В Италию - со своим бельём, ч 5

Дневник путешественницы. 26 июля 1995 г. Италия, п. Чезенатико

"Увидеть Париж и умереть!" - где-то я слышала эту фразу. А если увидеть  Рим?  Тогда - что? Радоваться как Оленька? Она весь обратный путь из Рима повторяла, какая она счастливая, а девчонки в школе ни за что ей не поверят!
- А как же фото? Вы же с мамой целую плёнку отсняли? - спросила я у неё.
- Так от зависти скажут, что фотомонтаж!
- Ну ты же им расскажешь, что ты видела?
- Дора, мы всё же так мало  видели в Риме! Это же огромный город с тысячелетней историей! Что можно успеть за один неполный день?
 Вот тут она права! Впечатлений у нас много, но осталось одно: непреодолимое желание приехать сюда снова и побродить по городу хотя бы неделю...Мечты, мечты...
 Как я уже упоминала, в нашем пакете услуг не было поездки в Рим. Тогда зачем вообще ехать в Италию, если не посетить столицу? Позавчера вечером мы случайно в центре посёлка встретили гида из Киева, и он предложил на комфортабельном автобусе сегодня в четыре утра отправиться в Рим с ними. Не знаю, по какой причине, но стоимость поездки уменьшилась до 25 долларов. Почему бы не воспользоваться? Хоть в чём-то нам должно повезти?
 Автобус у них действительно был со всеми удобствами, да ещё и полупустой. Мы разместились по одному человеку на смежных креслах и пытались ещё поспать. Собирались наспех, побросав в рюкзачки шляпы от солнца, очки, шлёпанцы, бутылку воды и бутерброды. Оля взяла с собой сарафан, чтобы в Риме переодеться. Не хотелось ей на всех фотографиях выглядеть замухрышкой - в помятой футболке и шортах... Я сразу поехала в лёгком светлом платье, купленном по случаю, зная, что будет очень жарко... Всё же стоял июль, и все нормальные люди в такое пекло не ездят в Италию. Но как было устоять перед соблазном съездить почти даром? Права моя бабушка, когда говорила, что скупой платит дважды...
 Ой, я не о том. Пока свежи вчерашние впечатления, запишу их. В 10. 30 утра наш автобус остановился где-то на площади около Ватикана. Из автобуса мы вышли уставшие, но яркое солнце и горячий воздух тут же нас взбодрили. Скорее в помещение! Храм Петра нас сразу сразил своим величием, размерами и шедеврами на стенах. Наш гид Сергей что-то рассказывал, но совместить созерцание и повествование не получалось. Хотелось впитать в себя впечатления. И обязательно дотронуться до до левой пятки Петра, чья скульптура стоит в Храме, чтобы исполнилось желание. Пришлось выстоять очередь. (Сейчас, когда я пишу об этом, я уже не помню, какое желание загадывала и исполнилось ли оно. Стоило ли стоять в очереди за счастьем?).
 Времени на посещение Ватикана нам отвели один час. Сразу скажу, что папу Римского мы не видели, нам только показали балкон, откуда он общается с прихожанами. Мы с Ириной и Олей долго любовались фресками, потом выбирали подарки в лавке, а потом оказалось, что пора идти в автобус… Музей Ватикана мы не посетили. Как я читала, для Ватикана нужно было выделить целый день.
 По Риму мы шли за Сергеем как пионеры, ориентируясь на флажок. Впечатление от города у меня осталось такое - город огромный, древний и очень грязный... Мы посетили развалины Колизея, главной арены Древнего Рима, огромный театр для гладиаторских боев, где травили пленников дикими животными и где проходили другие не менее кровавые представления ежегодных Игр столицы Империи. В честь открытия самого Колизея в 80 году н.э. были устроены Великие Игры, и продолжались  они больше 3-х месяцев. Древние камни Арены, наверное, до сих пор помнят убитых на потеху публике гладиаторов и растерзанных животными ради удовольствия рабов из захваченных провинций. Такую печальную информацию нам выдал Сергей. Да, сооружение величественное, но сколько крови тут пролито! Мне стало грустно…
 Я не запомнила последовательность, но точно знаю, что мы посетили форум Траяна, который появился на рубеже II-I вв. до н.э. В те времена это была огромная площадь, окруженная рынком, храмом императора Траяна, греческой и латинской библиотеками. До нашего времени дошла 38-метровая колонна Траяна из каррарского мрамора. Мы узнали, что внутри колонны находится гробница самого императора и его супруги. Форум Траяна является последним сооружением такого типа, построенным в древнем Риме. Серые камни — что тут особенного?
