Листая старые журналы 55

                КАТЕХИЗИС БУРИЕВА

                Очерк

                Фрагмент

  «Главного инженера Наманганского асфальтобетонного завода И.Буриева, бывшего ранее первым секретарём Заравшанского горкома партии, арестовали утром 17 мая 1982 года. На квартиру с обыском пришли в половине восьмого. Всё перерыли, но ничего криминального не нашли. Через полчаса обыск производился в служебном кабинете. В присутствии понятых велели отпереть сейф. Оттуда было извлечено полотенце. Из него выпали два целлофановых пакетика (гашиш). За целый ряд преступлений суд приговорил гражданина Буриева И.К. к шести годам лишения свободы в колонии общего режима и к трём годам высылки. С конфискацией имущества.

  Прошло три года и семь месяцев. Судебная фамилия Буриева переместилась из судебного протокола в протокол пленума Навоийского обкома КП Узбекистана. Когда вчерашний заключённый, не отбывший полный срок, был назван с трибуны в числе только что избранных членов бюро обкома, зал поднялся и долго-долго, пока председательствующий не попросил тишины, аплодировал…
В этом искреннем гуле аплодисментов Буриев услышал оправдательный приговор себе, который стоит судебного, даже дороже его.
Буриев заступил на пост председателя облисполкома. Он занял кабинет, бывший хозяин которого исключён из партии и арестован. Теперь каждый из них на своём месте.

  Катехизис гражданина Буриева – свод правил поведения, выработанных самостоятельно и оплаченных дорогой ценой.
Первое правило: НЕ ДЕЛАЙ ТОГО, ЧЕГО НЕ СОВЕТУЕШЬ ДЕЛАТЬ ДРУГИМ.
И НЕ ТРЕБУЙ НИ ОТ КОГО ПОСТУПЕОВ, НА КОТОРЫЕ НЕ СПОСОБЕН САМ.

   24 апреля 1986 года – заседание Совета министров Республики. Буриев докладывает, как идёт в области сев хлопка.
«О хлопке, о хлопке, о чём же ещё толковать государственным мужам Узбекистана! Монокультура, чья безраздельная вотчина – 3 миллиона гектаров, строго оберегаемых от вторжения зерновых, кормовых. Овощных и прочих «побочных» культур, включая культуру земледелия и человеческих отношений (5 миллиардов рублей государственной дотации – такова ежегодная плата за хлопковую скособоченность узбекской экономики). Властительница судеб, а их сотни, взрослых и детских, изломаны. Принесены в жертву «белому зототу», из которого избранные чеканили себе звёзды на грудь и которое, налившись всемогущей и бесконтрольной силой, чудесным образом переплавилось в бронзовый бюст на родине главного из «героев»…

  О хлопке, о хлопке, только о нём. Тем более теперь непосвящённых нет, все посвящены в тайну славы и гордости республики. Громкие судебные процессы открыли эту тайну, выплеснули на страницы газет – тех самых. Тех, что ещё несколько лет назад салютовали бодрыми заголовками: «Есть 6 миллионов тонн «белого золота!» О том, что есть от силы 5 знали не только те, кто втирал очки, но и те, кому втирали. Сотни тысяч неучтённых гектаров, «мертвые души» в ведомостях на зарплату, школьники, с сентября по декабрь вдыхавшие отраву на плантациях, эпидемии гепатита… Сев, полив, дефолиация, уборка – по единому графику, директивному для всех районов, плевать, раскрылись ли коробочки, дождь ли, снег или великая сушь пали на землю. Какая разница, если отчёт не по волокну, а сырцу: грязь, вода, шелуха – все в одну кучу. Правит ведь вал? Ну так вали, не стесняйся.

   Приобретенные за деньги накладные о сдаче несуществующей продукции, когда не урожаем, а взятками хозяйство вгоняло в сводку. А чем ещё, ведь план нереален, но если вам надо. Мы за ценой не постоим и купим рекордную цифру. И покупали, и продавали показатели, но метод планирования от достигнутого жестоко мстил: липа шла в зачёт, от неё плясали в следующем году, поднимая планку всё выше и выше. Плати и приписывай! Эти приписки от «достигнутого» сегодня аукнулись и тем, кто их творил, и тем, кто вдохновлял на обман. Получили срок все члены коллегии Министерства хлопкоочистительной промышленности, а сам министр приговорён к высшей мере. Сотни хозяйственников отданы под суд, сотни находятся в ожидании суда, и по великому множеству дел ещё ведется расследование».

