Не тобой положено, не тобой будет взято. Зарисовки

Нам с братом с детства запрещали трогать чужие вещи. Папа всегда говорил:
— Не тобой положено, не тобой будет взято. Если мы куда-то пытались залезть, слышали другое:
— Ты туда что-то положил, нет? Закрой и иди заниматься своими делами.
Конкретный пример. В четвёртом классе нас водили на экскурсию на швейную фабрику. После обзора фабрики нам разрешили взять пуговицы из рассортицы (остатки пуговиц, которые пустить в работу нельзя, так как их мало, — их обычно списывали и уничтожали) и кусочки ткани (шить для кукол платьица). Это был праздник.
Праздник для меня закончился быстро. Дома я решила поделиться своей радостью с родителями. Показала пуговицы, яркие, красивые, их было десятка полтора-два. Получила такую взбучку, что и спустя 55 лет помню: не твоё — не смей брать, даже если дают, не бери, не неси в дом.

Детей воспитывала в тех же правилах. Итог не замедлил себя ждать. Выхожу из подъезда, уходила переодеть младшего. Отсутствовала буквально 10–15 минут. Забрала старшего, ему было 5 лет, и пошли гулять.
На следующий день выходим из подъезда с соседкой, пошли в детский сад за детьми. Ко мне подходит девочка лет 7–8 и говорит:
— Ваш Алёша вчера нашёл кошелёк, отдал мне, а мама с папой переживают, потому что там много денег.
Девочка ушла. Соседка говорит:
— Иди, скажи, что кошелёк твой. Иди, иди не раздумывай.
— Я не могу пойти.
— Чего это ты вдруг пойти не можешь?
— Что я скажу? Как выглядит кошелёк, не знаю. Сколько там денег, не знаю.
— Скажи, что много, но точно не помнишь.
— Что такое много? В глазах ребёнка это может быть кучка монет. В руках взрослого… тоже не прикинешь. Не пойду.
Забрала сына из садика. Спрашиваю:
— А что за кошелёк ты вчера отдал Люде из соседнего подъезда?
Сын подробно, с интонацией рассказывает, что ему вчера пришлось пережить:
— Ты зашла домой. Я сел на лавочку возле подъезда. Посмотрел, а под лавочкой кошелёк лежит. Я его поднял, открыл, а там много денег. Я подумал, вдруг какая-нибудь бабушка потеряла, сейчас придёт. Никто не пришёл. Я подошёл к песочнице и сказал ребятам: «В этом кошельке много денег. Его какая-то бабушка потеряла. Кто возьмёт его? Мы с мамой гулять пойдём, а бабушка, может, придёт его искать. Люда, самая большая, сказала: «Давай мне». Я отдал и пошёл на лавочку тебя с братиком ждать».
Я задала массу вопросов. Он на все ответил, но картина, какой кошелёк, что такое много денег, не прояснилась.
Пришёл с работы муж. Рассказала всё ему. Стал он выяснять, что было.
Через пару часов у нас появились ещё вопросы. Мы снова к сыну. Он голову склонил, впечатление, что что-то пытается понять или вспомнить. Потом медленно так говорит:
— А вы почему снова спрашиваете? Вы всегда говорили: чужое трогать нельзя, приносить в дом нельзя. Я не принёс. Я правильно сделал. А зачем вы снова спрашиваете? Кошелёк домой надо было нести?
Всё, приплыли со своими вопросами. Давай успокаивать сына и говорить, как мы им гордимся, какой хороший поступок он хотел совершить, решив вернуть деньги тому, кто потерял. Родители Люды бабушку обязательно найдут.


Рецензии