Пьеса для теневого театра Девочка в футляре

          Альбина Сберегаева
          ДЕВОЧКА В ФУТЛЯРЕ
          правдивая история в двух актах

Действующие лица:

РИММА СМИРНОВА, 5 лет. Живёт в Вологде на улице Чернышевского, д.15. Любит фантазировать и разговаривать с куклами. На голове бант.

ЮРИК СМИРНОВ, 9 лет. Школьник. Мечтает быть похожим на папу и считает себя сильным.

КСЕНИЯ НИКОЛАЕВНА СМИРОНОВА, МАМА,  34 года, мать  Риммы и Юрия. Работает уборщицей в конторе. Говорит тихо и немного грустно, так как очень устаёт на работе.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СМИРНОВ, ПАПА,  36 лет. Муж Ксении Николаевны , отец Риммы и Юрия. На фронте. Голос весёлый. Характер оптимистичный.

СТРАШНАЯ КУКЛА, кукла. Сшита из старыых чулок. Отсутствуют руки и ноги. На голове нитки. Лицо нарисовано черным химическим карандашом.

ФРАУ, немецкая кукла.  В длинном  атласном платье и соломенной шляпе. 

                МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
СССР, город Вологда, улица Чернышевского, д.15. Одноэтажный, деревянный дом. Квартира в мансарде.  Большая темная комната и одно окно. В углу огромные напольные часы.
               

                ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ
                1943 года, перед новым годом
                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

           Комната в  мансарде  семьи Смирновых.
                Явление 1

   Слабый (или  в центре) свет на экране. Появляется черный круг.
   От круга один за другим отходят черные лучи.               

РИММА: Каждое утро я углем рисую на стене солнце. Это круг. Это лучики. Солнце черное, так как других красок у меня нет.  И солнца за окном нет. Лишь снег, снег и темнота.
Меня зовут Римма. Мне 5 лет. Я каждый день жду маму с работы. Брат Юрик  после школы убегаем по своим делам. И мне не так одиноко, когда в комнате своё солнце.

              Экран становится ярче. 

Поздно ночью мама приходит с работы. Мы уже с Юриком спим. Она тихо прибирается в комнате и смывает со стены солнце. Не страшно, я утром нарисую новое. Так будет всегда, пока…….

МАМА: Римма, иди кушать. Еще теплые олашки.
РИММА: Не вкусно, мамочка. Это очень не вкусно.
МАМА: Что поделать. А ты закрой глаза и кушай. Закрой. На, откуси.
РИММА: Не могу, пахнет противно. Как будто мышки пописали в опилки.
МАМА:  Фантазёрша (говорит с нежностью, вздыхает). А я все думаю,  где сейчас наш папа. Снег на него падает, мороз кусает. Когда он в последний раз кушал? Сердце  щемит. Но нам нельзя раскисать. Он был бы рад узнать, что у нас всё хорошо
РИММА: Хорошо. Вот (берёт олашку в рот) . И вот. И ещё. Съела. Я молодец? А теперь немного поиграем?
МАМА: Нет, Римма. Я ухожу на работу.
РИММА: Опять на работу (вдыхает). Ну ты хотя бы там танки для фронта делаешь?
МАМА : Нет.
РИММА: Неужели самолеты?
МАМА: Нет. Я уборщица. Мою пол, выношу мусор, топлю печи.
РИММА: Как уборщица? Почему ты не чего не делаешь, чтобы мы победили,  и  папочка быстрой пришёл  с войны?
МАМА: Ну, кто-то убирать мусор должен, мыть полы. Когда чисто- приятно людям работать.
И когда в кабинетах тепло, то не нужно карандаш держать в перчатках и дыханием оттаивать чернила. Каждый занимается своим делом. Каждое дело важное. Одни конструируют, другие собирают, третьи нас защищают. А я мою для всех полы.
РИММА: Мама, давай, ты потом тоже пойдёшь собирать танки. А сегодня не уходи. Мне грустно одной дома. Хотя бы мне куколку какую-нибудь, а то  вечерами страшно. Вдруг меня крыса утащит.  Уже пыталась.
МАМА: И что же эта крыса делала?
РИММА: В углу шабуршала, зубы точила.
МАМА: Бедолага ты моя, бедолага. Потерпи. Вот закончится война , папа вернётся и….. И у нас всё будет по-другому. Хорошо будет, сытно. А сейчас Юрик принесёт дрова для печки и посидит с тобой.