НЕ ТРЕБУЙ ЧЕСТНОСТИ ОТ СЛУГИ, ЕСЛИ НЕТ ЕЕ У ХОЗЯИНА! (ЗАПОВЕДЬ).

САМАЯ БЕСКРОВНАЯ И САМАЯ МУЧИТЕЛЬНАЯ ИЗ ОПЕРАЦИЙ НА СЕРДЦЕ – ИЗЖИВАТЬ В СЕБЕ СТРАХ.

  В Заравшане, куда Буриева в 1976 году направили первым секретарём горкома партии, ему досталось богатое наследство: взятки, поборы, спекуляция. Причём это было обычным делом. Тогда Буриев написал Министру в главк, в ЦК профсоюза: ваши работники спекулируют, примите меры! Но ответа не последовало. После ему стало известно, что письма его переправлялись тогдашнему первому секретарю Бухарского обкома партии А.Каримову. Это был самовластный хозяин. Теперь известно, что люди, подобранные на руководящие посты, оплачивали «кредит доверия» дорогими подарками.
«На областной партийной конференции произошло чрезвычайное событие. Каримов был публично подвергнут критике. Это Буриев отважился на невозможное. Каримов поставил его место так: «Партийные работники Заравшана проявляют непомерную амбицию, нетерпимость к критике. В этой связи хочется со всей строгостью и принципиальностью предупредить товарищей…» После молчания на письма, это было второе предупреждение, уже открытое и громогласное».
– Чего вы добиваетесь? – прямо спросил Каримов, вызвав Буриева в обком. – Вы что, умнее всех?

  О поведении Каримова Буриев доложил лично Рашидову. Рассказал, как, в присутствии десятка человек Каримов унизил председателя горисполкома и второго секретаря горкома, назвал их крохоборами. Те провели актив. Присутствовал Каримов.
– Вы, мне кажется, преувеличиваете, – мягко оценил рассказанное первый секретарь ЦК КП Узбекистана. – Быть того не может. – Но, угадав непреклонную решимость собеседника идти выше и дальше, отступил:
– Ладно, изложите всё письменно.
Это письменное заявление через несколько дней легло на стол Каримова. С резолюцией: «Для принятия мер». Меры были приняты незамедлительно.

НЕ ИЩИ ПРАВДЫ, ТАМ, ГДЕ ЕЁ НЕТ. НЕ ЖАЛУЙСЯ НА БЕЗЗАКОНИЕ ТОМУ, ОТ КОГО ОНО ИСХОДИТ.

  Шквал нелепых обвинений свалился на голову Буриева. Главным образом, обвиняли, что бывает в домах у рабочих. Но Буриев не успокоился. Он пишет в Ташкент: рекордные урожаи хлопа в Бухаре – чистейшая липа. Засевают больше, чем значится в сводках. Все письма скапливаются в сейфе Каримова.
Буриева вызвали в обком.
– Уходите, – сказал Каримов. – Уходите по собственному, это в ваших интересах.
– Отчего же, – возразил Буриев. – Вовсе нет, мои интересы не в этом.
Через две недели к Буриеву прибыл из обкома заведующий отделом административных органов Б.Султанов с очень важным известием: Каримов награждён орденом, надо поздравить. Заведующий советует Буриеву не скупиться, так как он находится не в самом благоприятном положении.

ОБЛАСКАННЫЙ ВЛАДЫКОЙ ДОРОГО ПЛАТИТ ЗА МИЛОСТЬ. ЛИШЁННЫЙ МИЛОСТИ, ПЛАТИТ ВДВОЕ ДОРОЖЕ, ЧТОБЫ ЕЁ ВЕРНУТЬ.

