Гелий Коржев. Поднимающий знамя

      «Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу и так, как чувствую и могу». Такова была жизненная  основа,  философия мастера, художника Гелия Коржева. Таково было его жизненное кредо. А что значит это слово, кредо? Оно происходит от латинского credo.  То есть верую. И не просто верую, а имею абсолютное убеждение в своей правоте.  Это основа мировоззрения человека, его существования. А  без веры нет человека. Это животное по своей скудости ума ни во что не верит. Только инстинкты.

     Вот поэтому Остап Бендер, чтобы знать досконально, кто стоит перед ним, вопрошает пролетария умственного труда слесаря Полесова: « Ваше политическое кредо?» И тот убежденно и с восторгом отвествует:  «Всегда!». Замечательно и непонятно. Потому как всегда ни у кого и никогда  не бывает. Вспомните вашу прожитую жизнь, наполненную всем и всяким, и вы согласитесь со мной. Мир в своём развитии так противоречив и переменчив, что убеждения могут и меняться, да и не один раз. При этом мы в подтверждение этой мысли вспомним и другое латинское изречение:  «Errare humanum est.» Человеку свойственно ошибаться. Знаю о чём говорю, поскольку в свое время в институте положил два года на изучение латинского языка.
 
   Вера – это хорошо. Тем более, всегда. Такой круг спасательный, спасающий от терзаний умственных, да и физических тоже в море житейских тревог и вечной неразберихи. Да ведь есть тут одна неприятная запятая. На исторических изломах, когда человека, как щепку, может понести куда угодно,  кредо может и поменяться вольно или невольно для его носителя.
                *****
  Художник Коржев верил. Всю свою долгую творческую жизнь. И не изменял своей вере. Но только у меня создалось такое парадоксальное ощущение, что линия его убеждения колебалось с линией  партии. Или даже не столько с  линией партии, а временем, которое совсем не было прямолинейным, как полёт стрелы. И, тем не менее, он действительно был всегда честен перед самим собой и перед всеми нами.

   И я верю всему тому, что он создал. В разные времена. Потому как я и сам испытывал эти жизненные колебания. Я никогда не был коммунистом. Как, впрочем, и Коржев. Во времена перестройки я голосовал и за Горбачёва, и за Ельцина тоже. А теперь я проклинаю себя за это.  Мне стыдно в этом признаться. Поэтому теперь я не голосую ни за кого, умудрённый всем тем, что пережил за последние 30 лет. И кто в меня теперь бросит камень за это? Я уверен никто. Мы все попали в ловушку, поставленную самим временем.

      А Коржев…    Вот какую характеристику он получил. «Коржев — последний  великий русский реалист  XX века. Коржев — одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве, сложнейшая и противоречивая личность. Представитель послевоенного поколения, он стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и стал одним из лидеров легендарных шестидесятников»

    А от жизни на своем поприще он получил сполна.  Вот, пожалуйста, кем он был. Гелий Михайлович Коржев  (Коржев-Чувелёв) — советский и российский живописец, педагог, профессор, представитель «сурового стиля». Первый секретарь Союза художников РСФСР (1968—1975). А ещё академик АХ СССР (1970; член-корреспондент, 1962). Народный художник СССР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1987) и Государственной премии РСФСР имени Репина (1966). Понятно, что после всего этого он входил в номенклатурную обойму  прежней власти, со всеми приятными дополнениями, получаемыми в этих обстоятельствах.   Это был генерал от живописи, сидящий всегда в президиуме всевозможных собраний.

                *****
               
    Год его рождения 1925. Всего семь лет после революции.  Он родился в семье архитектора  садово-парковых ансамблей. Ну и кем же ему ещё быть после этого. Он стал художником. К счастью для всех нас.

    У мамы его была фамилия Чувелёва.  Поэтому художника именуют иногда под двойной фамилией Коржев – Чувелёв. Мама была учительницей русского языка и литературы. Повезло беседующему художнику. И дед его тоже был художник. Правда, любитель. То есть, вы понимаете, в какой семейной атмосфере, в какой среде закладывалось всё то, что сформировало из маленького мальчика очень большого художника.
 
   Кстати нас не может не удивить имя мальчика. Странное и необычное какое-то. Гелий. А это что такое? На уроках химии нам могли рассказать, что это такой газ и химический элемент  периодической системы химических элементов.