                Мама уходит.

                Явление 2
         Брат Юрий заходит в комнату. Разжигает печь.

Римма: Юрик, расскажи сказку ?
Юрик: Какую?
РИММА: Про еду……
ЮРИК: Опять про еду? Может, про теремок? Ну, слушай про еду. Снесла курочка яичко.
РИММА: Яичко...... м…..если  разрезать по полам, то внутри оранжевое солнышко. Так вкусно. Ты желток любишь? 
ЮРИК (проглатывая слюну): Не перебивай. Так вот, снесла курочка яичко. Не простое, а золотое.
РИММА: Какая глупость. Зачем золотое? Лучше каши для всех. И хлеба.
ЮРИК: Перебиваешь!
РИММА: Не буду.
ЮРИК: Так вот, не простое, а золотое. Дед бил -бил, не разбил. Баба….
РИММА: Какой слабенький. Потому что старый. И кушает мало. Помнишь, во двор привезли целую гору дров, и папа за день переколол. Мама сказала, что он сильный.
ЮРИК: Да, папа у нас сильный и смелый. Я весь в него. Вот, чуть-чуть подрасту и тоже таким буду. Всё вам переколочу.
РИММА: И я . И я буду и переколочу.
ЮРИК: А вот и не будешь.
РИММА: Это ещё почему?
ЮРИК. Ты трусиха. Боишься дома одна остаться. А мне уйти нужно.
РИММА: Но сегодня школа закрыта, и ты должен сидеть со мной.  С пацанами в футбол пойдёшь играть? Да? Мама сказала, что валенок на тебя ненапосёшься.  Сиди со мной и рассказывай, как курочка бежала, хвостиком махнула и яичко раскололось.
ЮРИК. Не буду. Сказал, что мне нужно на улицу, значит нужно.
РИММА: Зачем?
ЮРИК: Ты девчонка, секреты не умеешь держать. Язык как помело.
РИММА: Я уже язык за зубами спрятала, говори.
ЮРИК: Так вот, на фронт я ухожу, к папе (шепчет) . Ружье буду помогать носить. 
РИММА:  К папе? Ружье носить? Как здорово! А как же я ? Одна дома?  Боюсь…
ЮРИК: Не хнычь, я тебе куклу с фронта принесу.
РИММА: Куклу? Какую?
ЮРИК: Какую захочешь.
РИММА : Хочу в длинном красном платье и шляпке.
ЮРИК: Договорились. Ну, я пошёл?
РИММА: Нет. Это потом. А сейчас поиграй со мной.
ЮРИК: (Вздыхает) Во что играть будем?
РИММА: Давай, я хозяйка, а ты моя собачка Жучка. Вставай на четвереньки и лай. 
ЮРИК: Вот ещё. Давай в прятки. Прячься, а я искать тебя буду.
РИММА: Куда же мне спрятаться? Только кровать и стол. Не в печку же лезть.
ЮРИК: А вот, в футляр от часов. Тебя я точно там не найду.
РИММА: Хорошо,  не поглядывай и считай до десяти
ЮРИК: Раз, два, три………..

            Подходит  к футляру.

ЮРИК: (Шепчет) Вот бы её там запереть, а самому на фронт уйти.  Жалко, маленькая ещё, но папа ждет.  (защёлкивает замок в футляре часов).
Четыре,  шесть, десять (говорит громко) . Иду искать. Ищу. Под столом нет. Под кроватью нет. Может, она на улицу ушла?
РИММА: (кричит) Нет, я тут. Я в часах.
ЮРИК: (делает вид, что не слышит. Говорит очень громко) Точно на улицу ушла гулять.  Ну ладно, а я тогда к папе ухожу на фронт. Ну, я пошёл……..
РИММА: (кричит) Я тут ! Тут! Ушёл.

