Преферанс

Вы умеете играть в преферанс? Нет? Ничего сложного. Я вас научу. Эту игру я освоил в южном городе, куда после окончания института меня забросила судьба.
Летом там бывало очень жарко. Спасаясь от духоты вечером мы часто выходили из общежития, чтобы посидеть на скамеечках перед домом.
Мы - это трое обитателей комнаты молодых специалистов: я, Саша и Ваня.
Саша был родом с Севера и решил вволю наесться арбузов. Чего, чего, а арбузов здесь хватало. Мы купили целый мешок и закатили арбузы под кровать. Когда было жарко и хотелось пить, выкатывали из под кровати очередной арбуз.
А Ваня немедленно записался в вечерний университет Марксизма –Ленинизма. Такого добросовестного студента я не встречал. Как-то вечером он занял стол конспектами и учебниками истории.
- Ваня, - удивился я, - ты ведь сегодня сдал экзамен? И кажется на пять?
- Да, - сказал Ваня, - но один раздел я знаю слабо и сейчас его подучу…

В тот вечер мы дышали свежим воздухом, рассказывали анекдоты, делились похождениями с женским полом, просто курили и к нам подошел незнакомый парень. Попросил закурить и сел рядом, отрекомендовавшись журналистом. Я уже выпускал на заводе стенную газету и завел с ним разговор о литературе.
Влад, так звали журналиста, оказался очень начитанным, интересовался нашей заводской тематикой, он сотрудничал с одной из городских газет и пообещал познакомить меня с кем-то из редакции. Похоже, что его литературная деятельность не была слишком прибыльной, так как он отказался пойти с нами поужинать в ближайшее кафе, ссылаясь на задержку гонорара, но мы его уговорили и взяли расходы за ужин на себя. Жил он недалеко с мамой, не был женат. Постепенно он стал душой нашей компании и стал часто бывать у нас. Как-то вечером уже зимой Влад заявился с сумкой, из которой торчали бутылки пива.
- Получил гонорар, - сообщил он, - отметим это событие, - а чем вы заняты, перекидываетесь в картишки?
Мы играли в очко.
- Ребята, - сказал Влад, - вы уже не студенты, хотите я вас научу игре, в которую играют инженеры - преферанс. Это – интеллектуальная игра, в которой успех зависит не столько от расклада карт, сколько от интуиции, умения разгадать замысел противника, не упустить своего шанса, логически мыслить
Мы переглянулись: очко всем надоело.
- Я знаю анекдот про преферанс, - сказал я, - мужики играют в преферанс в квартире у одного из игроков. Засиделись допоздна, вышла жена хозяина и очень недовольная потребовала вести себя в их квартире потише. Дорогая, сказал муж, ты не шуми, это уже не наша квартира.
Анекдот старый, все сдержанно засмеялись, а Влад уселся за стол.
- Нужен чистый лист бумаги, - сказал он, - и карандаш. Сейчас я расчерчу пулю. Вам сначала покажется сложно, но потом вы увидите, что игра вас захватит. Вы сдавали сопромат? Тогда вы легко осилите эту игру.
Он объяснил правила игры, которые я тут же законспектировал в тетради, чтобы мы могли потренироваться и без него.

