Как в Бирякове сватались - женились

     Дедушка Валентины Витальевны Грибовой, Василий Мельхиседекович Елисеев, родился в 1856 году. Когда ему исполнился 21 год, его забрали в солдаты.  Это как раз в 1877 году. А тут и война с турками началась. Переживанье было за парня: хоть бы не убили. Но Бог миловал. Служить надо было 8 лет – долга солдатская   
            Его отец, Мельхиседек Анемподистович, сразу же решил парня женить. А невест как искали? Свах никаких в деревнях не было. А были в родне всегда тетки, которые всех девушек деревенских  знали наперечет.  Да и все  невесты на виду. Перво-наперво – это из какой семьи девушка, какой достаток, как хозяйство содержится, трудолюбивая ли. По одежде, в какой в церковь ходит, - рукодельница ли. Если на беседах деревенских бывает,  как там себя ведет. Какая слава о ней идет – в
           Это и Владимир Иванович Даль подтвердить может. В своем знаменитом словаре он укажет все оттенки этой славы и пояснит: «Вот если девушка – щеголиха, прославленная на всю округу красавица – это славутница. Если уж нет щегольства да и красоты писаной – тогда слАвенка. А если бесприданница, назовут славёнка». Все слова из северных говоров.
   Вот и поехал Мельхиседек Анемподистович с сыном по биряковским деревням – невесту выбирать. Ездить по отдаленным деревням, за 5, за 7 километров, было принято. Объяснялось просто: «чтобы дурак в семье не родился», ведь в с
          В одну деревню съездили, в другую, третью… Всех указанных тетками невест пересмотрели: и на выданье которые – за двадцать лет, и помоложе, дело уж до молодых вдов дошло (после войны в каждой деревне вдовы!) – все не те. Уже отец осерчал: «Бери же кого-нибудь»! И Василий выбрал… Павлу, девушку, которой только что исполнилось 16 лет. Худенькая, несмелая, но красивая.  А отец: «Павлу так Павлу. Тебе жить».
      Венчались в храме Спасском, привезли молодую жену в дом к Елисеевым. Еще младшие братья да сестры у Василия в доме жили – от них не отличить молодой жены.
     Сосед зубоскалил: «Ну, Мелься, ездил-ездил и выбрал невестку!» Дальше, естественно, шла прибаутка, не совсем приличная: «У нее ни титек, ни холок, а …опа, как осколок!»
      Молодые жили дружно, не слышно было от них худого слова, работали оба с утра до вечера. Одно не ладно  - дитяти  у них не рождалось 4 года. Опять было сосед готов был шуточки свои отпускать, но в двадцать лет вошла молодая в полную силу и начала детей рожать. Мать Валентине так объясняла: «Силу взяла. Добавила к юбке на паворот два аршина». Семерых родила. Каждый через три года на свет появлялся: Александр – 1899,  Василий – 1892, Екатерина – 1895, Павел – 1898,  Иван – 1901, Надежда – 1904, Александра – 1901.
         13 лет разницы в возрасте жены и мужа, а жили всю жизнь душа в душу. Четырех сыновей родили – земли получили 4 десятины. Всю засеять нужно. Ничего не пустовало:  десятина ржи-пшеницы, десятина овса, десятина ячменя, десятина картошки. Овощей огород. Скотины полный двор. Две лошади держали, три коровы – удобрять землю надо навозом. Дом двухэтажный биряковский выстроили.  «Всё-то ладно, всё-то дружно!  - только такие рассказы и слышали от матери Павлы Александровны подраставшие дети. – С утра дотемна работать надо. Тяжело, а в радость – на себя, на семью ведь, на детей работаешь!»


Рецензии