 Конечно, все туристы посещают Римский форум - самое сердце Древнего Рима. Там происходили важные государственные и общественные события – принимались законы, выбирались консулы, проходили триумфы императоров после многочисленных победоносных войн. После падения Империи форум был разрушен и разорен, да и время делало свою работу, поэтому мы видели только фрагменты с древними колоннами. Остатки форума входят в охраняемую археологическую зону, где работает музей под открытым небом. На меня форум произвёл почему-то угнетающее впечатление — зачем нам сейчас эти развалины?
 Мне показалось, что мы идём по каким-то узким улочкам, и нет им конца и края! Они переходят одна в другую сразу за каким-нибудь поворотом, потом вдруг сходятся на овальной площади с фонтаном. Так неожиданно мы оказались на площади Навона в центральной части Рима, расположенной на месте бывшего цирка Домициана. По-моему, если я правильно запомнила, с XVI века в этом районе стали селиться послы, кардиналы, банкиры и прочие обеспеченные представители общества. С XV века и до середины XIX века, здесь находился рынок. Посередине площади мы увидели Фонтан четырех рек – скульптурная группа с глубоким символическим смыслом. В середине композиции высится обелиск, символизирующий власть Папы. Вокруг обелиска расположены скульптуры, представляющие реки четырех континентов. Мы отдохнули, сидя на краю фонтана, выпили воды из своих запасов и умылись. По ощущениям — было больше 40 -ка градусов. Запомнить наш путь мы даже не пытались, Сергей сказал, что если кто-то потеряется, то вечером мы заберём его у Колизея. Обошлось без потеряшек...
 Как-то неожиданно мы попали на лестницу в стиле итальянского барокко в центре Рима. Она признана одной из самых живописных в Европе. Лестница начинается у Площади Испании и приводит на какой-то холм, кажется, Пинчо. Сама площадь Испании – очень выразительное место, где много цветущих клумб. В XVII веке здесь располагалось испанское посольство. В знак добрых отношений двух стран пьяцца и получила название в честь Испании. Как нам сказал гид, на лестнице Тринито де Монти каждый год проходит показ моделей со всего мира. От этой площади начинается фешенебельная улица с крутыми бутиками с одеждой от ведущих модельеров, где цены не по карману даже богачам. Мы даже туда не заходили, поверив гиду на слово. Впрочем, на посещение магазинов времени у нас не было совсем. Единственное желание, которое всем запомнилось, это постоянная жажда и отдых у фонтанов, где мы умывались и немного отдыхали. У древнего фонтана Треви, оригинального, представляющего собой яркий барочный ансамбль мифических фигур и диких лошадей, занимающий всю сторону Палаццо Поли 17-го века, мы посидели в кафе, а потом бросили туда русские монетки. Гид нам рассказал, что каждый день фонтан чистят, и доход он приносит вполне ощутимый.
  (Интересно бы знать - у кого-то получилось? Или все эти приметы - просто выдумка? Из нашей троицы в Риме потом никто не был...)
 Что ещё запомнилось? Витториано. Памятный архитектурный комплекс XVIII-XIX вв. Построен в честь короля Виктора Эммануила – первого правителя объединенной Италии. На площадке перед монументальным сплошь белым дворцом горит Вечный огонь и дежурит почётный караул. Там на площади стояла лошадка с повозкой — мы сфотографировались( Для нас тогда это было в диковинку!). Как сказал Сергей, жители Рима не любят эту громаду из белого мрамора, так как считают, что она не соответствует древней архитектуре города.
 На каждом углу в Риме продавали всякие сувениры. Я решила привозить из поездок маленькую тарелочку с надписью города или страны, чтобы на кухне у себя разместить коллекцию. Прикупила здесь две - с Италией и Римом. Девчонки решили для своих мужчин купить майки с колизеем, а для себя - книги о Риме и Ватикане на русском языке.
 В шесть вечера мы отправились обратно, прибыв в Чезенатико после двух ночи. Мои подруги спят, а я до ведения дневника уже сбегала на море, сейчас приготовлю им завтрак, потом мы отправимся в супермаркет, о котором нам рассказали соседи, а после четырёх пойдём на пляж.