Зимние вечера бывают очень длинными и неженатый Влад, наверное, скучал. Когда мы познакомились поближе я узнал, что он фронтовик и из-за ранения у него плохо работала правая рука. Он научился писать левой, а стакан с пивом правая рука держала, и на том спасибо, говорил он.   
Первый вечер был учебный. Мы осваивали систему торговли, учились делать распасовки и заполнять свои поля: гору, пулю и висты на листке с записями хода игры. В следующий вечер он предложил сыграть на деньги.
- Играть на интерес в преферанс нельзя, - объяснил Влад, - так вы никогда не научитесь. Давайте по маленькой, ну проиграете несколько рублей, у вас же не стипендия.
Мы согласились. Конечно, когда окончили игру, в выигрыше оказался Влад, мы трое прилично проигрались. Я уже подумал, не восполняет ли Влад так свой скромный бюджет?
- Влад, мы сейчас без денег, - сказал Саша, - пожалуйста, подожди до зарплаты и мы рассчитаемся.
- Даете слово?
- Даем, - подтвердил Ваня.
Он согласился, что бы мы уплатили проигрыш через пару недель, когда получим зарплату, приподнял покрывавшую стол старую потертую клеенку и засунул под нее листок с нашими проигрышами.
Потом еще один вечер сыграли на тех же условиях, потом еще один. Постепенно игра стала захватывать нас, наши проигрыши увеличивались, листки под клеенкой стали нас беспокоить. Проблема разрешилась неожиданным образом: однажды, вернувшись с работы, мы увидели на столе новенькую клеенку. Я тут же заглянул под нее, там ничего не было.
- Тетя Дуся, - спросил я уборщицу, - это вы поменяли у нас на столе клеенку?
- Я, у вас уж больно старая была. А что, новая вам не понравилась?
- Понравилась. А вы не видели под клеенкой…
- Старые бумаги? Так я их выкинула, нечего мусор на столе собирать. Там было что-то важное?
- Да нет, ничего, спасибо.

Вечером пришел Влад.
- Ребята, я знаю, у вас сегодня была зарплата, надо рассчитаться.
- Влад, - сказал я, - видишь ли…
- Никаких отговорок, вы дали слово! Ого у вас новая клеенка!
- Влад, - видишь ли…
Не дослушав, Влад приподнял клеенку. Немая сцена.
- А где все листки?
- Влад, - видишь ли, это сделала уборщица, мы были на работе, она убирала, поменяла клеенку и листки выбросила. Нам тоже неприятно.
- Что значит неприятно! Я вас научил играть, а вы…
- Влад, мы приглашаем тебя в ресторан, будешь есть и пить, сколько захочешь.
Мы пошли с ним в ресторан на улице Ленина и поднимали тосты за гору, пулю, висты, распасовки и другие термины преферанса. Я вспомнил еще один анекдот.
- Трое играли в преферанс и самый азартный схватил восемь взяток на мизере. Ему стало плохо, скорая установила инфаркт и через пару дней его хоронили. Двое шли за гробом обсуждая перипетии злосчастной игры. «Ему надо было сразу пойти с бубей, - сказал один.» «Ты что, - возразил другой, - если бы он пошел с бубей, было бы еще хуже.»

Больше играть в долг Влад не соглашался. Он прав, когда играешь на наличные, не так рискуешь. Через какое-то время Влад сообщил, что женится и куда-то переезжает.
- Теперь мы сможем сыграть у меня дома, - пообещал он, - первого мая я зайду за вами.
Мы купили бутылку хорошего коньяка, первого мая вернулись с демонстрации пораньше, помыли шеи, прилично оделись и ждем. Влад не обманул, пришел вечером, поздравив нас с праздником и добавил:
- О, ребята, я вижу, вы разоделись и куда-то собрались, не буду вас задерживать.
И с этими словами он исчез, больше я его не видел.

Но мы уже освоили эту игру и могли играть без него.
С тех пор я полюбил преферанс. Хотите сыграть? Это – интеллектуальная игра, в которой успех зависит не столько от расклада карт, сколько от интуиции, умения разгадать замысел противника, не упустить своего шанса, логически мыслить. Я вас научу. Но только за наличные. Играть на интерес в преферанс нельзя, никогда не научитесь. 


Рецензии
Хорошо написано. Мой личный рекорд - 26 часов за столом без сна и водкой почти без закуски. В армии, в Германии. Там отточил мастерство. Когда учился в военной академии в Москве, эта игра даже подкармливала иной раз. Ну и сейчас не упускаю случая).

Степан Астраханцев   26.05.2020 11:39     Заявить о нарушении
Степан, спасибо за добрые слова! Когда я был студентом, до преферанса мы еще не доросли, играли в очко. Помню были объявлены какие-то выборы и нас предупредили, что все общежитие должно в 6 утра проголосовать первым. Так мы стали на стахановскую вахту: всю ночь играли в очко, первыми проголосовали и пошли спать.

Ефим Шейнис   22.10.2020 03:03   Заявить о нарушении