Бизиборд - всё включено
Вопрос читательницы: "Скажите пожалуйста, чем не полезны бизиборды?"
Если образно, то ответом будет вышеупомянутое сравнение с едой, обобщённо, разумеется.
Но, давайте разберёмся подробнее.
Что-то явно было такое в натальной карте Марии Монтессори, что её гениальное наследие обросло таким количеством искажений и спекуляций, многие из которых "случились", разумеется, не со зла, а по незнанию. К сожалению, очень большое количество родителей разочаровано в "монтессори занятиях", но только потому, что эти занятия никакого отношения не имели к Монтессори подходу вообще. Так называемые доски и домики "по монтессори" тоже не имеют к методике своевременного (не раннего) развития и обучения детей по методу Марии Монтессори никакого отношения и даже нарушают сразу несколько важнейших принципов этого направления свободной педагогики.
1. Прежде всего хочется обратить внимание на то, что Монтессори подход учитывает естественные особенности этапов развития детей и то, что задачи и потребности возраста до трёх лет и старше трёх очень разнятся, а иногда даже кажутся противоположными. И высота стеллажей, и сложность пособий, и правила-границы, и сопровождение подготовленными взрослыми детей до трёх и старше трёх значительно отличаются и занятия не могут осуществляться в одной и той же развивающей среде. (Соответственно, если вы ходили на занятия, где в одной комнате была "солянка сборная" и занимались, например, дети и двух и пяти лет вместе, к Монтессори подходу уже имеет мало отношения.)
Пособия не по возрасту дают ребёнку чувство несостоятельности - я не понимаю, я не могу, у меня ничего не получается, и отбивают охоту заниматься по теме, представленной в этих пособиях, когда это становится своевременным. То есть ценное пособие может быть потеряно и затем вызывать только неприятные ассоциации и чувство неуспешности.
Если говорить о занятиях типа бизибордов, то это однозначно для детей, которые уже ходят и неплохо владеют освободившимися от ползания и опоры руками.
Например, нажимать кнопки интересно малышу около годика, с простым замочком малыш может справиться уже в полтора года, а то и в год и три месяца, а бантики завязывать способны детки около пяти - пяти с половиной лет.
Использовать счётный материал можно начинать уже с раннего возраста, когда малыш считает "один, два, много", но не спешить идти далее пяти. Малыши ещё не понимают соответствия числа и количества предметов. Если ребёнок сам спрашивает что после пяти, можно сказать, но не стоит заниматься "дрессировкой и натаскиванием" в механическом заучивании.
Понимание этого соответствия появляется после трёх лет, через опыт занятий в сенсорной зоне, обустроенной так, что ребёнок через ощущения руки, через предметность среды получает необходимый сенсорный опыт, который продолжается затем своевременно и по интересу в зоне математики. Каждое следующее пособие показывается тогда, когда малыш преуспел в предыдущем по сложности и знанию.
В бизибордах же всё это хаотично перемешано. Хаос снаружи создаёт только хаос внутри.
2. Очень важным принципиальным моментом является изоляция не только задач, но и сложности упражнений.
Детский ум пока способен охватить в ходе занятий только одну задачу одной сложности одномоментно.
Скорости внутренних процессов не хватает для значительного распределения внимания, быстрого произвольного переключения внимания. В упражнении показывается только что-то одно и одной сложности, даже если позже вы сможете использовать это же пособие более сложным способом. Только тогда, когда ребёнок научится тому, что даёт упражнение, можно и имеет смысл идти дальше. Пособие отличается от игрушки именно этой возможностью, - оно имеет определённую цель для развития ребёнка, помогает развить какой-то полезный навык, умение. В пособии нет ничего лишнего, отвлекающего и развлекающего.
Показывается всё медленно и молча, так как маленький ребёнок не может даже распределить внимание одновременно на слух и зрение. Сразу называем, затем медленно показываем.
Каждое отдельное упражнение намеренно предлагается в отдельной коробке или на отдельном подносе, - это помогает малышу понять и достичь поставленной в пособии цели. Даже если отдельные пособия в коробках или на подносах разложить на полках вплотную друг к другу или слишком близко, ребёнку будет трудно сделать выбор, так как всё это будет восприниматься им как сплошная лента. Его внимание будет иметь большие затруднения с разделением этой ленты на отдельные предметы. И опять хаотичное состояние! А это отражается не только на развитии, но и на состоянии и на здоровье, на поведении ребёнка.
3. Каждое пособие в развивающей среде как-то связано с реальной жизнью, помогает в ней освоиться и преуспеть. Ребёнок с интересом учится самостоятельности в уходе за собой, в самообслуживании, в еде, в туалете, в уходе за предметами обихода, быта, за растениями и животными. Предметы используются красивые и удобные, по весу и по размеру, по величине усилия подходящие малышу. В среде не может быть посторонних предметов, лишних, ломанных, таких, которые не используются для конкретных целей, не имеющих практического смысла, "занимашек" и "отвлекалок".
Пособия не "украшаются" лишними отвлекающими яркими картинками, особенно далёкими от реальности, например, зверюшками в одежде. Малыши не различают что реально, а что выдумка до определённого возраста, всё воспринимают как реальность этой жизни и могут быть сбиты с толку.
Скажем, за дверкой с замочком у малышей до трёх лет может находиться какой-то подходящий предметик или картинка, шарик, но внутри. Детям старше трёх в этом уже нет такой надобности.
Итак, получается, что в бизибордах:
- смешаны занятия для детей разного возраста,
- смешаны занятия с разными задачами,
- занятия расположены очень близко одно к другому и все на одной доске;
- не все занятия имеют конкретную цель вообще,
- занятия не имеют практической значимости, и даже если она как бы заложена, реализовано это так, что ребёнок её не понимает,
- используются "занимашки", "завлекалки", "отвлекалки", "украшалки",
- занятия большинству детей быстро надоедают, и их не поменяешь местами, не разделишь, не обновишь,
- занятия если даже и дают небольшую пользу в развитии движений рук, они неудобны и не по возрасту ещё и тем, что малышам важно брать предметы в руки, крутить, вертеть их, переворачивать...
В целом, бизиборд способствует созданию внутреннего хаотичного состояния ребёнка, и может способствовать созданию состояния неуспешности.
Уверена, что специалисты могли бы дополнить этот список, это только основные моменты.
По моему мнению, для развития дома лучше всего вовлекать ребёнка по возрасту и по интересу в реальную текущую жизнь, организовать его быт так, чтобы он по ходу учился открывать банки, завинчивать крышки, закрывать и открывать замочки, что-то нажимать, поворачивать, складывать, сортировать... А на занятия лучше ходить в развивающую Монтессори среду по возрасту.
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №219120201154