Вариации на тему Бенедикта Спинозы

Вариации на тему Бенедикта Спинозы
               
Determinatio est negatio.
Определение есть отрицание.         


*   Determinatio est negatio, «определение есть отрицание», – утверждая нечто, отрицаем всё иное, отрицаем, отвергаем не-нечто; утверждение нечто устремлено «внутрь» нечто, и такого рода утверждение является одновременно и отрицанием всего, что существует вне нечто. Определ;ние есть опред;ливание, наделение пределами, пределы же привносят в нечто качественную определённость, форму, внешнюю и внутреннюю, структуру, позволяющие выделить это нечто из ряда иных нечто.

*  Утверждение одних качеств, свойств, форм и статусов есть отрицание всех иных качеств, свойств, форм и статусов; любому утверждению по необходимости сопутствует отрицание иного; и нет утверждения без отрицания. Всякое утверждение есть в то же время и отрицание того, что не утверждается; omnis affirmatio est negatio omnium aliorum («всякое утверждение есть отрицание всего иного»); любое положительное содержание самим фактом его утверждения отстраняется и обособляется от всех иных содержаний, их отрицает и им противостоит. Негативность любого утверждения – необходимое условие этого утверждения, и без такого необходимого условия утверждение невозможно. Таким образом, любое утверждение, в сущности, негативно – и любое утверждение есть радикальное отрицание.

*  Благодаря утверждению ничто становится нечто, но в нашей реальности любое утверждение неабсолютно и содержит в себе огромный негативный посыл. (Например, утверждая «красное», мы отрицаем все иные цвета; утверждая «сладкое», мы отрицаем все иные вкусовые качества.) Попытка утверждения чего-либо в нашей реальности скорее ведёт к отрицанию, нежели к утверждению; стремление наделить нечто определёнными качествами и свойствами, в сущности, означает лишение этого нечто всех остальных качеств и свойств. Определ;ние, опред;ливание в гораздо большей степени является отрицанием, нежели утверждением; и формализация с помощью внешних границ неизбежно минимизирует внутреннее содержание ограничиваемого нечто. Качественная определённость неразрывно связана с отсутствием громадного и, в сущности, неисчислимого количества иных качеств, а наделение определёнными свойствами есть решительный отказ от всех иных свойств.




*  «Масса бытия», в которой общезначима формула «определение есть отрицание», предполагает экзистенциальное разнообразие; такая реальность не едина, а множественна, и множественность внутри неё достигается взаимоотрицанием её элементов: определённое, определи;вшись, опред;лившись, определя;ясь и опред;ливаясь, отрицает тем самым всё иное, и экзистенциальный плюрализм такого бытия зиждется на идее «отрицания во все стороны», исходящего от каждого определённого нечто.
Определение как отрицание – залог множественности реальности и её разнородности, а диалогичность утверждения и отрицания оказывается внутренним динамическим принципом такой реальности.

*   Каждый элемент реальности, в которой безраздельно царит общезначимый закон «определение есть отрицание», является, в сущности, целым, ибо устремляющее своё отрицание во все стороны определённое нечто отрицает частичность и деконструирует тем самым древнюю как мир ось «части – целое». В такой реальности определённое нечто – не часть и не фрагмент всеобщей «массы бытия», но цельное, целокупное и замкнутое бытие, цельное своими пределами и исходящим от него во все стороны отрицанием. На такой картине реальности мы видим конгломерацию самостоятельных бытийных единичностей, которые вовсе не следует рассматривать как части и (или) как фрагменты, компоненты и составные элементы всеобщего целого. Определённое нечто цельно, и цельно своей тотальной внешней негативностью, позволяющей ему внутренне утвердиться – утвердить себя как целокупное бытие. Такое понимание действительности 
аннулирует столь значимые бытийные архитектоники, как, например, «части – целое», «причастность бытию», «иерархия сущего», «дольнее – горнее»; и так истолковываемая реальность представляет собой серию независимых целокупностей, экзистенциальная автономия которых отменяет вопрос о бо;льших или меньших степенях их существования. Одно определённое нечто существует в той же степени, что и иное определённое нечто, правда, уникальность каждого экзистента не позволяет сравнивать их между собой. Цельность, целокупность бытия – вот тот единственный признак, по которому можно сопоставить одно определённое нечто с другим определённым нечто, но сама специфика их бытия убеждает в том, что бытие одного определённого нечто бесконечно отличается от бытия иного нечто.

*  Общезначимость формулы «определение есть отрицание» вскрывает перед нашим умственным взором и иную сторону этой философемы: то, что определяется, – отрицается; то, что определяемо,– отрицаемо. Наделяя нечто границами, пределами, мы тем самым сужаем, уменьшаем и минимизируем его внутреннее положительное содержание. Помещая на одну чашу философских весов определённое нечто, а на другую – бесконечное и отрицающее любые пределы всё, мы ясно видим, что при таком соотношении утверждение определённого нечто является, в сущности, внутренним отрицанием этого нечто, отрицанием, направленным внутрь ограниченного нечто. Определённое нечто отрицает себя, ибо отграничивает себя от бесконечного разнообразия всего, – и именно в этом смысле акт определения есть акт отрицания самого себя. Separatio ab omnibus est interna negatio sui. Определился, определи;л, опред;лил себя, значит, отделил себя от всего иного и тем самым минимизировал самого себя. Наделённое пределами нечто, данное и рассматриваемое на фоне всего иного, благодаря своим пределам и границам утрачивает своё внутреннее содержание, и потому акт ограничения является, в сущности, актом внутреннего самоотрицания и отказа от бытия.

            
         *   *   *   *   *
       












 



 


Рецензии