 Вечер того же дня (26 июля 1995 года)

 До сих пор смешно, как мы сходили в супермаркет, который стоит в стороне от посёлка. Понятно, что из местных никто туда пешком не ходит, поэтому тротуара там нет. Представьте себе картину - три женщины в шляпах по самому солнцепёку идут вдоль дороги! Пару раз останавливались машины, молодые итальянцы что-то пытались говорить, но мы только махали руками и по-английски объясняли, что мы их не понимаем. Наверное, они что-то о нас не очень лестное говорили в ответ, но нам было не до них. Жара стояла просто неимоверная! Наконец-то мы увидели огромное здание из стекла с большой парковкой, рядом с которой стояли тележки. Подойдя к ним, мы обнаружили, что они все сцеплены между собой. А как же взять тележку? Кого и на каком языке спросить? (Напомню, что в те годы у нас таких огромных магазинов не было и в помине!) Так вот, мы постояли в растерянности, а потом увидели, как взял себе тележку один пожилой итальянец. Он бросил монетку в автомат, и замочек открылся! Мы нашли у себя одну лиру, тоже опустили её в автомат, а Оля сказала:
- Вот ведь капиталисты! Даже за тележку им плати!
- Да, Оленька, другой мир, другие порядки! - ответила я, и мы отправились за покупками. Мы набрали сыру, ветчины, печенья к чаю, а потом обнаружили целую витрину с мороженым. Ура! Взяли по две порции, а расплатившись, устроились в кресла в холле и радовались, что можем себе позволить полакомиться итальянским мороженым. Вкусно, но наше, белгородское, нам показалось лучше. Отдышавшись, повеселев, сложив продукты в рюкзаки, мы вышли на улицу. О, нет! Лучше сидеть под кондиционерами и есть мороженое!  Но жара или нет, домой-то идти всё равно нужно! Мы покатили тележку к месту сбора, и Оля затолкала её в предыдущую. Замок защёлкнулся, а из автомата выскочила монета!
- Вот это да! - воскликнула Оля, - зря я их обозвала! Монетка нужна, чтобы тележки ставили на место! Умно придумано!
 - Когда же у нас появятся такие магазины?- спросила я.
 - Наверное, ещё не скоро, - Ирина окинула стоянку оценивающим взглядом, - вы посмотрите, какие у них машины! Сразу видно, что по уровню жизни мы от них отстали на четверть века. Ладно, девочки, не будем грустить, пора в обратный путь. Сколько нам идти? Километра три?
- По жаре нам все пять покажутся, - ответила я.

До сна опишу ещё одну интересную встречу. Я рано утром одна купалась в море за насыпью камней и не заметила, как присоединилась ко мне женщина. Она что-то начала мне говорить, но я ничего не разобрала.
- Я русская, и не понимаю, что вы сказали! - ответила ей на английском.
- Господи! Соотечественница! - ответила она по-русски. - Я вам пытаюсь объяснить, что на камнях ракушки, они очень острые!
- Спасибо, я уже знаю, в прошлый раз всё-таки ободрала коленку!
 Мы с ней вышли из моря, и она рассказала, что живёт в Италии уже пять лет, зовут её Галина, а мужа - Альфредо. Он бывший гонщик, познакомились они в России, а потом она вышла за него замуж.
- Дора, я так рада, что из России приехали туристы! До этого тут отдыхали только немцы и поляки. А можно мы к вам в гости придём?
- Будем рады! - и я назвала адрес.
 Потом поведала, что мы в Чезенатико брошены на произвол судьбы, что наша гид проводит время в ресторанах, ей наплевать на наш отдых и нашу группу. Она ехала отдохнуть! Тогда Галина предложила:
 - Я могу вас свозить по местным достопримечательностям. Договоритесь со своими шоферами, соберите группу и мне за услуги соберите по 2-3 доллара с человека!
- Галина, мне-то зачем это нужно? Я же не гид? Да и где я буду группу искать? Лучше вы завтра вечером приходите к нам в гости, посидим за столом, вы нам расскажете, как живётся в Италии, а мы - как в России.
 - Хорошо, договорились!
 Честно, я не верила, что они придут. Рассказала своим девчонкам, Оля так воодушевилась, что ждала завтрашний день как праздник.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. ЧИТАЙТЕ, КОММЕНТИРУЙТЕ,


Рецензии