Как простое вещество представляет собой инертный одноатомный газ без цвета, вкуса и запаха. По распространённости во Вселенной гелий  занимает второе место после водорода и является вторым по лёгкости, также после водорода, химическим веществом. Его температура кипения — самая низкая среди всех известных веществ. Пусть всё так, но зачем же имя такое давать новорождённому.

    Объяснение простое, Гелий - в переводе с греческого Бог Солнца. Красиво, правда. Но хорошо хоть так. Потому как сначала родители вознамерились дать  ему имя Трактор. Вы можете себе такое представить. Мальчик Трактор. А еще если большой, то Трактор Михайлович. А если ещё и сын у него. То он кто? Тракторович!
 
    А это было время такое.  Послереволюционное время. Начало всему новому. Ну и имена должны соответствовать духу эпохи. Нет больше Крестин. А есть Звездины. Ну и имена другие. Зачем нам древнегреческие и древнееврейские. Мы наши, мы новые имена введём в обиход. Октябрины, Гертруды, Марксины, Владлены.- это мы ещё поймём. А вот такие имена, к примеру, которые нас сегодня очень позабавят:
 
Арвиль – Армия В.И. Ленина.
Вилюр  - Владимир Ильич любит Родину.
Вилен – Владимир Ильич Ленин
Винун – Владимир Ильич не умрет никогда.
    А вот попробуйте догадаться, что означало Ворс. Я вам скажу – Ворошиловский стрелок.
 
   Словом, Крестины - прочь, даёшь "Звездины". А как это происходило, для этого читаем, а лучше смотрим «Собачье сердце». В роли попа выступил Швондер. Очень смешная сцена.

     Ну конечно Гелий, гораздо благозвучней Трактора. И прославил художник это имя, славно отметив им целую советскую  эпоху. И постсоветскую тоже. Но об этом чуть ниже.

    А пока маленький Гелий очень любил рисовать. Страсть с самого того времени, как он взял в руки цветные карандаши. А в 14 лет он поступил в детскую художественную школу. Это было начало его долгого пути в живописи.  Очень долгого. Всё это время было отмечено огромными историческими изломами, наполнено страданиями и хождениями по муками. Подъёмами в полёте головокружительном энтузиазма, и не менее глубокими падениями. Редкие страны перенесли за столь короткий исторический срок столько потрясений.
 
 А Гелий был художник. А искусство не может существовать вне времени и пространства. Оно не может время не отражать. В равной степени и в живописи. Даже если оно и отображает лишь пространство. То есть пейзаж. Да и то с оговоркой.  И в пейзаже могут быть отражении приметы своего времени. Что уж говорить обо всём прочем.

     Вот и Гелий отображал. Всё его творчество делится, условно говоря, на циклы. Было время,  когда он со всей искренностью писал борцов за правое дело коммунизма. Мужественных, убежденных, честных в своей убеждённости, самоотверженных, готовых на жертвенный подвиг. Достойных восхищения. И страдание народное в годы тяжких испытаний он тоже отразил как никто. И будучи честным и верным своему лозунгу быть свободным в своём творчестве, он описывал, как энтузиазм предвоенных лет творцов нового мира стал, может быть, так естественно переходить в обыденность и даже разочарование.
 
   А дальше - больше. Пришли другие времена. Пришла перестройка и лихие годы. И всё рухнуло. Страна рухнула, а вместе с ней и идеалы, которые питали всё его творчество. Другие времена и совершенно иная духовно – эмоциональная среда. А художник и творец так вот просто не может выпасть из этой среды. И сон разума стал рождать чудовищ. И пошёл новый цикл. И другие персонажи. Он назвал эти персонажи мутантами. И даже не мутанты, а Тюрлики. Так забавно.  Но вы только  посмотрите на эти Тюрлики.  Это же  чудовища, рядом с которыми отдохнут все творения не бедного воображением Босха. Картинки для любителей ищущих острых ощущений. Это вот так вот он отразил лихое время. Совершенно искренне. И справедливо.
 
     А всё, что было создано им в начале его творческого пути – это памятник советскому человеку. Коммунистам. И в этом смысле его персонажи совершенно соответствуют герою замечательного фильма режиссёра Юлия Райзмана , который так и называется «Коммунист». Лучшая роль харизматического актёра Урбанского.
   
