Правда лейтенанта Климова

В 1981 году на экраны кинотеатров вышел фильм под таким названием. Мне лично он очень понравился, больше, чем вышедшие позднее кинофильмы «Третье измерение» (1981 год) и «Слушать в отсеках» (1985 год).  Во всех этих кинофильмах рассказывается о службе на подводных лодках, которая мне близка по собственной службе на субмаринах в должности начальника медицинской службы.  Я не собираюсь рассказывать сюжеты всех этих кинофильмов, которые я смотрел по несколько раз,  а поведаю о том, почему первый фильм мне понравился больше.

Но вначале все же придется в двух словах поведать о фильме «Правда лейтенанта Климова». Сюжет весьма незатейлив. Служит на Балтийском флоте, в Кронштадте, старший лейтенант Климов. Все-то у него хорошо. Он, потомственный подводник в третьем поколении (дед и отец служили на подводных лодках, отец капитан 1 ранга запаса) служит командиром БЧ-1 (штурманской части) на дизельной подводной лодке, у него красавица жена.  Но однажды, вернувшись со службы домой чуть раньше обычного, застал жену со своим сослуживцем в постели.  Климов в расстроенных чувствах ушел из дома, сослуживец бросился его догонять для объяснений.  Но Климов просто ударил того, а, будучи перворазрядником по боксу, не рассчитал силу удара.

Далее банальное дело. Если в 18-м и в 19-м веке в таких случаях были дуэли, то в 20-м веке стали разбираться начальники и общественность. Климов не стал никому объяснять причину, за что он ударил своего сослуживца,  состоялся суд офицерской чести, и старший лейтенант стал лейтенантом. Будучи весьма гордым по натуре и воспитанию, Климов попросил перевести его на Северный флот.  В бригаде, в которую его направили, на подводных лодках вакансии штурмана не оказалось,  да еще офицеру с подмоченной репутацией, и Климова отправили служить на тренажер. Служба не пыльная, на берегу, к тому же строго по расписанию, и кое-кто не прочь так и служить до пенсии. Но только не Климов, он не мыслит своей жизни без подводной лодки, морских походов.

Со временем счастливый случай позволил ему выйти в море вместо заболевшего и прооперированного в море  командира штурманской группы, и Климова по просьбе его однокашника по училищу, командира боевой части (БЧ-1)  взяли в море, где он себя отлично показал.  Но вот репутация ненадежного офицера мешала ему занять то место, к которому он был уже готов – командира БЧ-1.  Но, как это бывает в кинофильмах, хэппи энд  виден невооруженным глазом, тем более что на горизонте появилась неплохая замена его неверной жене, с которой Климов развелся.  И звание старшего лейтенанта, судя по всему, ему скоро вернут.

А теперь хочу рассказать, почему мне этот фильм понравился больше других фильмах о подводниках,  служивших на дизель-электрических подводных лодках,  правда, которые правильнее было бы назвать ныряющими, а не подводными лодками, особенно в те, 70-80-е годы. Примерно на такой же, одинаковой по водоизмещению, но более старого проекта, проходила моя служба с 1971 по 1974 год.  И события, показанные в фильме, совершенно реальные, а не выдуманные, как в фильме «Слушать в отсеках», где лодка для выполнения задачи проходит под скалой в узком ущелье на глубине 180 метров, чтобы попасть в бухту, куда проник в годы Великой Отечественной войны отец командира уже нынешней субмарины.  Явно надуманный сюжет рассказа, по которому был снят этот фильм.  В годы той войны глубина погружения в 180 метров была практические недоступна нашей «Щуке».  Да и гидроакустика была далеко не совершенна.

Но зато показано соперничество экипажа подводной лодки, командира которой играет Борис Щербаков, с противолодочным кораблей однокашника  и друга, роль которого играет Игорь Старыгин. И  события разворачиваются на Черном море, летом, где прекрасная погода и природа.  Показано много надводных кораблей и офицеров в парадных белых мундирах.

Более реалистичный сюжет фильма «Третье измерение», где командир подводной лодки, которого играет артист Александр  Парра, начал испытывать влечение к женщине, приехавшей на береговую базу для настройки нового гидроакустического комплекса на подводной лодке, которой он командует.  Вроде ничего удивительно в этом нет, тем более что жена командира-подводника, которую играет Светлана Светличная, проявляет полное равнодушие при возвращении мужа из длительного плавания, что тоже не удивительно. Подобную сцену я видел в документальном фильме про подводную лодку типа «Акула», где жена старпома не постеснялась устроить сцену даже при включенной кинокамере. Но  командир, которого играет Парра, какой-то некоммуникабельный, к тому же сутулится,  совсем не похож на бравого командира подводной лодки.  Даже молодой лейтенант смотрится лучше, проявил инициативу, и пригласил командировочную,  красивую женщину, в ресторан, где офицеры лодки отмечали присвоение новой воинского звания начальнику медицинской службы.

