Проверка глазомера

Секретаря институтского научно-технического совета Геннадия Сергеевича друзья называли Гена-крокодил. Причем тут Чебурашкин приятель? Я еще раз посмотрел мультик Эдуарда Успенского, Гена-крокодил  любил читать расписания поездов и играл в шахматы. Может, Геннадий Сергеевич был шахматист?
Через пару лет моей работы в этом НИИ он пригласил меня к себе в кабинет.
- Вы новый сотрудник с большим опытом работы на заводах нашей  отрасли, - сообщил мне Геннадий Сергеевич, - поэтому, дирекция института оказала вам высокое доверие: вы включены в состав научно-технического совета института, или сокращенно НТС. Теперь у вас появился почетный долг: присутствовать на всех его заседаниях.
- Геннадий Сергеевич, я никогда не был членом НТС, - сказал я, - боюсь не справлюсь.
- Не бегите впереди паровоза, - посоветовал он, - я вас введу в курс дела.
Я уже знал этот анекдот. Едет поезд, а впереди паровоза бежит еврей. «Абрам, спрашивает случайно увидевший его, приятель, зачем ты бежишь впереди паровоза?» «Я очень спешу и хочу как можно раньше прибыть на место».
- Значит так, - продолжал Геннадий Сергеевич, - увидев объявление об очередном заседании НТС, в указанное время вы откладываете все дела и являетесь в наш актовый зал. Понятно?
- Понятно.
- На первый ряд не садитесь, там сидит дирекция и гости. Второй ряд занимают начальники отделов. Третий ряд отводится для заведующих лабораториями. Остальные ряды – по вашему усмотрению. Последний занимать не рекомендую, там сидят любители вздремнуть. Понятно?
- Понятно.
- Вы будете слушать выступления руководителей научных тем с отчетами о сделанной ими работе. Если захотите выступить с оценкой работы, поднимете руку, и я вам дам слово. Оценки могут быть три: работу одобрить, доработать или отклонить. Будьте принципиальны, твердо отстаивайте свою точку зрения. Потом будет голосование путем поднятия рук. Вы увидите, в нашем НТС только специалисты высокой квалификации. Всё.

Дома я похвастался жене о своей новой нагрузке.
- Сядь на последний ряд, - посоветовала она, - все равно твое мнение никого не интересует.
Когда на доске приказов появилось объявление о заседании НТС, я решил тщательно подготовиться. Начал с того, что сразу пошел разыскивать докладчика, чтобы первым в очереди посмотреть его отчет о проделанной работе. Докладчик был в отгуле, а его отчет был заперт в столе и никакой очереди не было.
Я не послушался жены и сел на четвертый ряд, откуда было хорошо видно и слышно. Напрасно я пытался понять почему математическое ожидание и среднее квадратическое отклонение помешали докладчику сделать стохастический вывод в своей работе. Я посмотрел по сторонам, у всех были умные лица. Я тоже сделал умное лицо и поднял руку, однако Геннадий Сергеевич мне слова не дал, и я решил проголосовать как все. Отчет был одобрен единогласно.
В конце дня я зашел к нему в кабинет.
- Геннадий Сергеевич, я на НТС тянул руку, а вы мне слова так и не дали.
- Я хотел чтобы вы сначала присмотрелись, а что вы хотели сказать?
- Мне показалось, что работа, о которой докладывали, не имеет практического результата, и я хотел спросить, какую пользу эта работа дала бы заводу?
- И хорошо, что я вам не дал слова, вы бы показали, насколько вы далеки от понимания деятельности института. Научная работа имеет свою специфику. Знаете что сказал по этому поводу Эйнштейн? Он сказал: «Я хорошо понимаю, почему многие так любят колоть дрова: тут сразу налицо результат работы».

- Ну как твой первый НТС? - сочувственно спросила жена.
- Ученый секретарь посоветовал мне идти колоть дрова. Я проголосовал «за», как все.
На следующем заседании выступала с отчетом молодая сотрудница. Мне показалось, что работа не закончена: опытный образец во время испытаний сломался, и, как она сказала, неожиданно подошла зима, так что никаких экспериментов проведено не было. И снова все единодушно одобрили работу, а мою поднятую руку Геннадий Сергеевич опять не заметил, сообщив, что отчет принят единогласно.
Когда все выходили из зала, я подошел к приятелю.
- По-моему, работа не закончена, - сказал я.
- Да, она ни черта не сделала, - согласился он.
- Но ты голосовал «за»? Почему?
- У нее двое детей и ее недавно бросил муж.
В другой раз со мной поделился еще один знакомый.
- Эта работа - выброшенные деньги, - заметил он, - но я голосовал «за», скоро я сам буду докладывать свой отчет и не хотел бы, чтобы этот тип со мной расквитался.
Постепенно я понял, что принципиальная позиция на НТС состоит в том, чтобы поднимать руку «за». Как-то, подняв руку  «за», я встретил одобрительный взгляд Геннадия Сергеевича и понял, что колоть дрова меня не пошлют.

- Я сегодня снова заседал в НТС, - сообщил я вечером жене, - и снова проголосовал «за» как все. По-моему, это обсуждение – простая формальность! О, пришел новый номер «Наука и жизнь»! Дай посмотреть.
В журнале меня привлекла статья об интересном эксперименте. Психолог собрал в комнате десять добровольцев и сообщил, что будет проверка глазомера. На экране были показаны три линии разной длины. Даю вам пять минут, сказал психолог, вы должны молча решить про себя какая линия самая длинная. Потом он стал вызывать каждого по имени.
Вторая линия самая длинная, сказал первый доброволец. Я согласен, присоединился другой. Конечно, вторая, заявил третий. Так по очереди все десять добровольцев признали самой длинной вторую линию.
На самом деле целью эксперимента являлась не проверка глазомера, а проверка способности человека отстаивать свое мнение. Было видно невооруженным глазом что самая длинная линия - первая. Выходит все они ошиблись? Нет, первые  опрошенные девять человек, которые говорили, что самая длинная линия - вторая, были «подсадными утками», такое указание они получили от психолога. Проверял психолог только десятого, что тот, конечно, не знал. Сумеет ли он отстоять свое мнение против всех остальных? Конечно, десятый видел, что самая длинная линия - первая, но идти против большинства не решился.
Эксперимент проводился многократно и десятый не соглашался с единодушным мнением предыдущих девяти крайне редко. Причем, психолог заметил, что если испытуемый присоединялся к мнению большинства, он выглядел спокойным и довольным, а если отстаивал свое мнение, он был раздражен, взволнован и чувствовал себя крайне некомфортно!
- Все, - заявил я, дочитав статью, - на следующем НТС, если я буду не согласен, просто выйду на трибуну и буду отстаивать свое мнение!
- Ты что, хочешь нажить врагов или вылететь с работы, - спрашивает жена, - у нас тоже двое детей.
В самом деле, подумал я, мне что, больше всех надо? Просто голосовать  «за» - это добрая институтская традиция. И не только институтская…

Через пару лет я сам докладывал на НТС результаты своей первой научной работы, очень волновался, работа была слабая, но все единогласно проголосовали «за».
- Как прошел твой первый отчет? - спросила жена.
- На ура! Хорошо иметь дело с квалифицированными специалистами.


Рецензии
Крокодил Гена безусловно шахматист

Никифоров   05.12.2019 21:15     Заявить о нарушении
А вообще-то на нашем техсовете можно было неплохо вздремнуть.

Ефим Шейнис   22.10.2020 03:18   Заявить о нарушении