  Буриев выставил сборщика подати из кабинета. С этой минуты судьба Ибрагима Камаловича круто пошла под откос. Вскоре ему позвонил Рашидов и посоветовал уволиться.
О Буриеве:
Оба деда пали в борьбе с басмачами. Отец погиб в 44 году под Белградом. Социальная родословная. Воспитывался в детском доме (в Бухарском детдоме, где работала его мать, Буриев рос и воспитывался всю войну)
Жена его, Валентина Ивановна. Учились в одном институте. Потом Буриев у неё преподавал. Экзамен по сопромату. Подружки попросили, чтобы она мужа уговорила разложить билеты по порядку. Тот сначала согласился, а потом всё перемешал. Студентке Буриевой поставил «неуд».

  Он верил в справедливость. Каримов и другие формировали обстоятельства так, чтобы убить в нём эту веру.
В Москву Буриев звонить не стал. Лететь в Москву собралась Валентина Ивановна, купила билет, но в тот же день кто-то позвонил ей на работу: «Если вы полетите, с вами может случиться несчастье».

НЕЛЁТНАЯ ПОГОДА КУДА ЧАЩЕ СОЗДАЁТСЯ ЛЮДЬМИ, НЕЖЕЛИ МТЕУСЛОВИЯМИ. А МЫ ВСЁ ГРЕШИМ НА НЕБЕСА!

  Так появилось заявление: «Прошу освободить меня от обязанностей первого секретаря Зарафшанского горкома партии по состоянию здоровья».
Буриев переехал с семьёй в Наманган. Буриев пошёл работать главным инженером на асфальтобетонный завод. Там он снова взял круто: навёл порядок в машинном хозяйстве, внедрил свои предложения. Один человек особенно наблюдал за Буриевым – А.Одилов, генеральный директор Папского агропромышленного объеднения, известный человек в республике (вскоре стало известно о преступной деятельности Одилова). Пройдёт всего лишь два с лишним года, и тот, чьи порывы целомудренны, «коммунист высокой и зрелой души», член ЦК Компартии Узбекистана, депутат Верховного Совета СССР, герой Социалистического Труда, отец шестерых детей, будет арестован по обвинению в тягчайших преступлениях.

  О том, чем еще промышлял Одилов, кроме неоприходованных помидоров, платков из козьего пуха и прочих продуктов агропрома многие долго не знали. А между тем, шла торговля должностями. Имея своих людей в Наманганском обкоме, Одилов получал достоверную информацию о готовящихся назначениях. Многие, прежде чем вступить в должность, прошли у него собеседование. Напутствуя идущего на повышение, Одилов брал с него за содействие, в зависимости от того, сколь значительный пост ожидал избранника. Внушалось: помни, чей ты человек и кому отныне обязан.
Однажды Буриев был в городе Папе по заводским делам. Одилов предложил Буриеву пойти к ним работать. Обещал, что всё у него будет, но Буриев отказался. Всю дорогу за Буриевым следила машина.

  Буриев вылетел в Москву. Его принял ответственный работник Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. Заявление отчаянного Наманганца Москва направила в Прокуратуру Узбекской ССР. Своим заявлением Буриев опасно удлинил цепь подозрений, роившихся вокруг Одилова. Недавно одиловские сборщики дани убили молодого чабана.
- Одилов? Нет, тут какое-то недоразумение – твёрдо обронил первый секретарь республиканского ЦК. Его веское слово стало последним. Дело надлежало немедленно прекратить.
Буриева попросили, по хорошему, отказаться от показаний. Но тот отказался. Буриева посадили.

ЧЕМ ДОРОЖЕ ВЫКУП ЗА ВОЛЮ, ТЕМ ДЕШЕВЛЕ ВОЛЯ.

  Злоупотребление служебным положением – легло в судебный протокол первым пунктом (использовал в личных целях машину автобазы). Рационализаторская деятельность Буриева тоже явилась в особом свете. В приговоре сказано, что справка об экономическом эффекте поданных и внедрённых Буриевым предложений - фиктивная, что автор вознаграждён не по заслугам. Хранение наркотиков (подбросили).
Он вернулся домой через три с лишним года.
Буриев писал родным и в Прокуратуру.
«Уголовное дело в отношении вас было фальсифицировано по инициативе бывшего генерального директора Папского агропромышленного объединения Одилова с помощью бывшего следователя по особо важным делам Алибавева, - ответила прокуратура СССР». Каримов арестован. Остальные, кто причастен, тоже. Отменён указ об увековечивании памяти Рашидова».

Выжутович В.В.
(«Дружба народов», 1987, № 10)


Рецензии