             Явление 3
РИММА: (стучит в дверку футляра, плачет) Папа, папочка.
ПАПА: Римма, не плач.
РИММА: Кто это? Крыса? (вздрагивает и успокаивается) Нет. Такой знакомый голос.
ПАПА:  Папа твой. (Весело напевает  «Синенький, скромный платочек падал с опущенных плеч).
РИММА: Папочка….. ! Как ты тут оказался ?
ПАПА: Меня на войне в ногу ранили, лежу без сознания после операции в госпитале. Ты меня позвала и я пришёл. Подвинься немного. А то  я не могу к тебе влезть.
РИММА: Как подвинуться ? Мне одной тесно.
ПАПА: Помнишь, как нафантазировала, что мы  отдыхаем на теплом море. Что нашла ракушку и  прикладывала её к уху. А потом мы  из твоей ладошки слушали звуки  моря. Из газет сделали панамки, словно нам солнце голову пекло.  Это было прекрасно.
РИММА: Да, прекрасно! Я тогда лизнула ладошку, и она была  солёная.
                Смеются.
ПАПА: И сейчас включи фантазию. Представь, что внутри футляра много места. Стены расшыряются, расширяются. Вот. Вот. Теперь я могу зайти весь. Ну , здравствуй. Как подросла.

           Папа входит. Обнимает дочь.

РИММА: Папа, куда тебя ранили?
ПАПА: В ногу.
РИММА: А почему кровь не бежит?
ПАПА: Врач достал пулю и всё зашил.
РИММА: Ты не умер?
ПАПА: Нет (смеётся). После операции сплю. Твоя мама сказала, умрёшь, не возвращайся. А я хочу вернуться и обнять тебя, Юрика, маму.

                Обнимаются.

РИММА: Ты завтра придёшь? А то мне вечерами одной дома страшно. А с тобой хорошо. Мама на работе. Юрик ушёл на войну.
ПАПА: Как ушёл? Вот хулиган! А Юрик должен матери помогать, сестру защищать  и хорошо учиться. А я скоро вернусь, на совсем. Прогоним с русской земли кровососа немецкого. И вернусь. А тебе привезу куклу. Какую-нибудь  Фрау.
РИММА: Она должна быть в длинном платье и в шляпке.
ПАПА: Обязательно будет.
РИММА: (мечтательно) Быстрей бы ты вернулся.
ПАПА: А помнишь нашу любимую песню?
РИММА: Помню. Папочка, спой…
ПАПА: (поёт медленно басом)
«Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч………


 звучит песня в исполнении Шульженко и наступает темнота.

                Появляется свеча. Женские руки. Потирают друг друга. 
                Игла с ниткой, тряпка. Руки шьют. Свечка затухает. Темнота. 


                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

                Явление 1

   Слабый (или  в центре) свет на экране. Появляется черный круг.
    От круга один за другим отходят черные лучи.               

РИММА: Каждое утро я углем рисую на стене солнце. Это круг. Это лучики. Солнце черное, так как других красок у меня нет.  И солнца за окном нет. Лишь снег, снег и темнота.
И мне не так одиноко , когда в комнате своё солнце.  А ещё я крысы в углу боюсь.

            Экран становится ярче. 

МАМА: Римма, ты остаёшься за старшую. Двери никому не открывай. В Часы не залезай. Будь умницей. Юрик в школе, и мне пора уходить.
РИММА: Ты уходишь на работу?
МАМА: Да.
РИММА: Танки делать?
МАМА: Полы мыть.
РИММА: Почему так быстро пачкаются полы? Люди что, снег с валенок не сметают? Ты поставь им у дверей веник.
МАМА: Хорошо, поставлю.  А я тебе подарок приготовила.
РИММА: Кусочек сахара?
МАМА: Нет. Я сшила тебе куклу.  Не красавица, но играть можно.

               Мама уходит.
РИММА: Какая это красавица? Это очень даже не красавица. Уродище. И ног у неё нет. Она не стоит. Рук нет. Что мне с ней делать ? Не хочу играть.
Пусть стоит в углу. Скоро папа вернётся и привезёт куклу по имени Фрау. У нее длинное платье и шляпка на голове. Вот с этой красавицей я буду дружить.

В комнате становится темнее.

