В этот же период он продолжает повышать своё образование. В 1950 году окончил исторический факультет Елецкого педвуза, в 1959 году – факультет русского языка и литературы Московского пединститута. Сдав экзамены в аспирантуру, учиться  в аспирантуре  не стал, ему показалось, что не родине его труд принесёт значительно больший результат. 
Школа была основным местом его работы. Александра  Афанасьевича уважали коллеги и любили ученики. Для них он был примером и авторитетом при жизни и, что характерно, остаётся и после его смерти. Школа и педагогика стали его жизнью, его призванием. Общий педагогический стаж Александра  Афанасьевича – 48 лет , из них 14 лет директорство. В1952 году, после рождения второй дочери – Надежды Александровны, Александр Афанасьевич Голубев назначен директором в Мало-Борковскую школу, где он нашёл второе (по времени, но не по значению) призвание –краеведение. Этому своему призванию он посвятил более 50 лет.
Заниматься краеведением после войны было долгом каждого учителя. Во многих школах были созданы уголки Боевой и Трудовой Славы. В том числе и в Мало-Борковской школе, где тогда работал А.А. Голубев. Коллекция экспонатов росла и ширилась. В 1954 году в семье Голубевых рождается третий ребёнок –Лидия Александровна. В 1966 году Александр Афанасьевич вместе с семьёй  переезжает в Тербуны, где продолжает педагогическую и краеведческую  деятельность. Созданный им клуб «Искатели» начинает активную поисковую, туристическую, краеведческую работу. Участвует в походах, работая в архивах, ведя переписку. Ребята, вместе со своим учителем, накапливают огромный материал по истории края.
Экспонатов становится ещё больше, и  теперь уже отведённый под этот уголок в Тербунской школе (ныне  СПТУ) не может вместить всех материалов. Получить помещение под музей никак не удавалось. Со временем вопрос был решён, и в 1970 году Александру Афанасьевичу Голубеву удалось всё же создать и возглавить один из лучших народных музеев. Создание музея не планировалось специально. На то были объективные причины. Из походов и экскурсий по родному краю учащиеся возвращались с различными находками , представляющими историческую ценность. Находки интересовали многих. Необходимо было выставлять на всеобщее обозрение.
Постепенно созрела необходимость создания музея. Его открытие состоялось 20-го апреля 1970 года. Музей располагался в здании старой школы (ныне СПТУ) и функционировал  в старом здании школы течение 15 лет. В 1985 году он, вслед за школой, переехал в новое здание, где и располагается сейчас. Темы проводимых экскурсий: «История родного края от начала заселения его славянами до наших дней», «Природа края», «Заселение края», "Борьба с кочевниками», «Развитие хозяйства», «Эпоха крепостничества», «Наш край в годы Революции и Гражданской войны», «Коллективизация в крае», «Наш  край в годы Великой Отечественной войны» и др.
В музее проводятся специальные уроки по истории края и экскурсии для школьников и взрослого населения. Побывали в нём и гости из разных мест : из Москвы, Ленинграда, Львова, Азербайджана, Казахстана, Грузии, Башкирии, Воронежа, Липецка, Ельца и т.д. Кубинцы, будучи студентами Липецкого педвуза, использовали материалы музея для подготовки дипломных работ. Кроме огромного количества краеведческих, исторических, и социально-политических публикаций, Александр Афанасьевич Голубев смог опубликовать несколько монументальных работ по истории района. В1979 году он стал соавтором  книги «Краткая история Липецкого края» В 1988 году закончил книгу «Своя область» ( методические  рекомендации  по экологии для учителей Липецкой области ). В 1999 году выходит подробнейшее и ценнейшее учебное пособие для учителей истории воловских, долгоруковских и тербунских школ: «Край родной». В 2003 году он обобщает свой краеведческий поиск  вместе с  клубом «Искатели» в книге «Это нужно живым», и вот  последняя книга «Поиск продолжается» , которая подводит итог личного краеведческого поиска Голубева  Александра Афанасьевича.
Кроме того,  в  районной газете «Маяк»  и в липецкой областной газете «Ленинец» было им опубликовано свыше 200 статей о важности краеведения в патриотическом воспитании молодёжи. Об истории отдельных селений, о состоянии  экономики и культуры в крае, об установлении Советской власти в районе, о Гражданской войне, коллективизации, о боевых действиях в годы Великой Отечественной войны и т.д.
За участие в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Голубев Александр Афанасьевич награждён орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За боевые заслуги», « За победу над Германией», «За победу над Японией». За работу в школе А.А. Голубев  награждён орденом «Знак Почёта», нагрудным знаком « Отличник просвещения». За общественную работу награждён медалью «За заслуги перед Отечеством» и «Золотой медалью» Российского фонда мира. За многолетнюю краеведческую работу награждался Почётными грамотами и Дипломами. Премий не получал.
С 1987 по 2004 год Александр Афанасьевич работал председателем районного Совета ветеранов войны и труда. Умер 25 декабря 2004 года, оставив дело всей своей жизни –краеведческий музей. Похоронен он на кладбище в с. Тербуны. В моей памяти и памяти родных и близких по духу людей , а также многих . кто лично знал Голубева Александра Афанасьевича , он навсегда останется Человеком, Коммунистом, Историком, Краеведом и Учителем.
Роман Александрович Бочаров, внук, руководитель краеведческого музея.
(По  материалам автобиографии. Статья «Об авторе». Из книги «Поиск продолжается». 2005 год.)


Рецензии