И другие члены экипажа субмарины выведены как-то штрихами, и вся их деятельность на подводной лодке не показана.  И зритель этого трехсерийного кинофильма мало что узнает о службе на подводной лодке. Правда, это уже не дизельная, а атомная субмарина, и показать её с носового до кормового отсека могло быть запрещено из-за секретности.

Совсем не так изображена субмарина в фильме про лейтенанта Климова.  События в этом фильме протекают на Северном флоте, да еще зимой, поэтому все офицеры и мичманы хотя в суконных кителях, в которых теплее, чем в хлопчатобумажных куртках у офицеров на Черном море в летнее время года.  Как и у меня  в свое время, на руках командира кожаные перчатки даже внутри субмарины.  Они предохраняют не от холода, а от масла на всех кремальерах,  которое бывает на дизельных  подводных лодках, потому что за эти ручки берутся все, в том числе матросы-дизелисты.  А потом от офицера-подводника пахнет не парфюмом, и дизельным маслом.

Когда командир обходит подводную лодку во время плавания, можно увидеть так мне знакомое внутреннее  устройство, все эти узкие проходы, низкие подволоки, многочисленные трубы, вентили и рычаги. Как только в них не запутывается личный состав?  Но потом вспомнил, как каждое утро после подъема флага проводилось так называемое «проворачивание оружия и техсредств», которое позволяет до автоматизма вырабатывать движения каждого матроса и старшины  на подводной лодке. Делалось это и во втором отсеке подводной лодки, в  котором я был командир.

И житейская сторона показана очень реалистичной. Почему жена главного героя связалась с его сослуживцем? От скуки, Климов запретил ей работать и заводить ребенка. А что делать красивой женщине в Кронштадте, где хватает соблазнов, я думаю?   А вот на береговой базе, в поселке, где размещается бригада подводных лодок, всего один ресторан, где все люди на виду.  Поэтому и ведет себя вполне достойно жена мичмана, боцмана на подлодке, с которым вместе стал служить и соседствовать лейтенант Климов. Вот  с дочкой этого мичмана, которая пока учится в Ленинграде, и намечается любовный роман в кинофильме у Климов.  Так что все, как в жизни.

Понравился мне и замполит на лодке, чем-то напомнил мне моего комиссара, капитан-лейтенанта Кудлаева. Тоже вникающий в жизнь личного состава и особенно офицеров на субмарине. Кудлаев один из тех, что дал мне рекомендацию в партию.  И еще в одной сцене из кинофильма замполит мне напомнил Кудлаева.  В фильме по учебной тревоге – течь в дизельном отсеке.  Командир отсека, мичман, который не первый год служит на лодке, устраняет якобы течь в трюме, где не открывалась какая-то заслонка.  В это время на вопрос командира лодки что-то невнятно ответил матрос-первогодок, оказавшийся рядом с переговорным устройством.  Этот момент видел замполит, и после того, когда командир публично обвинил заслуженного мичмана, радеющего за дело, в нечетком ответе, он высказал свое мнение командиру, и тот, так же публично, извинился перед мичманом за незаслуженно нанесенную обиду.

 А вот как произошло со мной в первый год службы, вернее, даже в первое полугодие.  Вот что я написал в своем рассказе о своем замполите Кудлаеве.
То, что наш комиссар пользуется уважением у командира, я узнал на собственном примере.  К этому времени я уже несколько раз выходил в море на чужих подводных лодках, так как врачей в 6-й эскадре подводных лодок не хватало, а выход в море без врача категорически запрещен – мало ли что может случиться.  Поэтому даже по сравнению с моими коллегами-офицерами, которые вместе со мной только начинали службу, я чувствовал себя уверенней.  Наша подводная лодка входила в категорию «больших океанских лодок», была 611 проекта, так называемых «букашках».  И на ней за все продовольственное обеспечение отвечал помощник командира.   Официально эта должность была занята, но фактически свободна. Дело в том, что на ней числился бывший командир одной подводной лодки, с которым случилось ЧП. Лодка шла на боевое дежурство, попала в сети японской шхуны и чуть не утопила последнюю. Был мировой скандал, лодку вернули в базу, командира сняли с должности. Чтобы он мог кормить семью, его приписали к нашей лодке, и раз в месяц, 13 числа, он появлялся за получением денежного довольствия.