РИММА: Ой, всё темнее и темнее. Как страшно. И в углах кто-то шевелится. Где же Юрик? Опять с мальчишками гуляет после школы и домой не торопится.  А кто там в углу сидит? Да это страшная кукла. Уф, напугала. Думала, съесть меня хочет.
Залезу лучше в футляр, там меня точно чудовище из-за угла не съест. И страшную куклу с собой возьму. У нее такое выражение лица, будто она ничего не боится.

Забирается в футляр.
Тут тесно, но зато я в домике. Чтобы не так страшно было, папину песню спою:

«Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч………

                Засыпает
  Часы бьют 12 раз (или сколько получится).

ФРАУ: Разрешите к вам присоединиться?
РИММ: (подскакивает)  Кто говорит со мной?
ФРАУ: Я кукла Фрау. Я та самая красавица, о которой ты мечтала.
РИММА: Ты пришла?
ФРАУ: Да.
РИММА: Сама ?
ФРАУ: Ну, ты же меня сама звала. Можно, я войду ?
РИММА: У нас тесно. 
ФРАУ:  А ты представь, что стены расширяются и становится светлее.
РИММА: Представила.

 Стены раздвинулись и стало светло. Фрау зашла.

ФРАУ. Как у вас тут мило. Душевно. А это что за чудовище?
РИММА: Это моя кукла.
ФРАУ: Это твоя старая кукла. А новая и любимая- это я. Посмотри на меня внимательно. То самое платье, та самая шляпка. Ну как я тебе?
РИММА: Ты шикарная.
ФРАУ: Да, я самая лучшая. А старьё нужно выкинуть.
РИММА: Она нам пригодится, когда будем играть в дочки-матери. 
ФРАУ: Какие игры? Времени мало. Нужно идти.
РИММА: Куда идти?
ФРАУ: В далёкую страну Манию. Там хорошо. Там много игрушек и живут счастливые дети.
РИММА: Не слышала. А сахар у них есть?
ФРАУ: Горы сахара, просто горы.  Пойдём.
РИММА: А как же мама, Юрик , папа?
ФРАУ: Зачем они тебе? Пусть тут остаются. Они вообще о тебе плохо заботятся. Мама до ночи работает. Приходит  и с тобой не играет. Юрик вообще хулиган. Запирает тебя в футляре из-под часов. В Мании мы тебе другую мама найдем и брата.
РИММА. Как это замечательно. Пойдём. Да, пойдем. Меня никто тут не любит. А в Мании игрушке. Сахара горы . И все с детьми играют.
ФРАУ: Сахара горы-гор и ещё гора. Пойдем.
РИММА. Пойдем. Но мама придёт, а меня дома нет. Как же так? Она расстроится. А папа сказал, что маме нужно помогать. А как же Юрик ? Он тоже сахар любит.  Нет, дождёмся их , попрощаемся и уйдем.
ФРАУ (говорит грубо) : Времени нет ждать. Сейчас вход в Манию закроется навсегда.
РИММА: Нет, без Юрика и мамы не пойду.
ФРАУ: (хватает за руку) Какая же ты упрямая. Пойдём.
РИММА: (упирается) Не пойду!  Не пойду! Помогите.
СТРАШНАЯ КУКЛА: Фрау, отпусти девочку!
ФРАУ: Как бы не так! Мы уходим.
СТРАШНАЯ КУКЛА: А я Римму не отпущу.
ФРАУ: Да что ты можешь? Ни рук, ни ног. Лицо страшное, только не кто не боится, потому , что оно глупое.
РИММА: Помоги мне, помоги. Не хочу в Манию.
СТРАШНАЯ КУКЛА: Эх, была не была. Прощай моя любимая хозяйка Рима. Ножницы, приступайте.

Появляются большие человеческие руки с ножницами. Они режут куклу на длинные лоскутки. Потом эти руки обвязывают лоскутками ФРАУ.
ФРАУ: Уйдите, освободите. Вы не имеете право.

Часы бьют 12 раз и всё уходит в темноту.
Слышится песня «Синий платочек» . Свеча. Руки человека. Иголка. Руки сшивают куклу. Гасят свечу и темнота.


ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

«Лучики- это мы с вами. Пока мы все вместе, пока солнце светит над нашим домом, нам ничего не страшно. И папа, когда закончится война, обязательно нас найдёт по солнцу, ведь лучи укажут ему путь».


Рецензии