                *****
  Гелий Коржев. Я долго думал и выбирал, какую картину взять для описания и представления его творчества. А выбирать было из  чего. «Мы художники своего времени, и одна из главных наших задач быть духовными летописцами современности»,— это слова художника  Г. М. Коржева.  Всё правильно. Честный подход. Но тут есть одна заковыка.  Летописец  довольно часто, да, пожалуй, и всегда, особенно если  жизнь была долгой  и не простой, как у  Коржева, то он, творя свою летопись, должен следовать течению времени. А оно такое  не простое и разное.  Каждый раз у каждого времени такие разные ценности и  настроения. И цели и настроения тоже.  И что делать художнику-летописцу?   Вот потому и художник Коржев такой разный.  Посмотрите его картины и вы убедитесь в справедливости того, что сказано.

     Но в одном Гелий Коржев был постоянен и последователен. Он по его же словам был действительно духовным летописцем современности. Такой, какой она была. Только современность – это  такая данность, имеющая ценность только в данный миг. А дальше она тут же уходит в историю.  И художник отражает этот миг, как умеет в силу своего умения, мастерства и таланта. И всё это было у Коржева.

   И герои его картин легко узнаваемы. И манера его письма тоже легко узнаваема. Я смотрю и чувствую, как на мою душу воздействует  какая-то корневая, грубая сила,   исходящая от его героев. Русский мужик!  И мне невольно приходят памятные известные слова. Я только чуть изменил их: Да батенька, такого русского мужика в русской живописи ещё не было»  Не было и нет добавлю я.  В этой силе я чувствую мужественность,  честную  простоту и самоотверженность.   Даже и тогда,  когда он глушит   зельем из  гранённой посуды  свое разочарование в деле, которому он служил всю жизнь.
               
                *****               
   Да, вот долго думал и, наконец, решил поговорить об одном известном творении художника. О его триптихе, имеющим  общее название «Коммунисты». Вы легко найдёте его, если откройте Интернет.

    И мне кажется, что именно здесь художник наиболее убедителен во всей его живописной летописи.    Триптих – это  произведение искусства, состоящее из трёх частей: картин,  объединенных общей идеей. Какая же здесь  идея?  Простая. Тут и объяснять нечего. Она выражена в самом названии. Центральная часть триптиха – большое полотно -  называется  «Поднимающий знамя» Знамя красного света. И сразу понятно, о чём идёт речь.  И сразу вспоминается строка из одной уже малоизвестной сегодня песни:
 
Но мы поднимем гордо и смело
Знамя борьбы за рабочее дело,
Знамя великой борьбы всех народов
За лучший мир, за святую свободу.

     Эти строки, получившие живописное воплощение, обрели тут звонкое, мужественное, волнующее душу звучание. Захватывает даже и не идея, а напряг, жертвенный подвиг  человека, способного ради  идеи пойти на смерть, не изменить самому себе и верности выбранному пути. Эту бессмертную идею нельзя убить. Можно, конечно, убить человека. Но если поверил, поверил бескорыстно до такой степени, что стал безусловным пленником идеи, то нужно идти до конца,  Жертвуя всем. Даже и жизнью. Иначе для тебя жизни и нет.
 
      А эта идея из песни «Варшавянки» получила свое развитие и продолжение в другой известной песне, сочиненной  в не так уж далёкие годы, Она у всех на слуху. И все её знают. Пусть редко, но мы слышим её  иной раз. Вот,  например, совсем недавно по случаю юбилея Пахмутовой  мы её услышали по Т.В. несколько раз. Но мне показалось, почувствовалось в этом исполнении какая-то натужная обязательность и стеснительность. Ведь она как эхо, которое долетает из прежних времен. Страны, которую хотят ныне забыть.    Страны, главную базовую идею существования которой мы ныне отвергли. Правда, ничем иным равным по силе энергетике и  духовности не заменили. Давайте помним:

 Неба утреннего стяг…
В жизни важен первый шаг.
Слышишь: реют над страною
Ветры яростных атак!

И вновь продолжается бой.
И сердцу тревожно в груди…
И Ленин – такой молодой,
И юный Октябрь впереди!

Весть летит во все концы:
Вы поверьте нам, отцы, –
Будут новые победы,
Встанут новые бойцы!

