О биряковских именах

     Внимательно изучала составленную в 2015 году родословную Николая Михайловича Рубцова и опубликованную в книге Г. Рубцовой "Под куполом синих небес". Удивили меня многие имена рода Рубцовых - жителей деревень Самылково, Попово, Логиново. Объяснение здесь простое: крестили родившихся младенцев в храме села Спасского, имена давали по церковным святцам. Выбирать требовалось строго по ближайшему имени святого. Вот и встречаются совсем неожиданные для нынешнего времени мужские имена:  Иов, Павлин и Устиний, Карп и Антипа, Ксенофонт и Никифор, Аполлоний и Аполлос, Филарет и даже Философ. Такие же неожиданные и женские: Афимья, Пульхерия, Фелицата, Хиония, Домна (и Доминика), Матрона, Феодора. Женское имя Павла встречается в родословной трижды.

         У Рубцова Ильи Андреевича дети получили такие имена:  дочь Аполлония (1840 г. р.), сын Аполлоний,  1843 г. р. (его сын – Илья Аполлонович) и сын Аполлос, 1845 г. р. (его дочь – Павла Аполлосовна). А у Рубцова Философа Ивановича было две дочери: Александра Философовна и Анна Философовна.  Такая вот интересная история.
Поделилась этой мыслью с Валентиной Витальевной Грибовой, 1936 г.р., уроженкой деревни Климовская  Тотемского района. Она пояснила:
- Имена раньше, когда крестили  в церкви,  выбирали по иудейскому                именнику. Хочешь - не хочешь, а бери. Закон такой. У меня прадед по
материнской линии был Мельхиседек Анемподистович. Дед - Василий Мельхиседекович. Свекор - Канидий Никандрович, муж, соответственно, Виталий Канидьевич. Бабушку мою звали Павла Александровна, и у мужа его младшую сестру тоже Павла.

   Что-то никак не слышала я таких имен в наших белозерских краях. Может, они и были, но не слышала. Самое редкое имя, даже не имя, а отчество, я узнала только из повести В. Белова «Привычное дело»  – Иван Африканович. Но начала припоминать: у коллеги мужу отчество Александр Кронидович (его отец назван в честь деда),  и она рассказывала, что дед требовал и внука, родившегося в 1978 году, тоже назвать Кронидом – не нарушать семейную традицию. Живет-то он в Череповце, но родом – откуда думаете?  Из Сокольского района.

-  Биряковския края наши особые, вот и имена особые, - подвела итог разговору Валентина Витальевна.

К разговору об именах присоединилась Елена Николаевна Рубцова: «Да, это интересно. Но я не удивляюсь. У нас на Толшме тоже имена редкостные: Протальон, Единар, Калуф, Иринарх. У моей тети деда звали Асекрет". Алексей Хомутов на страницах группы ВК «Стрелица» заметил: «Асекрет появилось уже в советские времена, выговорить не могли. Правильно – Асигкрит». Учительница Любовь Сергеевна Мартюшова вспомнила, что была на практике в деревне Коробицыно Сямженского района. Слышала там имена Пиолина, Архелая, Кенсарин.


Рецензии
Здравтвуйте, уважаемая Екатерина.
Мы грязовецкие 60 км от городка.
Анеподистович моё отчество.
В жизни всречал редко.
А у Вас есть ещё и более редкие.
Спасибо. Интересно.

Юрий Кутьин   04.12.2019 14:51     Заявить о нарушении
Юрий, рада весточке от вас. Спасибо, что заметили. Я училась на филологическом в ВГПИ, и нам никто не объяснял, в чем отличие западной части нашей области от восточной. Хотя бы в именах.

Катерина Никанорова   04.12.2019 18:08   Заявить о нарушении
Один сходный момент я вспоминаю. "К входной двери приставленная палочка." Я тоже не держу замков. Заглядывайте. Все вещи у меня коротенькие.

Юрий Кутьин   04.12.2019 18:30   Заявить о нарушении