А вот на средних подводных лодках, называемых «эсками», на которой служил в Советской Гавани, вернее, в поселке Заветы Ильича, наш командир, за продукты на лодке отвечал доктор. Он обсчитывал потребности в необходимых продуктах на весь экипаж, оформлял требования, получил продукты на складе и организовывал погрузку на лодку.  Когда наша лодка закончила ремонт, и собралась выходить в море на заводские испытания, командир пригласил меня к себе и попросил, чтобы всем этим занялся я. Именно попросил, а не приказал, ибо в мои должностные обязанности это не входило. И я дал согласие. 

И вот однажды, когда мы были в море уже несколько дней, и вместо мяса ели тушенку, командир послал меня на катере, который подвез с завода какие-то детали для замены вышедших во время испытаний, на базу, и привезти мяса. Я не знал всех тонкостей получения свежих продуктов, поэтому был удивлен, когда мне на складе сказали, что свежего мяса нет, надо было за пару дней подать письменную заявку или дать её по радио.  Пришлось возвращаться не солоно хлебавши.  И когда я спустился в центральный пост и доложил об этом командиру, тот разразился грубым разносом. Но мы были не одни, было не менее десятка офицеров и матросов. Это было грубым нарушением устава внутренней службы, поэтому я, ни слова не говоря, открыл переборочную дверь и ушел в соседний отсек, где было мое рабочее место в кают-компании.  Тут же за мной в отсек заскочил Кудлаев и заявил, что я нарушил устав,   без разрешения командира  ушел. Я ответил, что первым нарушил устав командир, который устроил мне выволочку при подчиненных, и совершенно незаслуженную. Кудлаев ничего не ответил, и вернулся в центральный пост в соседнем отсеке.

Не знаю, какие уж слова подобрал Кудлаев в разговоре с командиром, но вечером, за ужином в кают-компании, в присутствии всех офицеров, командир извинился передо мной, сказав, что перед моим прибытием случилась очередная поломка,  и он был очень зол.  С тех пор мы с моим командиром жили очень дружно,  он всегда с пониманием относился к моим просьбам.  А вот заниматься продовольствие мне пришлось почти полгода, пока наша лодка не вошла в первую линию, и должность помощника командира была укомплектована постоянным офицером.

Реалистично показана и жизнь молодого офицера на берегу. Через какое-то время он получил служебную комнату в квартире, где жили семья того самого мичмана с женой и дочерью.  И хотя всю квартиру не показывали, видимо, у семьи мичмана было две комнаты и кухня,  а у молодого лейтенанта - комната и стол на кухне. Все нормально. Я служил во Владивостоке, а жена с двумя детьми жила в Хабаровске, в кооперативной  квартире моих родителей. Мне дали койку в общежитии, где я ночевал. Но во время дежурства в медсанчасти спал в комнате дежурного врача. Но еще чаще я спал в море во время выходов не только на своей, но и на других субмаринах.  А вот наш механик, капитан-лейтенант Сайпулаев, получил комнату в малосемейном общежитии, когда у него родился сын.  Тоже одна комната и общая на пол-этажа кухня.  Те, кто хотел большего уюта, могли снимать комнату в городе, но немногие на это шли.

Еще одна фраза из этого фильма врезалась в память.  В фильме есть эпизод, когда Климов вместе с матросом устраняет неполадку  на надстройке (так называется корпус лодки) во время шторма. Все проходит благополучно,  хотя опасность, что волна смоет офицера и матроса,  была. Командир, роль которого играет известный артист Юрий Каморный (помните командира танка из киноэпопеи «Освобождение»?) благодарит  лейтенанта Климова (артист Андрей Ростоцкий) за то, что он вернулся живой и сам, и не угробил матроса.  Мол, я всех матросов и офицеров как бы взял взаймы у их родителей, жен, детей, и должен вернуть живыми и здоровыми. Очень глубокая мысль, о которой далеко не все командиры помнят.

Так что фильм «Правда лейтенанта Климова» не только интересный, познавательный, но и несет глубокий смысл о временах, когда молодые люди шли в армию и во флот не для того, чтобы покрасоваться в военной форме, а для защиты своей великой Родины, Советского Союза.  Недавно услышал выступление генерала в запасе Ивашутина из ГРУ, что сейчас наша армия проиграет любую войну, потому что такого героизма, какой был свойственен нашим солдатам, матросам, офицерам во время Великой Отечественной войны, не будет. Никто не будет умирать за государство, в котором хорошо живут лишь олигархи и чиновники. А что, он прав.


Рецензии