С неба милостей не жди!
Жизнь для правды не щади.
Нам, ребята, в этой жизни
Только с правдой по пути!

В мире зной и снегопад…
Мир и беден и богат…
С нами юность всей планеты –
Наш всемирный стройотряд!

И вновь продолжается бой.
И сердцу тревожно в груди…
И Ленин – такой молодой,
И юный Октябрь впереди!

   «Жизнь для правды не щади». Вот так же, как не щадил этот человек на полотне Гелия Коржева. Человек, поднимающий знамя, выпавшее из рук его товарища. Мне вспоминается тут может и некстати, другой литературный эпизод. Князь Болконский на поле боя близ Аустерлица. Он тоже подхватил знамя, выпавшее из рук знаменосца. И бесстрашно пошёл в атаку. И пал на этом поле тяжко раненным. Думали, что убит. И Наполеон после битвы, увидев его с древком знамени в руке, произносит: «Voila, la belle mort» (Вот прекрасная смерь.) А у князя тоже была идея, ради которой он поднял знамя. Славы он хотел. Славы Наполеона. А славу он видел, как всеобщую любовь к нему. Вот ради этого и стоило жить. А потом… А потом он увидел бездонное небо над собой. И понял, какая это мелкая, суетливая, ничтожная идея - слава земная.Что она в сравнение с вечностью.
 
    А вот у человека, поднимающего знамя с брусчатой мостовой, идея действительно вечная, как небо. Ради которой можно и должно пожертвовать жизнью. Идея торжества справедливости на Земле.
      
                *****

 Но вот проходят годы и некий литератор, объявленный сегодня великим, написал статью. Статья называлась так:«Жить не по лжи» Вдумаемся. Он заявил, что идея человека, поднимающего знамя, это идея неправильная и ложная. Это идея вредная. То есть, он хотел сказать, что торжества справедливости нет и быть не может. Логика.  Надо её отвергнуть и жить по правде. По другой правде. Правде, по которой одни живут в своих шато на Лазурном берегу, а другие не могут найти средства на спасение ребенка, поражённого тяжким недугом. А мы, пустив шапку по кругу, спасаем этого ребёнка, потому как государству, существующему по правде Солженицына, нет никакого дела до этого ребёнка. 

     Нет, вы только поймите. Ошибался этот рабочий-революционер, поднимающий красное знамя. И мы все тоже, прожившие всё наше существование в СССР, тоже ошибались. И зря он поднимал это знамя. Зря и жизнью жертвовал.

    Как ошибался и самый вдохновенный знаменосец нашей революции. Маяковский. Ведь вот что он писал:

    Когда я итожу то, что прожил.
   И роюсь в днях – ярчайший где,
   Я вспоминаю одно и то же -
   Двадцать пятое – первый день.
 
   А это был день  начала революции и утверждения нового исторического пути России. А теперь этот день представляется как катастрофа и вовсе не революция, а переворот. Ну и не прав  был знаменосец. И не надо было вовсе поднимать знамя.
 
   А мы помним и другие стихи поэта. Все в  том же роде прославляющее дело поднимающего знамя. Не знаю как сегодняшние школьники, а вот школьники недавних лет знали наизусть такие строки:

 Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
   
А вот и ещё:

  Читайте,
     завидуйте.
     Я-
     Гражданин
    Советского Союза.

   А вот сегодня Советского союза нет. Значит, и завидовать нечему.

я подыму,
          как большевистский партбилет,
все сто томов
              моих
                партийных книжек.
 
   Ну ошибался поэт. И никому больше не нужны все его партийные книжки.

  Да здравствует революция,
радостная и скорая!
Это —
единственная
великая война
из всех,
какие знала история.

   А это всё отрывки, взятые наудачу. А сколько можно вспомнить и других. И как нам относиться к Маяковскому в свете того, что творится ныне. Что, великий поэт тоже ошибался? Пел нам совсем не про то. А ему памятник стоит в Москве на одной центральной площади Садового кольца. Площадь долго называлась именем Маяковского. Сегодня Триумфальная. И не многие знают, что так она снова называется в силу того факта, что некогда на ней находилась Триумфальная арка, воздвигнутой в честь победы в Полтавской баталии. Арки этой давно уже нет, а на её месте был поставлен памятник Маяковскому. Но имя поэта убрали в перестроечные годы, видимо,  памятуя выше приведённые стихи горлопана – бунтаря. Но вот станция метро под площадью называется, как и прежде Маяковская. Да и как ей так не называться. Её художественное оформление было создано замечательным художником Дейнека. А он был близким другом поэта и его самого называли Маяковским в живописи.

    И у меня возникает недоуменный вопрос, как этот памятник не перенесли ещё в парк Музеон близ новой Третьяковки. Ведь, к примеру,  памятник Горькому перемещали одно время в этот парк. Логика рассуждений, видимо, такова. Пусть ошибался, да ведь как гениально. Ну и оставим. И по сей день идут к памятнику на Триумфальной площади  поэты начинающие и маститые читать стихи свои и знаменосца революции тоже.
 
    Видимо по той же причине являет власть терпимое отношение и к Гелию Коржеву. Особенно по отношению к его первым работам. Ну куда его денешь – этакую глыбу отечественной советской живописи. Нет, это никак уже невозможно.

   А в Москве есть и другой памятник, недавно открытый. И открыл его никто иной, как наш самый Главный. Это памятник Солженицыну. А найти его, в отличие от памятника Маяковскому, не так то просто. Народная тропа к нему никак не проложена. И скорей всего зарастёт сорной травой. Я в этом убеждён. 

                *****
      
     Повторяю, отношение к художнику Коржеву у нас почти тоже, как и к Маяковскому. Пусть и не был он в партии, но направленность идеологическая многих его картин более чем понятная и очевидная. Да ведь какой талант. Большой талант. Известный даже и за границей. Да ещё и как бы достояние истории. Репродукции его картин растиражированы в миллионах экземплярах. Но и были позитивные мотивы в его творчестве. Вот к примеру цикл, посвящённый войне. Очень правильный с точки зрения и нынешней власти.

   Совсем недавно в Москве прошла очень большая выставка, посвящённая творчеству художника. Такой большой выставки у народного художника не было никогда даже и при его жизни

   А вот как описывает свои впечатление от этой выставки один посетитель. Посетитель – это Кирилл Серебреников. Он художественный руководитель «Гоголь – центра». Но это не всё,   Ему почти 2 года назад  было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Сначала, он был помещён под домашний арест. Сейчас он находиться на подписке о невыезде.
 
  А ещё он прославился постановкой балета «Рудольф Нуриев» в Большом театре. Балет, ещё не поставленный, уже приобрёл скандальную славу.  Главной сюжетной линией спектакля была любовь Нуреева к датскому танцовщику Эрику Бруну, с которым Нуреева несколько десятков лет связывали близкие отношения. Вы понимаете, какие отношения.

    Начало спектакля предваряет  эпатажное видение знаменитого танцовщика, нависающие над всем залом. Залом во всей его роскоши,  золоте,  бархате, сияющих золоченных лож и со всей его огромной люстрой необыкновенной работы из хрусталя. Этот театр видел многое. Но вот такого никогда. Это видение – огромный голый Нуреев.  Совсем голый. Даже и без хилого листочка на известном месте. С его огромным в метр, а может и больше, достоинством,  нависающий над залом. А в зале, извините, много женщин в своих лучших нарядах, соответствующих роскоши зала. И много детей.
 
 Ну так вот как описывает знаменитый режиссер свои впечатления:
      
    «Будет настоящая, сермяжная любовь к трудовому человеку — пахарю, воину, художнику. Русский мир. Будут бесконечные попытки поднять красное знамя или подняться самому. „Вставай, Иван!“ — обращение Гелия Коржева к пьяному русскому человеку в ватнике, валяющемуся на снегу, как разбившийся Икар. Иван не слышит, встать не может. Люди, воины и герои, оборачиваются тюрликами-монстрами в работах 90;2000 годов. Смерть трубит зарю. Катастрофа, которую писал Коржев, смела и его самого. Увлекла за собой. Но не сломила. Крепкий оказался старик. Он умер вместе со своей страной, он умер, когда окончательно выродилась Идея, питавшая его правду»
 
    А вы знаете, я во многом соглашусь с режиссёром. Не соглашусь только в одном. Вот с этим: "Он умер, когда окончательно выродилась Идея, питавшая его правду»  Человек может умереть.  А вот идеи никогда. Особенно те, которые собственно и делают его человеком.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.